Различия учащихся в качестве знаний, в опыте практического участия в природоохранной деятельности обусловливаются разным уровнем их экологической культуры. Снижение качества и уровня здоровья населения в целом — неопровержимый факт. Именно поэтому проблема сохранения и развития здоровья человека в меняющихся экологических условиях стала предметом пристального внимания в науке и практике. Необходимо выработать новый взгляд на природу и свое место в ней, научиться новому образу жизни, избавляясь от потребительского отношения и ощущая личную ответственность за благополучие среды обитания. Для этого необходимо каждому гражданину иметь представления о состоянии окружающей среды, и, следовательно, владеть некоторыми методами ее исследования.
Ведущими методами преподавания данного элективного курса являются:
1.Методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, развивающие творческую инициативу. Элективный курс ориентирован на развитие умений решать задачи экспериментальным путем. 47% курса занимают практические занятия. Исследовательская деятельность развивает умения формулировать проблемы, планировать и проводить наблюдения, эксперимент, анализировать и оценивать результаты деятельности.
2.Интерактивные методы (учебный диалог, метод проблемных задач, деловые игры).
Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и потому помогает решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя экологические, биологические знания.
Цель:Создать условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области мониторинга окружающей среды.
Задачи:
1.Сформировать понятия жизненных процессов в гидросфере, атмосфере, литосфере, состава и строения оболочек Земли.
2.Развивать исследовательскую деятельность учащихся. Развивать умения учащихся самостоятельно пользоваться методиками исследования мониторинга окружающей среды.
3.Развивать проектную деятельность учащихся;
4.Развивать умения обрабатывать данные, оформлять и представлять результаты работы в виде таблиц, графиков, диаграмм.
5.Развивать умения самостоятельно добывать информацию и использовать полученные знания на практике, в жизненных и нестандартных ситуациях.
В процессе обучения учащиеся приобретают знания:
- об особенностях гидросферы, атмосферы, литосферы, как экосистемах;
- о составах и строениях, обитателях оболочек Земли;
- о методиках исследования окружающей среды;
- об экологических проблемах Усть-Илимска.
Умения:
- наблюдать и изучать биологические, химические, физические явления;
- овладение проектной деятельностью;
- самостоятельно пользоваться методиками исследования мониторинга окружающей среды;
- проводить исследование (формулировать проблемы, планировать и проводить наблюдения, эксперимент, анализировать и оценивать результаты деятельности);
- самостоятельно добывать информацию и использовать полученные знания на практике, в жизненных и нестандартных ситуациях;
- обрабатывать данные, оформлять и представлять результаты работы в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Способы проверки ожидаемого результата:
1.Наличие дневника исследователя;
2.Доклад;
3.Тест;
4.Презентация проекта;
5.Исследовательские работы, представленные на НПК.
Интеграция: экология, биология, химия, физика, география.
Возраст учащихся: 14-16 лет
Количество часов: 112 ч. (по 4 часа в неделю), теоретических 59,5 ч., практических 52,5ч
Элективный курс состоит из трех разделов:
РазделI. Вода- основа жизненных процессов в биосфере,
РазделII. Атмосфера – воздушная оболочка Земли,
РазделIII. Земля – твой дом,
на основе которых может быть составлено следующее планирование.
Тематическое планирование
Дата
Наименование темы по программе
Кол-во часов
Форма контроля
теория
практика
РазделI. Вода- основа жизненных процессов в биосфере (26 ч.)
О К Т Я Б Р Ь
1.
Введение. Инструктаж. Цели и задачи спецкурса.
1
2.
Состав и свойства воды.
1
3.
Взятие проб воды из природных источников
1
4.
Определение биогенных поллютантов
1
5.
Определение степени загрязнения водоема по внешнему виду. Определение цветности воды
1
6.
Определение уровня загрязнения водоема по беспозвоночным зооиндикаторам
1
7.
Слежение за состоянием воды с помощью простейших Определение активной реакции воды.
1
дневник исследователя.
8.
Вода как фактор здоровья
1
9.
Круговорот воды в биосфере
1
10.
Загрязнение природных вод
1
11.
Очистка воды
0,5
0,5
12.
Водные организмы. Водоросли.
1
13.
Водные организмы. Беспозвоночные животные
1
14.
Водные организмы. Позвоночные животные.
1
15
Байкал – жемчужина России. Особенности байкальских вод.
1
16.
Экскурсия в гидрозал.
1
Н О Я Б Р Ь
17.
Происхождение Байкала.
1
18.
Эндемики Байкала.
1
19
Простейшие. Губки.
1
20.
Моллюски. Черви.
1
21.
Байкальские рыбы.
1
22.
Нерпа.
1
23.
Пищевые цепи на Байкале.
1
Тест
24.
Игра «Без чистой воды ни туды и ни сюды»
1
25.
Конференция «Вода – удивительное вещество»
2
Доклад
РазделII. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (25 ч).
26.
Состав воздуха.
1
27
Загрязнения воздуха
1
Д Е К А Б Р Ь
28.
Исследование загрязнения воздуха городским транспортом
1
29.
