Официальный сайт ufa-check 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Элективный курс "Диалог с природой"

Фото пользователя Наталья Владимировна Бровкина
Размещено: Наталья Владимировна Бровкина - вт, 08/06/2010 - 03:53
Данные об авторе
Автор(ы): 
Бровкина Наталья Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №2", учитель биологии
Регион: 
Иркутская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Естествознание
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и потому помогает решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя экологические, биологические знания. Цель: Создать условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области мониторинга окружающей среды.

Автор: Наталья Владимировна Бровкина

МОУ «СОШ №2» г. Усть-Илимск

 

Программа элективного курса «Диалог с природой»

 

Пояснительная записка

 

Различия уча­щихся в качестве знаний, в опыте практического участия в природоохранной деятельности обусловливаются раз­ным уровнем их экологической культуры. Снижение качества и уровня здоровья населе­ния в целом — неопровержимый факт. Именно поэтому проблема сохранения и развития здоровья чело­века в меняющихся экологических условиях стала предме­том пристального внимания в науке и практике. Необходимо выработать новый взгляд на природу и свое место в ней, научиться новому образу жизни, из­бавляясь от потребительского  отношения и ощущая лич­ную ответственность за благополучие среды обитания. Для этого необходимо каждому гражданину иметь представления о состоянии окружающей среды, и, следовательно, владеть некоторыми методами ее исследования.

Ведущими методами преподавания данного элективного курса являются:

1.      Методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, развивающие творческую инициативу.  Элективный курс ориентирован на развитие умений решать задачи экспериментальным путем. 47% курса занимают практические занятия. Исследовательская деятельность развивает умения формулировать проблемы, планировать и проводить наблюдения, эксперимент, анализировать и оценивать результаты деятельности.  

2.      Интерактивные методы (учебный диалог, метод проблемных задач, деловые игры).

Программа позволяет ориентироваться на интересы учащихся и потому помогает решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя экологические, биологические знания.

Цель: Создать условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области мониторинга окружающей среды.

Задачи:

1.      Сформировать понятия жизненных процессов в гидросфере, атмосфере, литосфере, состава и строения оболочек Земли.

2.      Развивать исследовательскую деятельность учащихся. Развивать умения учащихся самостоятельно пользоваться методиками исследования мониторинга окружающей среды.

3.      Развивать проектную деятельность учащихся;

4.      Развивать умения обрабатывать данные, оформлять и представлять результаты работы в виде таблиц, графиков, диаграмм.

5.      Развивать умения самостоятельно добывать информацию и использовать полученные знания на практике, в жизненных и нестандартных ситуациях.

В процессе обучения учащиеся приобретают знания:

- об особенностях гидросферы, атмосферы, литосферы, как экосистемах;

- о составах и строениях, обитателях оболочек Земли;

- о методиках исследования окружающей среды;

- об экологических проблемах Усть-Илимска.

Умения:

- наблюдать и изучать биологические, химические, физические  явления;

- овладение проектной деятельностью;

- самостоятельно пользоваться методиками исследования мониторинга окружающей среды;

- проводить исследование (формулировать проблемы, планировать и проводить наблюдения, эксперимент, анализировать и оценивать результаты деятельности);

- самостоятельно добывать информацию и использовать полученные знания на практике, в жизненных и нестандартных ситуациях;

- обрабатывать данные, оформлять и представлять результаты работы в виде таблиц, графиков, диаграмм.

Способы проверки ожидаемого результата:

1.      Наличие дневника исследователя;

2.      Доклад;

3.      Тест;

4.      Презентация проекта;

5.      Исследовательские работы, представленные на НПК.

 

Интеграция: экология, биология, химия, физика, география.

Возраст учащихся: 14-16 лет

Количество часов: 112 ч. (по 4 часа в неделю), теоретических 59,5 ч., практических 52,5ч

 

Элективный курс состоит из трех разделов:

Раздел I. Вода- основа жизненных процессов в биосфере, 

Раздел II. Атмосфера – воздушная оболочка Земли,

Раздел III. Земля – твой дом,

на основе которых может быть составлено следующее планирование.

 

Тематическое планирование

 

Дата

 

Наименование темы по программе

Кол-во часов

Форма контроля

теория

практика

 

Раздел I. Вода- основа жизненных процессов в биосфере  (26 ч.)

О К Т Я Б Р Ь

1.

Введение. Инструктаж. Цели и задачи спецкурса.

1

 

 

2.

Состав и свойства воды.

1

 

 

3.

Взятие проб воды из природных источников

 

1

 

4.

Определение биогенных поллютантов

 

1

 

5.

Определение степени загрязнения водоема по внешнему виду. Определение цветности воды

 

1

 

6.

Определение уровня загрязнения водоема по беспозвоночным зооиндикаторам

 

1

 

7.

Слежение за состоянием воды с помощью простейших Определение активной реакции воды.

 

1

дневник исследователя.

8.

Вода как фактор здоровья

1

 

 

9.

Круговорот воды в биосфере

1

 

 

10.

Загрязнение природных вод

1

 

 

11.

Очистка воды

0,5

0,5

 

12.

Водные организмы. Водоросли.

1

 

 

13.

Водные организмы. Беспозвоночные животные

1

 

 

14.

Водные организмы. Позвоночные животные.

1

 

 

15

Байкал – жемчужина России. Особенности байкальских вод.

1

 

 

16.

Экскурсия в гидрозал.

 

1

 

Н О Я Б Р Ь

17.

Происхождение Байкала.

1

 

 

18.

Эндемики Байкала.

1

 

 

 19

Простейшие. Губки.

1

 

 

20.

Моллюски. Черви.

1

 

 

21.

Байкальские рыбы.

1

 

 

22.

Нерпа.

1

 

 

23.

Пищевые цепи на Байкале.

1

 

Тест 

24.

Игра «Без чистой воды ни туды и ни сюды»

 

1

 

25.

Конференция «Вода – удивительное вещество»

2

 

Доклад

Раздел II. Атмосфера – воздушная оболочка Земли (25 ч).

26.

Состав воздуха.

1

 

 

27

Загрязнения воздуха

1

 

 

Д Е К А Б Р Ь

28.

Исследование загрязнения воздуха городским транспортом

 

1

 

29.

Исследование загрязнения воздуха городским транспортом

 

1

 

30.

Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной.

 

1

 

31.

Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной.

 

1

 

32.

Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной.

 

1

 

33.

Живые организмы атмосферы

1

 

 

34.

Исследование пыли

 

1

 

35.

Детоксикация загрязнителей атмосферы

1

 

 

36.

Определение содержания углекислого газа в классной комнате

 

1

 

37.

Определение содержания углекислого газа в классной комнате

 

1

 

38.

Определение содержания углекислого газа в классной комнате

 

1

 

39.

Сравнительная характеристика количества поглощаемого углекислого газа растениями и выдыхаемого учащимися.

 

1

дневник исследователя.

40.

Сравнительная характеристика количества поглощаемого углекислого газа растениями и выдыхаемого учащимися

 

1

 

41.

Оценка состояния дыхательной системы

 

1

 

42.

Оценка состояния дыхательной системы

 

1

 

43.

Фотосинтез

1

 

 

Я Н В А Р Ь

44.

Парниковый эффект.

1

 

 

45.

Кислотные дожди.

1

 

 

46.

Круговорот кислорода в биосфере

1

 

 

47.

Викторина «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

 

1

 

48.

Круговорот азота в биосфере

1

 

Тест

49.

Круговорот углерода в биосфере

1

 

 

50.

Конференция «Внешняя оболочка биосферы»

1

 

Доклад

Раздел III. Земля – твой дом (61 ч).

51

Состав и строение литосферы

1

 

 

52.

Компоненты почвы

1

 

 

53.

Обитатели почвы

1

 

 

54.

Круговорот веществ в почве

1

 

 

55.

Загрязнение почвы

 

 

1

 

 

Ф Е В Р А Л Ь

56.

Определение кислотности почвы

 

1

 

57.

Определение наличия нитратов в почве

 

1

отчет

58.

Определение высокого содержания некоторых элементов в почве по растениям - индикаторам

1

 

 

59.

Игра «Подземелье»

 

1

 

60.

