Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



УРОК В 11-м КЛАССЕ ПО СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: «РОМАНТИЧЕСКОЕ МИРОВОСПРИЯТИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ Т.ТОЛСТОЙ» (РАССКАЗЫ «СОМНАМБУЛА В ТУМАНЕ», «ПОЭТ И МУЗА», «СЕРАФИМ»).

Фото пользователя Татьяна Ивановна Костельцева
Submitted by Татьяна Ивановна Костельцева on Tue, 08/06/2010 - 11:43
Данные об авторе
Автор(ы): 
Костельцева Татьяна Ивановна
Место работы, должность: 
МАОУ "Лицей №131", учитель русского языка и литературы
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
• Дать азы представлений о современной литературной си¬туации, проследить традиции литературы с модернистской до¬минантой начала и конца XX века. • Продолжить работу над воспитанием духовных ценностей учащихся, пониманием сути понятий «добро» и «зло», рассмот¬реть картины мира и человека в творчестве Т.Толстой, выяснить значение символических образов и мотивов, обозначить прин¬ципы организации времени и пространства в рассказах, опреде¬лить роль культурологических реминисценций. • Продолжить работу над развитием навыков анализа худо¬жественного текста, межлитературных ассоциаций.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

  Стенд, посвященный Т.Толстой (её жизненному и творческому пути).

  На доске написана тема урока и слова братьев Стругацких:
«Писать надо либо о том, что хорошо знаешь, либо о том, чего не
знает никто»
(эпиграф к уроку),

Сомнамбулизм (от латин. somnus- сон и аmЬи1o - хожу) -расстройство сознания, при котором автоматически во сне совершаются привычные действия (ходьба, перекладывание вещей), Реминисценция - воспоминание - результат невольного заимствования.

Рефлексия (от позднелат. геflехio- обращение назад) - форма теорети­ческой деятельности человека, направленная на осмысление собствен­ных действий и их законов. Экзистенциализм (от позднелат. ехistentia-существование) - философия существования (нерасчленённая целост­ность объекта субъекта).

 
Краткое описание: 
• Дать азы представлений о современной литературной си¬туации, проследить традиции литературы с модернистской до¬минантой начала и конца XX века. • Продолжить работу над воспитанием духовных ценностей учащихся, пониманием сути понятий «добро» и «зло», рассмот¬реть картины мира и человека в творчестве Т.Толстой, выяснить значение символических образов и мотивов, обозначить прин¬ципы организации времени и пространства в рассказах, опреде¬лить роль культурологических реминисценций. • Продолжить работу над развитием навыков анализа худо¬жественного текста, межлитературных ассоциаций.

На доске написана тема урока и слова братьев Стругацких:
«Писать надо либо о том, что хорошо знаешь, либо о том, чего не
знает никто»
(эпиграф к уроку),

Сомнамбулизм (от латин. somnus- сон и аmЬи1o - хожу) -расстройство сознания, при котором автоматически во сне совершаются привычные действия (ходьба, перекладывание вещей), Реминисценция - воспоминание - результат невольного заимствования.

Рефлексия (от позднелат. геflехio- обращение назад) - форма теорети­ческой деятельности человека, направленная на осмысление собствен­ных действий и их законов. Экзистенциализм (от позднелат. ехistentia-существование) - философия существования (нерасчленённая целост­ность объекта субъекта).

Ход урока:                                                                                       1

Вступление:

Слово учителя:

Постмодернизм возник как результат разрушения прежних ценностей и принёс идею кризиса реальности, а также «мысль о тщет­ности по её восстановлению». Поэтому в рассказах писателей нашего времени созданный мир является моделью мира всеобщей разобщён­ности, одиночества каждого человека, а экзистенциальный трагизм жизни и смерти человека в постмодернистской эстетике заключается в отсутствии трагедии как таковой, «в невозможности трагического там, где вершится смерть». В этом и состоит высшая трагедия. В кризис­ные, переломные эпохи, подобные той, что мы переживаем в конце XX века, века вседозволенности, зла и разрушении, утраты веры, активи­зируется романтический тип сознания.

Более продуктивной и художественно состоятельной в конце 80-х - начале 90-х годов была литература, ориентированная не столько на идеологические, сколько на собственно изобразительные цели, на исследование социально-психологических и нравственных координат современной жизни. Такие писатели, как Т.Толстая, Л.Петрушевская, В.Маканин, далеки от злободневных политических страстей, их влечёт экзистенциальная глубина частной жизни современного человека. Ду­ша конкретного «маленького» человека для этих писателей не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи. Проблематика отношений между человеком и окружающим его миром, механизмы опошления и оподления или, напротив, сохранение нравственной са­мостоятельности - вот круг наиболее общих вопросов, объединяющих этих мастеров современной прозы.

В стилевом отношении современная литература заметно отли­чается усилением лирически-субъективного начала: освоение новой «сдвинутой» реальности начинается для большинства писателей с по­пытки осмыслить собственный опыт: стилевой приметой времени ста­ло возрастание удельного веса рефлексии в тексте.

Радикальные изменения в условиях литературной жизни вы­звали к жизни попытки теоретического осмысления новой ситуации в культуре, Наиболее влиятельной оказалась концепция постмодерниз­ма, который возник как результат разрушения прежних ценностей и принёс идею кризиса реальности, а также «мысль о тщетности по её восстановлению». Поэтому в рассказах писателей этого времени соз­данный мир является моделью мира всеобщей разобщённости, одино­чества каждого человека.

В кризисные, переломные эпохи, подобные той, что мы пере­живаем в конце XX века, века вседозволенности, зла и разрушений, утраты веры, активизируется романтический тип сознания.

«Другая» литература, с одной стороны, отталкивается от тра­диционной: её характеризует кризисное мировосприятие, понимание абсурдности жизни, с другой стороны, в ней можно найти своеобраз­ное продолжение традиций.

Сам термин «произведение» уступает место термину «текст», а само понятие «постмодернизм» - тоже терминологическая услов­ность, словесная маска стилевых приёмов.

 

Основная часть:

           Каковы же основные признаки «другой» прозы?

           (Примерный ответ:

                                  -предельно сгущенная погруженность в быт, в обы­денность, принимающая обобщенно-

                                     символический характер;

                                -акцент на «пережитом» при размытости или видимом отсутствии в жизни «должного»,

                                    идеала;

                                - отказ от учительства, назидательности;

                               - тема одиночества, взаимопонимания, душевной изо­ляции человека).

 Учитель: «Другая» литература, с одной стороны отталкивается от тра­диционной: ее характеризует кризисное восприятие мира, понимание обыденности жизни, с другой стороны, в ней можно найти своеобраз­ное продолжение традиций. Причем на авансцену выдвигается «жен­ская» проза, яркой представительницей которой можно назвать Т. Тол­стую. Она поднимает в своих произведениях общечеловеческие вопро­сы. По ее мнению, «существуют только вечные проблемы: добро и зло, тираны и толпа, есть лишь новые способы описания мира, и в них на­слаждение, ибо по существу мы делаем то же, что «делал Бог во дни творения». К тому же принципы постмодернизма во многом отрази­лись и на творчестве Т. Толстой. В ее рассказах мы постоянно встреча­ем одиноких и беспомощных людей «нелюбимых» и «некрасивых», «ударенных жизнью». Именно с такими героями мы и встречаемся в рассказах Т. Толстой: «Сомнамбула в тумане», «Поэт и муза», «Сера­фим».

1. Охарактеризуйте главного героя повести. Какие традиции русской классики преследует этот образ? Можно ли говорить об ироническом переосмыслении этих традиций? Почему герой сомневается в суще-ствовании Австралии? («Сомнамбула в тумане» повествует о некоем Денисове, который «земную жизнь дойдя до середины» задумался о смысле, о своем месте в этой жизни, о том, что «он умрет и будет за­бытым», «бесследно рассеется в воздухе». А ведь так не хочется ухо­дить, а если и уйти, то хочется оставить какой-то след, «Вот так про­шелестит Денисов по земле и уйдет и никто-то его не помянет! Каж­дый день помирают «Петровы и Ивановы», их простые фамилии высе­кают на мраморе, Почему бы и Денисову не задержаться на какой-нибудь доске? Ну в самом деле, кто он такой? Ничего не сочинил, не пропел, не выстрелил»).