Исследование загрязнения воздуха городским транспортом
1
30.
Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной.
1
31.
Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной.
1
32.
Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной.
1
33.
Живые организмы атмосферы
1
34.
Исследование пыли
1
35.
Детоксикация загрязнителей атмосферы
1
36.
Определение содержания углекислого газа в классной комнате
1
37.
Определение содержания углекислого газа в классной комнате
1
38.
Определение содержания углекислого газа в классной комнате
1
39.
Сравнительная характеристика количества поглощаемого углекислого газа растениями и выдыхаемого учащимися.
1
дневник исследователя.
40.
Сравнительная характеристика количества поглощаемого углекислого газа растениями и выдыхаемого учащимися
1
41.
Оценка состояния дыхательной системы
1
42.
Оценка состояния дыхательной системы
1
43.
Фотосинтез
1
Я Н В А Р Ь
44.
Парниковый эффект.
1
45.
Кислотные дожди.
1
46.
Круговорот кислорода в биосфере
1
47.
Викторина «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»
1
48.
Круговорот азота в биосфере
1
Тест
49.
Круговорот углерода в биосфере
1
50.
Конференция «Внешняя оболочка биосферы»
1
Доклад
РазделIII. Земля – твой дом (61 ч).
51
Состав и строение литосферы
1
52.
Компоненты почвы
1
53.
Обитатели почвы
1
54.
Круговорот веществ в почве
1
55.
Загрязнение почвы
1
Ф Е В Р А Л Ь
56.
Определение кислотности почвы
1
57.
Определение наличия нитратов в почве
1
отчет
58.
Определение высокого содержания некоторых элементов в почве по растениям - индикаторам
1
59.
Игра «Подземелье»
1
60.
Определение рекреационной нагрузки
1
61.
Интегрированный час экологии и географии
1
62.
Интегрированный час экологии и географии
1
творческие задания
63.
Интегрированный час экологии, математики и физики
1
творческие задания
64.
Интегрированный час экологии, истории и литературы
1
65.
Интегрированный час экологии, истории и литературы
1
творческие задания
66.
Заповедники и национальные парки мира
1
67.
Геологические и водные памятники природы
1
68.
Ботанические памятники природы
1
69.
Красная книга. Животные.
1
70.
Красная книга. Растения.
1
71.
Проект «Красная книга Иркутской области»
1
М А Р Т
72.
Проект «Красная книга Иркутской области»
1
73.
Проект «Красная книга Иркутской области»
1
презентация проекта
74.
Типы экологических взаимодействий
1
75
Типы экологических взаимодействий
1
76
Конкурентные взаимодействия
1
77
Проект «Паразитизм и болезни»
1
78
Проект «Паразитизм и болезни»
1
проект
79.
Потоки энергии и вещества в сообществе
1
80.
Пастбищные и детритные цепи
1
81
Игра «Окружающая среда и здоровье человека»
1
82
Влияние химических загрязнителей на здоровье
1
83
Влияние биологических загрязнителей на здоровье
1
А П Р Е Л Ь
84
Влияние звуков на человека
1
85
Влияние шума на школьников
1
86
Влияние шума на школьников
1
дневник исследователя
87
Погода и самочувствие человека
1
88
Питание и здоровье человека
1
89
Расчет энергетического баланса в организме
1
90
Составление пищевого рациона
1
91
Исследование индивидуальных биоритмов
1
92
Изучение влияния социально-психологических факторов на организм человека
1
93
Проблемы адаптации человека к окружающей среде
1
Тест
94
Подготовка к КТД «День Земли»
1
95
КТД «День Земли»
1
96
Изучение экологического состояния школы. Эмоциональная оценка школы
1
97
Оценка экологического состояния школьных помещений
1
98
Оценка экологического состояния школьных помещений
1
99
Оценка экологического состояния школьных помещений
1
дневник исследователя
М А Й
100
Экологически чистая квартира
1
101
Экологически чистая квартира
1
102
Современное состояние экологических проблем города Усть-Илимска
1
103
Современное состояние экологических проблем города Усть-Илимска. Характеристика района исследования.
1
104
Современное состояние экологических проблем города Усть-Илимска. Санитарная очистка.
1
105
Современное состояние экологических проблем города Усть-Илимска. Особенности восприятия различных районов.
1
106
Современное состояние экологических проблем города Усть-Илимска. Особенности восприятия различных районов.
1
дневник исследователя
107
Уличный транспорт
1
108
Пути решения экологических проблем города Усть-Илимска
1
109
Обобщение. Подготовка к зачету
1
110
Зачет
1
зачет
111
Игра «Земля – твой дом»
1
Литература.
1.Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт. – сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.
2.Галеева Н.Л. Интегрированные биологические декады. – М.: 5 за знания, 2007.
3.Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. – Педагогическое общество России, 2001.
4.Дзятковская Е.Н. Сборник экологических задач, лабораторных работ и деловых игр по химии, биологии, физике. – Иркутск: издательство «Папирус», 1994.
5.Литвинова Л.С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005.
6.Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
7.Экология. 7-8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека / авт.-сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2008.