Определение рекреационной нагрузки

1

 

 

61.

Интегрированный час экологии и географии

 

1

 

62.

Интегрированный час экологии и географии

 

1

творческие задания

63.

Интегрированный час экологии, математики и физики

 

1

творческие задания

64.

Интегрированный час экологии, истории и литературы

 

1

 

65.

Интегрированный час экологии, истории и литературы

 

1

творческие задания

66.

Заповедники и национальные парки мира

1

 

 

67.

Геологические и водные памятники природы

1

 

 

68.

Ботанические памятники природы

1

 

 

69.

Красная книга.  Животные.

1

 

 

70.

Красная книга. Растения.

1

 

 

71.

Проект «Красная книга Иркутской области»

 

1

 

М А Р Т

72.

Проект «Красная книга Иркутской области»

 

1

 

73.

Проект «Красная книга Иркутской области»

 

1

презентация проекта

74.

Типы экологических взаимодействий

1

 

 

75

Типы экологических взаимодействий

1

 

 

76

Конкурентные взаимодействия

1

 

 

77

Проект «Паразитизм и болезни»

 

1

 

78

Проект «Паразитизм и болезни»

 

1

проект

79.

Потоки энергии и вещества в сообществе

1

 

 

80.

Пастбищные и детритные цепи

1

 

 

81

Игра «Окружающая среда и здоровье человека»

 

1

 

82

Влияние химических загрязнителей на здоровье

1

 

 

83

Влияние биологических  загрязнителей на здоровье

1

 

 

А П Р Е Л Ь

84

Влияние звуков на человека

1

 

 

85

Влияние шума на школьников

 

1

 

86

Влияние шума на школьников

 

1

дневник исследователя

87

Погода и самочувствие человека

1

 

 

88

Питание и здоровье человека

1

 

 

89

Расчет энергетического баланса в организме

 

1

 

90

Составление пищевого рациона

 

1

 

91

Исследование индивидуальных биоритмов

 

1

 

92

Изучение влияния социально-психологических факторов на организм человека

 

1

 

93

Проблемы адаптации человека к окружающей среде

1

 

Тест

94

Подготовка к КТД «День Земли»

1

 

 

95

КТД «День Земли»

 

1

 

96

Изучение экологического состояния школы. Эмоциональная оценка школы

 

1

 

97

Оценка экологического состояния школьных помещений

 

1

 

98

Оценка экологического состояния школьных помещений

 

1

 

99

 

 

Оценка экологического состояния школьных помещений

 

1

дневник исследователя

М А Й

100

Экологически чистая квартира

1

 

 

101

Экологически чистая квартира

1

 

 

102

Современное состояние экологических проблем города Усть-Илимска

1

 

 

103

Современное состояние экологических проблем города Усть-Илимска. Характеристика района исследования.

 

1

 

104

Современное состояние экологических проблем города Усть-Илимска. Санитарная очистка.

 

1

 

105

Современное состояние экологических проблем города Усть-Илимска. Особенности восприятия различных районов.

 

1

 

106

Современное состояние экологических проблем города Усть-Илимска. Особенности восприятия различных районов.

 

1

дневник исследователя

107

Уличный транспорт

 

1

 

108

Пути решения экологических проблем города Усть-Илимска

1

 

 

109

Обобщение. Подготовка к зачету

1

 

 

110

Зачет

1

 

зачет

111

Игра «Земля – твой дом»

 

1

 

 

Литература.

1.      Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт. – сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2008.

2.      Галеева Н.Л. Интегрированные биологические декады. – М.: 5 за знания, 2007.

3.      Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. – Педагогическое общество России, 2001.

4.      Дзятковская Е.Н. Сборник экологических задач, лабораторных работ и деловых игр по химии, биологии, физике. – Иркутск: издательство «Папирус», 1994.

5.      Литвинова Л.С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005.

6.      Попова Т.А. Экология в школе: Мониторинг природной среды: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

7.      Экология. 7-8 классы: практикум по экологии животных. Практикум по экологии человека / авт.-сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2008.

8.      Экология. Элективные курсы. 9 класс / авт. - сост. М.В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2007.

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн