Официальный сайт ruskorinfo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



У самого синего моря...

Submitted by Марина Сергеевна Соболеева on Sat, 05/06/2010 - 09:01
Данные об авторе
Регион: 
Республика Бурятия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1. повторить и обобщить знания учащихся об имени прилага-тельном как части речи; 2. развивать умение правильно и точно использовать в речи имена прилага-тельные; развивать внимание, память, восприятие на слух; 3. воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина, формировать интерес к языку; 4. коррекционная работа над устранением вербализма.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Используемое оборудование: 

Схемы родовых окончаний имён прилагательных и окончаний во множественном числе, индивидуальные карточки, кроссворд.

Краткое описание: 
У самого синего моря… Тема: Повторение знаний об имени прилагательном как части речи. Цели и задачи: 1. повторить и обобщить знания учащихся об имени прилага-тельном как части речи; 2. развивать умение правильно и точно использовать в речи имена прилага-тельные; развивать внимание, память, восприятие на слух; 3. воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина, формировать интерес к языку; 4. коррекционная работа над устранением вербализма. Оборудование: схемы родовых окончаний имён прилагательных и окончаний во множественном числе, индивидуальные карточки, кроссворд. Словарь: имена прилагательные из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

У самого синего моря…

 

Тема: Повторение знаний об имени прилагательном как части речи.

 

Цели и задачи: 1. повторить и обобщить знания учащихся об имени прилага-тельном как части речи;

2. развивать умение правильно и точно использовать в речи имена прилага-тельные; развивать внимание, память, восприятие на слух;

3. воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина, формировать интерес к языку;

4. коррекционная работа над устранением вербализма.

 

Оборудование: схемы родовых окончаний имён прилагательных и окончаний во множественном числе, индивидуальные карточки, кроссворд.

 

Словарь: имена прилагательные из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

 

Ход урока:

 

I.    Поэтическая минутка. Постановка задач урока.

          Урок начинается с поэтической минутки. Дети читают строки из «Сказки о рыбаке и рыбке», которые они выбрали для выразительного чтения.

          - Вам на дом было задано перечитать сказку А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», вспомнить полюбившиеся строки, обратить внимание на имена прилагательные, используемые Александром Сергеевичем, и задуматься над их ролью в сказке. (Дети читают отрывки: Алёша, Яна, Сымбат.)

          - Вот мы и открыли наш урок поэтической минуткой, вспомнили знакомые строки из сказки А. С. Пушкина. А тема нашего урока (ученики читают тему) «Повторение знаний об имени существительном как части речи», языковым материалом урока будут имена прилагательные из сказки, строки из которой только что прозвучали.

 

II.   Творческий диктант.

          - Сейчас я буду называть имя существительное, обозначающее предмет или лицо из сказки, а вы  подберёте к нему имя прилагательное, обозначающее признак этого предмета, причём оно должно быть из этой же сказки. Составленное словосочетание запишете в тетрадь.

         (Ветхая) землянка, … (синее) море, … (новое) корыто, … (золотая) рыбка, … (золотые) перстни, … (соболья) душегрейка, … (дубовые) вороты, … (ласковое) слово, … (сердитые) волны, … (дорогой) откуп, … (высокий) терем.

 

III. Лексическая разминка.

          Учащиеся читают словосочетания (желающие могут вспомнить и прочитать строки, в которых встретились эти словосочетания), выясняют значение имён прилагательных, подбирают противоположные по значению имена прилагательные, задумываются над образностью имён прилагательных.

          - Что значит ветхая землянка? (старая)

          - А землянка не ветхая как называется? (новая)

          - Прилагательное новая противоположно ветхому или старому? (да)

          - Море синее. А какое ещё может быть море? (Чёрное, волнующееся, огромное, необъятное…)

          - В «Словаре эпитетов русского языка» вы можете найти 138 эпитетов к слову море! А заметили ли вы, что для характеристики моря очень часто А. С. Пушкин использует эпитет синее? (да)

          - Вспомните строки из других сказок: в «Сказке о царе Салтане…»

В синем небе звёзды блещут,

  В синем море волны хлещут…

или в сказке «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»:

Ветер, ветер! Ты могуч,

                                                Ты гоняешь стаи туч,

 Ты волнуешь сине море,

    Всюду веешь на просторе.

          - Корыто новое. А какое прилагательное противоположно по значению? Какое корыто было у старухи? (старое)

          - Рыбка золотая. Почему автор использует прилагательное золотая? (Чтобы подчеркнуть необычность рыбки.)

          - Вспомните, какое прилагательное употребляет автор для уточнения значения слова золотая? (Я сегодня поймал было рыбку, Золотую рыбку, не простую.)

