Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 3 классе. 1.
ТЕМА: Зима - волшебница (обобщение стихотворений русских поэтов
о зиме: А.С Пушкина, И.З.Сурикова, А.А.Фет, Н.А.Некрасова и
С. А. Есенина.) ЦЕЛЬ: Развивать навык правильного, осознанного чтения вслух, устную
речь, её содержательность, последовательность, точность,
выразительность, наблюдательность;
воспитывать внимание к языку художественного произведения,
музыкального восприятия, способствовать эстетическому
развитию учащихся. ОБОРУДОВАНИЕ: Образные средства: эпитет, сравнения,
олицетворения; портреты поэтов, композиторов. Карточка № 1,2,3,4,5 (см. карточки). Проигрыватель, аудиозапись Чайковского - «Времена года» стихотворения русских поэтов; картины зимней природы; краски, кисточки, бумага, баночки с водой.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. У нас сегодня необычный урок литературного чтения и музыки, он будет длится 60 минут. С вами будут работать два учителя: Авдощенко О.А. и Горбунова В.А. (учитель музыки)
2.Актуализация опорных знагий
Учитель: Над какой темой мы работали на предыдущих уроках? Дети: Изучали стихи русских поэтов о зиме. Учитель: Стихи каких поэтов мы изучали? Дети: Есенина, Пушкина, Некрасова, Сурикова и других. Учитель: А с какой целью мы работали над стихотворением, для чего? Дети: Чтобы научится выразительно читать, находить образные средства. Уметь правильно говорить самим и чтобы приятно слушать другим. Учитель: Будем же учится любить поэзию , чтобы стать настоящими
читателями. А как вы думаете о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Дети: Будем читать и анализировать стихи о зиме. Учитель: Работают три группы: поэты, композиторы и художники
3.Погружение в урок.
Учитель: Попробуйте ответить на вопрос: «Какая у нас зима»?
Дети: Холодная, снежная, пушистая, красивая.
Учитель: Наша зима действительно очень разная. То снег да мороз а то
оттепель с капелью снежная да с солнцем.
А какое бывает зимнее утро?
Дети: Ранее, тихое с метелью. 2.
Учитель: А какой бывает зимний вечер?
Дети: Длинный.
Учитель: Задумчивый , немного загадочный, будто сама природа ждёт
появления сказки. И сказка приходит заглядывая в окна домов. Давайте посмотрим иллюстрации на которых изображена русская зима. С помощью каких красок художник передаёт зимнее настроение?
Дети: Белые , серые, голубые и золотистые.
Учитель: Может быть, какие - то из этих картин напомнили вам строки стихотворений о зиме. Волшебница зима хотела бы немного послушать, какая из картин ярче всего запечатлелась в вашей памяти.
Вот как зима появляется у А.С. Пушкина, давайте послушаем. Дети: Читают строки: Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама, Идёт волшебница зима. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов, Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою, Блеснул мороз...
Учитель: Какая же в этом отрывке зима? Дети: холодная, спокойная.
Учитель: Давайте вспомним стихотворение Пушкина «Зимнее утро». Дети: Читают строки: Вечор, ты помнишь , вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась, Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела...
Учитель: Прошла буря и наступило тихое утро. Послушаем. Дети: Читают строки: А нынче...погляди в окно:
Под голубымк небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Учитель: Все рады проказам «Матушки-зимы».Снег лёгкий, пушистый, санки летят по нему так, что дух захватывает, весело зимой. Блок писал так
Дети: Читают строки: Внукам - шалунишкам
По колено снег. Весел ребятиь кам Быстры v санок бег... Бегают, смеются, Лепят снежный дом, Звонко раздаются Голоса кругом... Читают строки: И.Сурикова - <. Детство»
А.Фет - «Мама, глянь-ка из окошка».
ДЕТСТВО Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе к^ той; Вот свернули санки, И я набок — хлоп! Кубарем качуся Под гору в сугроб. И друзья-мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой. Все лицо и руки Залепил мне снег... Мне в сугробе горе, А ребятам смех!
И. Суриков
Мама, глянь-ка из окошка, — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос; Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз. Неколючий, светло-синий По ветвям развешан иней. Погляди хоть ты! Словно кто-то тароватый Свежей белой, пухлой ватой Все убрал кусты. Уж теперь Е{* будет спору: За салазки, да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: «Ну, скорей гулять».
А. Фет
4. Учитель: Зима одевает природу в невиданные наряды. Послушаем С Есенина
«Белая берёза»
Белая береза И стоит береза
Под моим окном в сонной тишине,
Принакрылась снегом, и горят снежинки
Точно серебром. в золотом огне.
На пушистых ветках А заря? лениво
Снежною каймой Обходя кругом,
Распустились кисти Обсыпает ветки
Белой бахромой. Новым серебром.
А другой поэт, С. А. Есенин, рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки.
Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу... Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль, Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль. Дети: Читают строки:
Разгулялась вьюга, Наклонились ели До земли. С испуга Ставни заскрипели.
А в окно снежинки Мотыльками бьются, Тают, и слезинки Вниз по стеклам льются, Жалобу кому-то Ветер шлет на что-то И бушует люто: Не услышал кто-то.
А снежинок стая Все в окно стучится И слезами, тая, По стеклу струится. С. Есенин
Физминутка
4. Работа с поэтической лексикой 5.
Учитель: Мы прослушали строки из стихотворений русских поэтов.
Слова, которые называют характерные признаки предметов,
явлений и отвечают на вопросы - какой? Какая? Какие? Какое?
Как они называются? Дети: Эпитет. Учитель: На доске таблица. Найдите полное определение эпитета в толковом
Словаре.
Дети: Работают со словарём.
Учитель: Давайте и мы придумаем эпитеты к слову «Зима». Дети: приводят примеры. Учитель: Какие другие образные средства используют авторы, для того,
Чтобы мы ярче нагляднее представляли себе предмет? Дети: Сравнение Учитель: Я предлагаю вам два отрывка из стихотворений, Найдите в них
сравнения.
А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром
Учитель: Какие слова мы используем когда находим сравнения в тексте? Дети: Точно, словно, как будто и т.д. ( Вывешивается таблица) Учитель: А есть ли в стихотворении предметы, которые автор изображает
как живые существа? Дети: ответы. Учитель: На примере стихотворения Некрасова «Мороз-воевода» рассмотрим
это. Положите перед собой карточку № 1. Дети: Читают стихотворение
МОРОЗ-ВОЕВОДА
Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи. Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Гляди- — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли, 6.
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
Н. А. Некрасов
Учитель: Найдите мне олицетворение в этом стихотворении. Что такое Олицетворение?
НА ДОСКЕ ТАБЛИЦА
Учитель: Изображать зимнюю природу можно по разному. Как это делают художники? Поэты, композиторы.
Итог: Художник с помощью палитры красок передают зимнее настроение.
Поэт создаёт свой яркий узор, используя обычные слова, композиторы Пишут музыку и посвящают её природе.
5. ( слово учителю музыки)
Дети: Читают стихотворение Есенина « Поёт зима — аукает»
ФИЗМИНУТКА
6. Работа с текстом произведения
Учитель: На фоне музыки читает стихотворение С. Есенина «Пороша».
Какие картины природы вы представили ? Дети: Ответы. Учитель: Стихотворение называется «Пороша».
А вы знаете, что это такое ? Дети: Работа со словарём. Учитель: работает со словом.
( На доске таблица )
Положите перед собой карточку № 2.
Прежде чем мы приступим к самостоятельному чтению
стихотворения, нам необходимо вспомнить как правильно
читать стихи. Дети: Читают. Учитель: Вы сейчас будете читать стихотворение и каждая группа
Получает своё задание,
Положите перед собой карточку №5
Читает задание.
Дети: Работают под музыку Чайковского. 7.
Учитель: Работает над ответами детей каждой группы.
<!--[if !supportLists]-->1. <!--[endif]-->группа - поэты Работа со словами.
<!--[if !supportLists]-->2. <!--[endif]-->группа - художники Какой цвет соответствует стихотворению?
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->группа - композиторы Какой характер музыкальной мелодии?
7. Работа с музыкальным произведением. 8.Модель стихотворений
Учитель: Как вы думаете , зима - это центральный или второстепенный Образ в стихотворениях русских поэтов.
Зима - центральный образ. Все стихотворения можно разделить на две
части. В первой части раскрываются отношения «зимы и природы;»;
Во второй части - «Зимы и человека». Для природы зима - это очередное
время года, к которому она готовится. Природа засыпает.
А вот человеку не до сна. С наступлением зимы жизнь наша продолжается.
Мы тоже встречаем зиму: утепляем свой дом , весёлые ребятишки
строят крепости из снега, им радостно, есть повод для игры.
<!--[if gte vml 1]> <![endif]--><!--[if !vml]-->
<!--[endif]-->
<!--[if gte vml 1]> <![endif]--><!--[if !vml]--><!--[endif]-->
|
<!--[if !supportTextWrap]-->
<!--[endif]-->
<!--[if !supportTextWrap]-->
<!--[endif]-->
ЧЕЛОВЕК
<!--[if gte vml 1]> <![endif]--><!--[if !vml]--><!--[endif]-->ПОДГОТОВКА К ЗИМЕ
9. Итог урока.
Учитель: Какой отзвук находят стихотворения в вашей душе:
о чём напоминает?
Что на вас произвело наибольшее впечатление от урока?
Что вы не знали, а сейчас знаете?
Как передают зимнее настроение поэты, художники и композиторы? Учитель: Мне понравилась работа следующих учащихся ( выставление
оценки) Домашнее задание: Дифференцированное
1. Выучить стихотворение наизусть.
2.Нарисовать картины зимнего леса.
3.Научится читать выразительно стихотворение С.Есенина «Пороша»
Учитель: Встали все. Урок окончен, спасибо за внимание.
|