УРОК В 10-м КЛАССЕ: «Я ВСТРЕТИЛ ВАС", ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Ф.И. ТЮТЧЕВА
Submitted by Татьяна Ивановна Костельцева on Tue, 08/06/2010 - 11:27
На доске написана тема урока и эпиграф к уроку.
Ход урока:
Слово учителя.От любви к женщине, говорят, родилось все самое прекрасное на Земле. И в этом убеждаешься еще раз, когда читаешьлюбовную лирику Ф.И. Тютчева "Страна любви - великая страна!" Она лишает покоя, отдыха и сна, заставляет ревновать, требует разлуки расстояний. Конечно, не всегда можно лирический дневник поэтаперевести на язык фактов его биографии. Но отношения двух людей,став предметом поэзии, делаются общим достоянием и надолго переживают свое время. Тютчев сам видел в них не просто стихотворноеобращение к определенной женщине, а придавая им гораздо болееширокий литературно-общественный смысл. Интересно, что многиеиз них были положены на музыку и превратились в популярные романсы и песни. Это наглядный пример того, как личное, интимное влирике становится общечеловеческим, т.е. интересным и нужным для всех.
В Мюнхене Тютчев пережил первое сильное любовное увлечениепрекрасной Амалией, внебрачной дочерью прусского короля. Свидание с ней через 45 лет останется знаменитым в поэзии.
Звучит романс "Я встретил вас... "
Итак, мы видим, любовная лирика рождается тогда, когда поэтвстретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства:любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова и многие другие. Женщины, благодаря которым мы узнаем удивительные творения поэтов. На своем жизненномпути Ф.И. Тютчев встретил несколько женщин, которых любил. Длянего главными были жизнь сердца, жизнь чувства. Он испытывал постоянную жажду любви. Наиболее значительное любовное увлечение его жизни, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом, Е.А. Денисьева.
Когда они встретились, ему было 47 лет, ей - 24 года. Связь длилась 14 лет, вплоть до смерти Денисьевой. Они имели троих детей,,,собственно, это была вторая семья Тютчева.
Отношения с Денисьевой стали темой многих лирических стихотворений, они-то и позволяют нам теперь проследить, хотя бы в общих чертах, историю этой любви, занявшей столь важное место в
жизни поэта.
Видеофрагмент: "Последний этап..."
Печать раздвоенности лежит и на любовной лирике Тютчева.Начнем со стихотворения "Последняя любовь" (звучит стихотворение в исполнении уч-ся).
Беседа с учащимися.
Для того, чтобы понять мотивы, образы, ощущения поэта, можноразобрать П-ое четверостишие.
•Обратите внимание на слово "бродит".
•Что оно выражает в этом стихотворении?
•Где оно бродит, это сияние?
•Он ощущает последнюю любовь, как вечерний день. Это ощущение поэт выразил в ритмическом рисунке стихотворения,
•Какова система построения стиха?
•Но уже вторая строчка не выдерживает этого ритма.
•А со второго четверостишия ритмические перебои становятсяособенно ощутимы. Они как перебои старческого сердца.
•В конце стихотворения предпринята попытка вернуться к"молодому" ямбу. Она удалась. Одна из строчек "Пускай скудеетв жилах кровь" - даже написана правильным четырехстопным ямбом с ударением на каждой стопе.
•Но что говорит она?
•И снова драматизм; двойственность - блаженство и безнадежность.
Слово учителя.Любовь эта была трудной и горькой для обоих.Но особенно тяжело было Е.А. Денисьевой. Она, незаконная жена, небыла принята обществом. Вокруг нее сплетни, пересуды, осуждение.Жизнь в такой обстановке, постоянные переживания подорвали здоровье, она умерла молодой.
Стихи, посвященные Денисьевой, принято называть "денисьевским циклом". Это летопись любви, лирические откровения,в которых передано состояние человеческой души. "Денисьевскийцикл" - своего рода роман, посвященный переживаниям женщины.Послушаем эти стихи и попытаемся понять, как складывались отношения двух любивших людей.
Видеофрагмент: "Е.А. Денисьева близкий друг Тютчева..."Чтение уч-ся стихотворения "О как убийственно мы любим... "
Беседа с учащимися.
•Какова композиция стихотворения "О как убийственно мы любим..."
•Как развиваются события?
•Что объединяет это стихотворение со стихотворением "Чему молилась ты с любовью?"
•Учащиеся читают стихотворение "Не говори: меня он, как и прежде любит".
•На что вы обратили внимание в стихотворении?
•Читаем стихотворение "Предопределение".
•Что такое любовь?
•Кто же победитель и кто побежденный в этой борьбе?
•А каков характер героини?
Постараемся ответить на этот вопрос, прослушав стихотворение "Не
раз ты слышала признанье".
(прибавьте еще стихотворение, которое прозвучало в начале урока
"Оне тревожь меня").
Женщина гибнет в борьбе с роком, орудием которого являютсялюди, и прежде всего любимый его человек, но гибнет победительницей, "судьбы не одолевшей, но и себя не давшей победить".
Никто из русских поэтов, кроме Тютчева, не сумел с такой трагической силой передать чувство, вызванное утратой любимой.
Чтение стихотворения "Весь день она лежала в забытьи".
Чтение стихотворения "Есть и в моем страдальческом застое".
Отклики на стихи Тютчева в стихах. Чтение стихов, написанныхсамими учащимися
1.Морошек
2.Мустафаев
3.Сметанникова
•4. Каримов
- Итак, что мы можем сказать о любовной лирике Тютчева? (вывод).Перед нами целый цикл, почти сюжетный лирический роман с , одной героиней. Характер героини дан в развитии, в разных проявлениях. У Тютчева герой и героиня "Палач" и "Жертва". Итак, печать раздвоенности лежит и на любовной лирике Тютчева. С одной стороны, и любовь и ее "очарованье" - это "жизни ключ", это "чудесныйплен", "союз души с душой родной"; с другой стороны, любовь представляется ему буйной слепотой", "борьбой неравной двух сердец", "поединком роковым", в котором
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.
Домашнее задание.
1. Наизусть одно стихотворение Тютчева о любви, сделать его филологический анализ (см. план анализа стихотворения в тетрадях).