Официальный сайт hauteecole 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



УРОК В 10-м КЛАССЕ: «Я ВСТРЕТИЛ ВАС", ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА

Фото пользователя Татьяна Ивановна Костельцева
Submitted by Татьяна Ивановна Костельцева on Tue, 08/06/2010 - 11:27
Данные об авторе
Автор(ы): 
Костельцева Татьяна Ивановна
Место работы, должность: 
МАОУ "Лицей №131", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Показать, как через стихотворения, выбранные к уроку, высту¬пают определенные вехи жизненного и творческого пути их автора. Проследить процесс становления основных тем, мотивов творчества поэта. Выявить и проявить таланты самих детей. Продолжить разви¬тие творческих способностей учащихся с использованием элементов филологического анализа.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: 

Стенд, посвященный Ф.И. Тютчеву (его жизненному и творче­скому пути). На доске портреты Ф.И. Тютчева и Е.А. Денисьевой. Эпиграф к уроку: "О как убийственно мы любим..." Выставка книг Ф.И. Тютчева. Видеофрагменты и грамзапись. Учебный фильм: "Ф.И. Тютчев" (1. Фрагмент "Последний этап... и стихи "О не тревожь меня укорой справедливой"; 2. Е.А. Денисьева близкий друг Тютчева и стихи "Чему молилась ты с любовью") Грампластинка с романсом "Я встретил вас..." 

Краткое описание: 
Показать, как через стихотворения, выбранные к уроку, высту¬пают определенные вехи жизненного и творческого пути их автора. Проследить процесс становления основных тем, мотивов творчества поэта. Выявить и проявить таланты самих детей. Продолжить разви¬тие творческих способностей учащихся с использованием элементов филологического анализа.

 

На доске написана тема урока и эпиграф к уроку.

 

 

Ход урока:

Слово учителя. От любви к женщине, говорят, родилось все самое прекрасное на Земле. И в этом убеждаешься еще раз, когда читаешь любовную лирику Ф.И. Тютчева "Страна любви - великая страна!" Она лишает покоя, отдыха и сна, заставляет ревновать, требует разлук и расстояний. Конечно, не всегда можно лирический дневник поэта перевести на язык фактов его биографии. Но отношения двух людей, став предметом поэзии, делаются общим достоянием и надолго пере­живают свое время. Тютчев сам видел в них не просто стихотворное обращение к определенной женщине, а придавая им гораздо более широкий литературно-общественный смысл. Интересно, что многие из них были положены на музыку и превратились в популярные ро­мансы и песни. Это наглядный пример того, как личное, интимное в лирике становится общечеловеческим, т.е. интересным и нужным для всех.

В Мюнхене Тютчев пережил первое сильное любовное увлечение прекрасной Амалией, внебрачной дочерью прусского короля. Свида­ние с ней через 45 лет останется знаменитым в поэзии.

Звучит романс "Я встретил вас... "

Итак, мы видим, любовная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова и многие другие. Женщины, благодаря ко­торым мы узнаем удивительные творения поэтов. На своем жизненном пути Ф.И. Тютчев встретил несколько женщин, которых любил. Для него главными были жизнь сердца, жизнь чувства. Он испытывал по­стоянную жажду любви. Наиболее значительное любовное увлечение его жизни, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом, Е.А. Денисьева.

Когда они встретились, ему было 47 лет, ей - 24 года. Связь длилась 14 лет, вплоть до смерти Денисьевой. Они имели троих детей,,, собственно, это была вторая семья Тютчева.

Отношения с Денисьевой стали темой многих лирических стихо­творений, они-то и позволяют нам теперь проследить, хотя бы в об­щих чертах, историю этой любви, занявшей столь важное место в

жизни поэта.

Видеофрагмент: "Последний  этап..."                                    

Печать раздвоенности лежит и на любовной лирике Тютчева. Начнем со стихотворения "Последняя любовь" (звучит стихотво­рение в исполнении уч-ся).

Беседа с учащимися.

Для того, чтобы понять мотивы, образы, ощущения поэта, можно разобрать П-ое четверостишие.

          Обратите внимание на слово "бродит".

          Что оно выражает в этом стихотворении?

          Где оно бродит, это сияние?

          Он ощущает последнюю любовь, как вечерний день. Это ощуще­ние поэт выразил в ритмическом рисунке стихотворения,

          Какова система построения стиха?

          Но уже вторая строчка не выдерживает этого ритма.

          А со второго четверостишия ритмические перебои становятся особенно ощутимы. Они как перебои старческого сердца.

          В конце стихотворения предпринята попытка вернуться к "молодому" ямбу. Она удалась. Одна из строчек "Пускай скудеет в жилах кровь" - даже написана правильным четырехстопным ям­бом с ударением на каждой стопе.

 

          Но что говорит она?            

          И снова драматизм; двойственность - блаженство и безнадеж­ность.

Слово учителя. Любовь эта была трудной и горькой для обоих. Но особенно тяжело было Е.А. Денисьевой. Она, незаконная жена, не была принята обществом. Вокруг нее сплетни, пересуды, осуждение. Жизнь в такой обстановке, постоянные переживания подорвали здо­ровье, она умерла молодой.

Стихи, посвященные Денисьевой, принято называть "денисьевским циклом". Это летопись любви, лирические откровения, в которых передано состояние человеческой души. "Денисьевский цикл" - своего рода роман, посвященный переживаниям женщины. Послушаем эти стихи и попытаемся понять, как складывались отношения двух любивших людей.

Видеофрагмент: "Е.А. Денисьева близкий друг Тютчева..." Чтение уч-ся стихотворения "О как убийственно мы любим... "

Беседа с учащимися.

          Какова композиция стихотворения "О как убийственно мы лю­бим..."

          Как развиваются события?

          Что объединяет это стихотворение со стихотворением "Чему мо­лилась ты с любовью?"

 

          Учащиеся читают стихотворение "Не говори: меня он, как и преж­де любит".

          На что вы обратили внимание в стихотворении?

          Читаем стихотворение "Предопределение".

          Что такое любовь?

          Кто же победитель и кто побежденный в этой борьбе?

          А каков характер героини?

Постараемся ответить на этот вопрос, прослушав стихотворение "Не

раз ты слышала признанье".

(прибавьте еще стихотворение, которое прозвучало в начале урока

не тревожь меня").

Женщина гибнет в борьбе с роком, орудием которого являются люди, и прежде всего любимый его человек, но гибнет победительни­цей, "судьбы не одолевшей, но и себя не давшей победить".

Никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой тра­гической силой передать чувство, вызванное утратой любимой.

Чтение стихотворения "Весь день она лежала в забытьи".

Чтение стихотворения "Есть и в моем страдальческом застое".

Отклики на стихи Тютчева в стихах. Чтение стихов, написанных самими учащимися

1.              Морошек

2.              Мустафаев

3.              Сметанникова

  4.    Каримов

- Итак, что мы можем сказать о любовной лирике Тютчева? (вывод). Перед нами целый цикл, почти сюжетный лирический роман с , одной героиней. Характер героини дан в развитии, в разных проявле­ниях. У Тютчева герой и героиня "Палач" и "Жертва". Итак, печать раздвоенности лежит и на любовной лирике Тютчева. С одной сторо­ны, и любовь и ее "очарованье" - это "жизни ключ", это "чудесный плен", "союз души с душой родной"; с другой стороны, любовь пред­ставляется ему буйной слепотой", "борьбой неравной двух сердец", "поединком роковым", в котором

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Домашнее задание.

1. Наизусть одно стихотворение Тютчева о любви, сделать его фило­логический анализ (см. план анализа стихотворения в тетрадях). 

 


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн