Компьютер, мультимедийный проектор, электронные учебные издания, атлас для 10 класса.
Ожидаемые результаты обучения.
После изучения данной темы учащиеся должны уметь:
·Рассчитывать ресурсообеспеченность стран мира и делать сравнительные выводы,
·Использовать карты для анализа, конкретизации и доказательства отдельных положений теста учебника,
·Составлять картосхемы «География природных ресурсов мира»
После изучения данной темы учащиеся должны знать:
·Закономерности и географию размещения природных ресурсов по странам мира
УРОК 1
Тема урока: Природные ресурсы и их виды. Ресурсообеспеченность.
Цели:
·Рассчитать ресурсообеспеченность отдельных стран мира, используя формулу для вычисления, а также статистические данные, предложенные учителем и размещенные в учебнике.
Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:
oПрезентация «Природные ресурсы мира»
Отличительные особенности данного урока:
oПроведение практической работы по определению ресурсообеспеченности отдельных стран мира Работа учителя на уроке:
·Объяснение понятий «Природные ресурсы и их виды», «ресурсообеспеченность».
·Организация работы учащихся по определению ресурсообеспеченности нефти на основе статистических показателей, предложенных учителем. Выполнение работы по образцу.
·Организация самостоятельной практической работы учащихся в группах«ресурсообеспеченность природным газом, каменным углем и железными рудами» с использованием таблица №4 и 5 на стр. 384 и картосхем 26 и 27 на стр. 128 и 28 на стр. 136.
·Организация самостоятельной практической работы учащихся в группах«ресурсообеспеченность земельных, лесных ресурсов и ресурсами речного стока» (Задания №4-6 на стр.51) . В результате выполнения задания заполнение таблицы.
Описание деятельности детей:
·Определение ресурсообеспеченности стран мира по различным видам природных ресурсов
А) Топливными ресурсами:
Карточка №1
Определите ресурсообеспеченность природным газом. На сколько лет хватит этого полезного ископаемого в странах? Сделайте вывод
Страна
Запас трлн. м³
Добыча млрд. м³
Ресурсообеспеченность в количестве лет
Россия
США
Иран
Алжир
Канада
Карточка №2
Определите ресурсообеспеченность каменным углем. На сколько лет хватит этого полезного ископаемого в странах? Сделайте вывод
Страна
Запас млрд. т
Добыча млн. т
Ресурсообеспеченность в количестве лет
Россия
США
ЮАР
Китай
Великобритания
Карточка №3
Определите ресурсообеспеченность каменным углем. На сколько лет хватит этого полезного ископаемого в странах? Сделайте вывод
Страна
Запас млрд. т
Добыча млн. т
Ресурсообеспеченность в количестве лет
Россия
США
Бразилия
Китай
Австралия
Б) Другими видами ресурсов
Таблица «Ресурсообеспеченность стран»
Наиболее ресурсообеспеченные страны (с показателем выше среднемирового)
Наименее ресурсообеспеченные страны ( с показателем ниже среднемирового)
, влияющих на демографическую ситуацию в мире).
Домашнее задание, в том числе, при подготовке которых, должен быть использован компьютер:
·Прочитать параграф учебника.
·Выполнить практические задания по теме урока в электронном учебнике «География. 10 класс».
Некоторые итоги урока:
После изучения данной темы учащиеся должны уметь:
·применять формулу для определения ресурсообеспеченности стран мира по различным видам ресурсов.
После изучения данной темы учащиеся должны знать:
· природные ресурсы и их виды,
· ресурсообеспеченность.
УРОК 2
Тема урока: География природных ресурсов
Цели:
·Обозначать на контурной карте, а также называть и показывать на карте страны, обеспеченные разными видами ресурсов
Что нужно детям и учителю для работы на уроке (оборудование и ресурсы):
oКомпьютер, мультимедийный проектор
oКарта административно-территориального деления мира
oРаздаточный материал:
·Возрастно-половые пирамиды стран мира
·Таблицы трудовые ресурсы по отдельным странам мира
Перечень используемых цифровых ресурсов и программных средств на уроке:
Электронный учебные издания (ЭУИ).
Электронный учебник «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»
Электорнный учебник «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии Кирилла и Мефодия. 10 класс»
Электронные мультимедийные пособия
Слайд- презентация «География природных ресурсов (практикум)»
Отличительные особенности данного урока:
oПрактическая работа с картографическими и статистическими материалами: выделение районов размещения наиболее крупных народов, распространения мировых религий.
oФормирование основных понятий урока с помощью электронных учебных пособий.
Работа учителя на уроке:
·Объяснение (с использованием предыдущих знаний и электронного учебника) особенностей размещения природных ресурсов по странам мира
·Проведение практической работы с картографическими материалами: выделение стран, обладающих наибольшими запасами отдельных природных ресурсов
Описание деятельности детей:
·Выполнение практической работы с картографическими материалами: выделение районов
·размещения наиболее важных природных ресурсов по странам мира.
Домашнее задание, в том числе, при подготовке которых, должен быть использован компьютер:
·Прочитать параграф учебника.
·Выполнить практические задания по теме урока в электронном учебнике «География. 10 класс».
Некоторые итоги урока:
После изучения данной темы учащиеся должны уметь:
·Называть страны, обеспеченные разными видами природных ресурсов
После изучения данной темы учащиеся должны знать:
·Закономерности и географию размещения природных ресурсов по планете
Используемая литература
1.Максаковский В.П. «География» 10 класс. М. Просвещение 2005г.
2.Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. - М.: Просвещение, 2005г.