          - Золотая рыбка. Золотые перстни. Какое значение имеет имя прилагательное золотые в словосочетании золотые перстни? (сделанные из золота)

          -  Дорогой откуп. (Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь, чем только пожелаешь.)  Назовите прилагательное, противоположное по значению слову дорогой? (дешёвый)

          -   Назовите имена прилагательные, которые использует А. С. Пушкин для описания одежды старухи, когда она стала столбовою дворянкой? (парчовая кичка, соболья душегрейка…)

          - Имена прилагательные парчовая (кичка), соболья (душегрейка) обозначают признак по отношению к материалу (кичка из парчи, душегрейка из соболя). В каком ещё словосочетании есть имена прилагательные, обзначающие признак по отношению к материалу? (Дубовые, тесовые вороты, …)

          -  Как А. С. Пушкин сказал о волнах? (сердитые, …  )

          -  Почему он выбрал прилагательное сердитые? (Они вздымались,  почернели, …)

          -  Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово. Ласковое слово: это хорошее качество? (да)

          -   Назовите слово, противоположное ласковому. (грубое)

          -   Какие имена прилагательные автор использовал в переносном значении? (золотая рыбка, сердитые волны)

          -  Мы записали лишь некоторые имена прилагательные. Что же обозначает имя прилагательное? (Даётся определение лексическому значению имени прилагательного как части речи.)

          -   Может ли имя прилагательное обозначать внутренние качества людей? Животных? Подтвердите эту мысль примером из сказки. (Как названы в этой сказке  старуха? Стража? Слуги?) (Сварливая баба, грозная стража, усердные слуги.)

          - А какой была старуха по характеру? (Корыстолюбивая, жадная, скупая.)

          -   А какой по характеру была рыбка? (Справедливая, добрая.)

          - С какой целью А. С. Пушкин использовал в сказке имена прилагательные? (Мысль должна быть выражена точно, ясно, ярко, выразительно, живописно!)

 

Физкультминутка.

          -   Вы, наверное, устали? (Да!)

              Ну, тогда все дружно встали.

              Ножками потопали, ручками похлопали,

              Покрутились, повертелись

              И за парты все уселись.

              Глазки крепко закрываем,

              Дружно до 5 считаем.

              Открываем. Поморгаем.

              И работать продолжаем.

 

IV. Упражнения в определении признаков имени прилагательного как части речи.

          -   Что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета.)

          -   Как определить род и число имён прилагательных? (определяется по форме имени существительного, от которого оно зависит.)

          - Что можно сказать об изменении имён прилагательных по родам? (изменяется в единственном числе)

1. Упражнение в определении рода и числа имён прилагательных.

          - Определите род и число имён прилагательных в записанных словосочетаниях. (Определяют род и число в словосочетаниях, доказывают правильность своего ответа.)

          -  У каких прилагательных вы не определили род? (Золотые перстни, дубовые вороты, сердитые волны.)

          - Почему? (Прилагательные употреблены в форме множественного числа.)

          -  Какие ещё могут быть окончания у имён прилагательных мужского, женского, среднего рода и во множественном числе? (Восстанавливается в памяти схема родовых окончаний имён прилагательных и окончаний во множественном числе)   Заполним таблицу.

М. р.

Ж. р

Ср. р.

-ой

-ый

-ий

-ая

-яя

-ое

-ее

             

  

Мн. ч.

-ые

-ие

 

2. Упражнение в определении падежей имён прилагательных и правописании падежных окончаний. (Работа по карточкам)

          - Вставьте пропущенные окончания. Укажите падеж имён прилагательных.

                                            Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласков… слово.

 

                                          Они жили в ветх… землянке

Ровно тридцать лет и три года.

 

                                          Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

    Заедает она пряник… печатным.

          -   Докажите правильность написания окончаний.

 

V. Работа над значением поговорок.

          -   Прочитайте поговорку и задумайтесь над тем, откуда эта поговорка появилась и что она означает.

Остаться у разбитого корыта.

(Остаться ни с чем, потеряв всё, что было приобретено.)

          -   А. С. Пушкин в своей сказке использовал одну из русских поговорок:

Поделом тебе, старый невежа!

                                           Впредь тебе, невежа, наука:

                                           Не садися не в свои сани!

          -  Объясните значение поговорки «Не садися не в свои сани». (Не пытайся равняться с тем, кто принадлежит к более высокому обществу.)

          - Подумайте, в каких случаях могли бы быть использованы эти поговорки.

 

VI. Итог урока.

          -   Выполнили мы задачу урока?

          -   Чем заинтересовал вас урок?

 

VII. Домашнее задание.

          -   Разгадать кроссворд на тему: Слова из «Сказки о рыбаке и рыбке».

 

 

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн