Оборудование: на доске тема урока, учебники и тетради учащихся,индивидуальные словарики учащихся ,компьютерное сопровождение урока,текст характеристики.
Ход уроков
1.Организация класса
Объявление учителем темы ,целей и задач урока.
2.Изучение нового материала с опорой на изученное ранее
1)Вступительное слово учителя.
В повседневной жизни нам всем очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления ,написания разного рода документов ,деловых бумаг: заявлений, объяснительных записок, жалоб, объявлений ,приглашений, доверенностей ,расписок, характеристик и т.д.
Подобные документы должны быть составлены грамотно, чётко и ясно.
Задача школьной программы по русскому языку научить вас этому. Чтобы в будущем вы были и благодаря этим навыкам востребованы на рынке труда, лучше ориентировались ,были успешными.
2)Лингвистическая разминка.
Какие сферы человеческой деятельности обслуживает официально-деловой стиль?
Что характерно для данного стиля?
Какие вы знаете виды (жанры) официально-делового стиля?
Какие особенности в лексике, морфологии ,синтаксисе этого стиля вы знаете?
3)Учитель.
На этапе старшей школы мы существенно углубляем свои знания по данному стилю речи.
Представляем вам презентацию « Основные черты и признаки официально-делового стиля», выполненную учениками нашего класса.
2)Одним из важнейших документов является автобиография. Оттого как мы её грамотно составим, очень часто зависит, примут ли нас на учёбу в институт, на производство и т. д.
Представляем презентацию «Автобиография как жанр официально-делового стиля речи».
3)Презентация (2 ученика).
4)Отмечая основные особенности официально-делового стиля, мы говорим, что этому стилю присуща специальная лексика.
А какие примеры вы нашли в сегодняшних газетах ,плакатах ,телепередачах? Проверяем упражнение 460, даём толкование слов.
Примеры: Рекламация ,бакалавр, аудитор, муниципалитет, инагурация, саммит, индексация, брифинг, киднепинг, холдинг, митрополит, банкомат, ссуда, спецификация, и тьютор, мейнстрим и т.д.
5) А теперь сможем ли мы увидеть и исправить ошибки уже в готовых документах? Обратимся к упражнениям 473, 474 (даны образцы заявления, объявления, доверенности).
Проверка , оценки.
6) Учитель.
Перед вами характеристика ученика ,это ещё один вид деловых бумаг. На уроках литературы мы часто говорим о героях произведений, составляем их характеристики ,но тогда она у нас получается литературной, составленной в художественном стиле.
Сегодня же мы говорим о деловых документах, поэтому и характеристика у нас должна быть производственной?
Требования к служебной характеристике в учебнике на странице 287. Проверка, анализ ошибок.
Характеристика
Володина Степана Андреевича, ученика 10 класса «В» школы № 5 города Новосибирска
Степа родился в 1992 году в роддоме номер 4 небольшого сибирского города Бердска.
Он высокого роста, худощавый, с карими глазами, слегка вьющимися тёмными волосами. У него прямой нос, родинка на левой стороне лица, что придаёт несерьёзность.
Любит одеваться просто: спортивные штаны, футболки , кепки.
Учится Степан уже долгих 10 лет, прямо скажем, учиться не любит, поэтому знания имеет слабенькие.
Интереса особого ни к чему не имеет, если только к компьютеру.
Ещё Степан балуется музыкой, ну , для себя.
Отношения с одноклассниками так себе. Правда, один раз он выручил класс: перед самым выступлением придумал и исполнил музыкальный
номер.
У Степана полная семья ,но родителям он старается не помогать.
Характеристика дана для предъявления поместу требования. 10.04.09
Классный руководитель Е.Н.Сотникова.
4.Подведение итогов
Вывод по уроку учащиеся (желающие) делают сами.
Сегодня мы говорили об особенностях официально-делового стиля речи, его важности в наше время. Навыки по составлению и грамотному чтению деловых бумаг нам крайне необходимы в повседневной жизни, поэтому такой урок имеет высокую практическую направленность.
5.Домашнее задание
1.Письменно составить автобиографию.
2.Ответить на контрольные вопросы в конце раздела учебника.