Рассказ «Сомнамбула в тумане» начинается с цитаты «Данте» из «Божественной комедии», пусть несколько измененной: «Земную жизнь пройдя до середины, Денисов задумался...» Функция этой цита­ты опять же двойственна. С одной стороны, подчеркивается ирониче­ски-отчужденное отношение автора к герою, но с другой стороны, эта цитата задает ценностный план (план Космоса, Вечности). С романти­ческой иронией связана и функция цитат в произведениях Т.Толстой, как известно, одной из примет новейшей литературы, «скроенной» не законом постмодернизма, его эстетики является полицитатность.

Торжественный зачин повести - первая строка «Божественной комедии» Данте: «Земную жизнь пройдя до середины» -контрастирует с образом Денисова - героя достаточно посредственного, наследующе­го черты как «лишнего», так и «маленького человека». Однако от дру­гих героев повести Денисова отличает неудовлетворенность своей жизнью, причем не материальной ее стороной, которая как раз героя не интересует, а именно содержательной, духовной. При этом сомне­ния героя в существовании Австралии соотносятся с популярными в культуре модернизма идеями недостоверности результатов чувствен­ного опыта, вплоть до различных концепций субъективного идеализ­ма, подвергающих сомнению вообще существование объективной дей­ствительности вне субъективного сознания человека. Можно напом­нить учащимся, что в культуре модернизма сама картина мира подвер­гается субъективизации, попросив их объяснить, как они это понима­ют.

Денисова от этого мира отъединяет мир Мечты, где царят Сла­ва и Красота, где можно пускать дым в Австралию, размышлять о пра­вильности расположения Филиппинов, Антарктиды, Африки Индии, писать труд о «невозможности существования Австралии» (странное дело - пишет труд о невозможности существования Австралии). Здесь слышится перекличка с чеховским «Человеком в футляре». Напомним, что учитель Беликов преподавал древние языки. Для него это был один из способов отгородиться от жизни, спрятаться в свой футляр. Этот лейтмотив слышится и в рассказах Т.Толстой. У Чехова он постепенно превращается в зловещий символ футлярного образа мысли, который Беликов навязывает другим. Он отнюдь не безобидный человек. Учи­тель в страхе держит весь город. И Денисова, для которого Австралия является символом чего-то невозможного, мечта и желание написать этот труд отъединяют от мира реальности.

Да, у него есть Лора, не о ней он думал рассеянно и все соби­рался стать ее четвертым мужем, «не потому, что от нее светло, а по­тому что с ней не надо света».

                                        И.Анненский.

                                      СРЕДИ МИРОВ

                       Среди миров, в мерцании светил

                       Одной звезды я повторяю имя...

                       Не потому, чтоб я ее любил,

                       А потому, что я томлюсь с другими.

 

                      И если мне сомненье тяжело,

                      Я у Нее одной молю ответа,

                     Не потому, что от Нее светло,

                     А потому, что с Ней не надо света.

    Используя цитату И.Анненского из стихотворения «Среди миров» Т.Толстая добивается неожиданного эффекта: цитата лишь подчеркивает нелепость героев, как, впрочем, и нелепость, алогизм мира, в котором они живут.

    В связи с образом Африки и Австралии слышится перекличка опять же с А.Чеховым, но уже с его пьесой «Дядя Ваня», В конце пье­сы, перед отъездом, Астров, подойдя к карте Африки, говорит:

«В этой самой Африке - теперь жарища - страшное дело!» С Астровым вводится мотив гибнущей красоты, ведь сам Астров, тоскующий из-за разрушения красоты жизни, не выдерживает напора действительности.

     В рассказах Т.Толстой так же, как и у Чехова, мы видим обыкновенных героев, маленьких людей. Чехов названием пьесы -«Дядя Ваня», а Толстая героями, у которых нет имен, есть только рас­пространенные фамилии (Денисов), обращают наше внимание на обыкновенность и героев, и их страдания. А поскольку дуализм - глав­ный принцип романтизма, то можно рассматривать картину мира в рассказе Т.Толстой как романтическую.

    В художественном пространстве рассказа выделяются три ми­ра. Первый - это мир реальности, замкнутый рамками квартиры.

    В своей квартире, в которой «кроме дивана», Денисова, да еще холодильника на кухне ничего не находилось, Денисов постоянно ва­лялся на диване, «покуривал», «поглядывал на карту полушарий» и «не одобрял расположения континентов», Здесь слышится перекличка с Обломовым И.А. Гончарова. Идиллии Обломова противопоставлен Петербург, где проявляется отчужденность людей друг от друга.

 

    И Денисов понимает, что «уйдет, и никто его не помянет». Он разочаровавшийся человек в прежних идеалах, что и порождает чувст­во зыбкости.

    Поэтому важно найти опору, смысл жизни, Но очень часто ге­рои находят эту опору только в собственном, созданном мире, поэтому и обстоятельства приобретают двойственность: любая ситуация может привести к изменениям в судьбе.

     2. Каким предстает в повести обыденный мир? Какие формы приобретает пошлость в этом мире?

     Определяющим качеством окружающего мира в повести ста­новится его пошлость: интересы людей ограничены бытом, даже ув­лечение потусторонним носит прагматический характер - причем, в отличие от Денисова, большинство не замечает «недолжности», не­верности их жизни. В пошлости уличается не только обычный обыва­тель, но и писатель-деревенщик, артист Рыкушин и прочие, быт в по­вести выступает с однозначно отрицательным знаком.

     В рассказе «Сомнамбула в тумане» в реальном мире Денисо­ву, Лоре, ее отцу оказываются противопоставленными актер Рыку­шин, директор магазина, обманывающий своих покупателей и по­клонников, товарищ Бахтияров, заставляющий ради собственной заба­вы лезть других под стол.

    И хотя каждый из этих героев одинок - но Денисова. Лору, ее отца объединяет тоска по любви, потребности друг в друге. Так, Де­нисов однажды покрепче ухватил Лорин локоть: «Не надо им расста­ваться, быть им всегда вместе... нерасторжимо, слитно... Маленькая семья, мы нужны друг другу, слабые и запутавшиеся, ограбленные судьбой... Так сбиться же тесней, держаться за руки, один споткнется -другие поддержат, ... запереть от людей, не поднимая головы, не ожидая слова...»

    Но нет!

   3.  Какая проблема мучает Денисова? С каким кругом мыслей связан для героя образ покойной тети Риты? Какие варианты реше­ния проблемы бессмертия он находит? Проанализируйте эпизоды борьбы Денисова за справедливость: историю с увековечиванием па­мяти Макова. В чем причина неудач героя?

    Денисов собрался извлекать Макова, погибшего в горах, «из небытия», но, приехав на маковскую дачу, он был  немного разочаро­ван идиллией, царившей там, А потом оказалось, что единственное, чем он может помочь - это шкаф «Сильвия», «Как бы Саша радовал­ся...»

 

     В рассказах Т.Толстой только бездушие становится нормой. Именно поэтому герои только выигрывают, обменивая вымышлен­ную жизнь на жизнь настоящую.

     Второй мир - это мир мечты. Для Денисова это - царство кра­соты («ночного тумана», «золотого капитана», «розовой вершины»), где «никто не состарится, не заплачет, ни в чем не разочаруется»...

     Цвета золотой и розовый свидетельствуют о непостижимости идеала, мечты, Но есть еще третий мир - мир предрассветных страхов, снов «Денисов забыл тетю Риту» («не слушался и забыл»). У академи­ка Д С, Лихачева есть такие слова: «Пока мы помним, мы живем».

     Может быть, поэтому Денисову тошно от себя самого? От то­го, что он забыл? И наполовину умер, Поэтому Денисов хочет быть «посланцем забытых - безымянных» мучается, видит сны, в которых забытые «стучатся в наши души».

     Денисов озабочен проблемой смысла своего существования, личного бессмертия, причем, ему претит мысль о бессмертии «герост­ратовом» (см- рассуждения о кашле во время записи бессмертного концерта). Он видит, что пропавшую тетю Риту уже никто не помнит, и страшится этой участи, Денисов пытается воплотить в своей жизни традиционный миф о творчестве как победе над смертью, однако герой лишен необходимых для этого. Борьба за справедливость, поднятая им в магазине, также не принесла результатов так как сознание людей пропитано убежденностью в незыблемости миропорядка, при котором, говоря словами одной из героинь повести, «одним все широе, леркое, бротистое, а другим только плявое и мяклое». Стремление героя при­общиться к чужому бессмертию, открыв людям подвиг альпиниста Макова, то же оборачивается фарсом: сам Маков не вписывается в об­щепринятый образ «героя», потому что «,., учился через пень колоду, бросил институт, потом армия, то-се, а в последние годы вообще рабо­тал кочегаром, потому что книжки любил читать». И для родственни­ков Макова лучшим памятником ему кажется шкаф «Сильвия», кото­рый обещает достать Денисов, что также снижает саму идею увекове­чивания, Сравните также путаницу с братьями Колбасявичусами: бес­смертие имени одного из них оказывается весьма проблематичным, поскольку другой был в «лесных братьях».

      4. Как характеризует Денисова его сон о блокадниках? Что мучает героя?

      Парадоксальность этого эпизода заключается в том, что собы­тия, вызывают вполне реальные переживания и муки совести героя, более того, его не покидает ощущение реальности сделанного им нравственного выбора. Таким образом, возникает сомнение в том, что именно действительность, а не наше сознание, первична, сомнение в том, что, помимо нашей реальности, нет реальностей иных, не менее «реальных» (сравните подробность ощущений Денисова во сне).

      Художественное содержание Т.Толстой: отношения реально­сти и «сна», понимание героем абсурдности жизни и потому уход его в «сон», в созданный воображаемый мир, Подобное противопоставление позволяет задуматься о чертах романтического двоемирия в рассказах Т.Толстой.

       Для героев Т.Толстой единственный способ спасения от на­стоящей «холодной» жизни - не поверить, что она настоящая, создать свой безопасный и красивый мирок, и Денисов, чтобы избавиться от предрассветных страхов придумывает себе мир мечты, где думает лишь «о славе, о памяти, о бессмертии». И желаемый подвиг Денисова сводится к просьбе купить шкаф «Сильвия».

      5. Что становится причиной затруднений Василия Васильеви­ча, отца Лоры, г> ??г.г популяризации зоологии? Какое художествен­ный смысл его сомнамбулизма? Почему Василий Васильевич называ­ет Лору и Денисова «простейшими »? Объясните финал повести?

       Для прозы Т.Толстой, также как и Л.Петрушевской, характер­на проблема разобщенности людей, одиночество и взаимонепонима­ние. Отец Лоры пытается перевести на детский язык собственные зна­ния «популяризирует», однако сталкивается с невозможностью пре­одолеть оболочку, отделяющую сознание одного человека от другого («Разнообразен пищевой рацион серого...»). «Сомнамбулизм» Василия Васильевича - это его убежище от враждебной реальности в реаль­ность сна, Те же люди, которые считают лунатизм болезнью, - «про­стейшие» по характеру своей жизни, ибо их жизнь «посюсторонне» и ограничивается бытом. В Финале повести ставится вопрос о том, ка­кую жизнь следует признать более «реальной» - жизнь Денисова, до утра запертого в «Сказке» (значимо само название кафе), или сомнам­булическое бегство к свету Василия Васильевича. И для Денисова это, наверное, единственный способ обрести смысл, «добежать до света», Но ему это не удается и в последнюю ночь Денисов уже не видит снов.

      Лишь Василий Васильевич-«сомнамбула в тумане»-который постоянно бормочет, что он «знал, но забыл», в конце рассказа выры­вается из реального мира и убегает

                    «Он знал, он все время знал дорогу!»

                      Цитата (бежит по бездорожью)

                     «Неужели он не добежит до света?»

         Таким образом можно вырваться из этого мира, из реально­сти, обыденности, если помнить, не забывать!

      6. Кто еще из героев, в отличие от Денисова, имеет свои «свет»? В чем отличие их жизни от жизни главного героя повести? Какая утверждающая мысль повести? Как она проявилась в названии произведения?

       В повести Т.Толстой несколько реальностей, альтернативных обыденной. Это море капитана - соседа Денисова, который в своей квартире не мог жить без моря и потому каждый раз, приезжая, зали­вал Денисова. Это посмертие Макова («Маков лежит, вглядываясь в небосвод; холодный и прекрасный, чистый и свободный, он не истле­ет, не состарится, не заплачет, ничего не уничтожит - ни в чем не раз­очаруется. Он бессмертен. Может ли быть судьба завиднее?»). Взятый в качестве заглавия образ «сомнамбулы в тумане» парадоксален. Ту­ман - символ нашей действительности, лейтмотивом проходящий че­рез всю повесть, однако он не помеха сомнамбуле - человеку, которо­му открыта иная, лучшая реальность.

       Получается, что всё происходит как бы во сне и наяву, и герои живут в двух мирах: в мире реальности и мире иллюзий и снов.

       Большинство героев могут показаться сборищем психологи­ческих курьезов.

       Беда многих героев Т.Толстой, самая суть их "сна" как раз в том, что они не замечают дара самой жизни, ждут или ищут счастья где-то вне яви, а жизнь тем временем проходит.

       Т.Толстая напряженно ищет адекватную форму отношений человека с реальностью, В этом она видит коренную проблему нашего существования, проблему, которая не терпит упрощенного к себе от­ношения.

       В этом рассказе появляется и новый тип персонажа, возможно разглядевший тропу из замкнутости эгоизма, Это старик, отец Лоры.

       Жизнь поставила его на четвереньки, он съехал со здравого смысла, освободился от обыденных представлений (от части их), воз­можно, научился различать свои кошмары и внешние явления. Но дойдёт ли он до света, неизвестно. Для этого старика, замкнутость' в одиночестве своего сознания - трагедия. К нему у автора и отношение соответствующее. А прочие герои экзистенциально дефективные, об­делены даже страданием, потому что по лени своей непроницаемы и для него. Надо ли приукрашивать таких авторской добротой? Не будет ли это глумлением над трагедией существования.

       Один раз, впрочем, Денисов из "Сомнамбулы в тумане" уго­дил сдуру в сферу поступков. Бродил, бродил в тумане скуки, безделья - идиотских фантазий, да и заблудился. Решил доброе дело совершить. Увековечить память безвременно умершего одноклассника Лоры, сво­ей невесты. Осчастливить семью покойного. Пригубить настоящей жизни.

       И нахлебался. По неопытности не с той стороны подступился к жизни, она и лягнула. И вот для Денисова "валом тьмы окружен мир; <...> сон, глушь, все застыло, всё умирает, тупея в бессмысленной кра­соте, всё забыто, всё прощено, да и не будет ничего».

       Читателю ясно, что Денисов и шага не сделал в настоящей мир. Блуждающие его побуждения, аморфные, безвольные плыли, как облака. И тень его страха ("умереть и быть забытым, стереться из люд­ской памяти, бесследно рассеяться в воздухе") упала на одноклассни­ка, о котором рассказывала в тот момент Лора, и принял Денисов эту проекцию своего страха за доброе побуждение и решил увековечить память безвременно погибшего не известного ему одноклассника. И двинул к цели. И шагнул в своём замкнутом мире. И зацепил с изнанки то, что казалось ему целью, что вроде бы ждало его с благодарностью наготове. Схлопотав, что полагалось, тем не менее, так и не понял, что имел дело с собственными тенями.

      Выводы:

      Картину мира и человека в рассказах "Сомнамбула в тумане" можно рассматривать как выражение романтического сознания.

      Об этом свидетельствует дуализм, являющийся центральным принципом романтического мировосприятия. Он проявляется в струк­туре художественного пространства.

       В художественном пространстве выделяются два мира: 1)мир реальный, замкнутый границами квартир героев; мир волшебный; 2)мир мечты (размышления Денисова о "славе, о памяти, о бессмер­тии").

      С одной стороны, эти миры резко разграничены (даже на лек­сическом уровне").

Но с другой стороны, они связаны друг с другом сквозными образами, лейтмотивами.

      Прежде всего, их объединяет образ, вынесенный в заглавие рассказа "Сомнамбула в тумане", характеризующий мироощущение героев, его зыбкость, сновидность.

 

      Взаимоотношения мечты и реальности в рассказе Т.Толстой свидетельствует о романтическом мировосприятии. Отсюда и сквоз­ные романтические образы: "паруса", "ветра", "капитана", символика золотого, розового цвета.

      Символическое значение имеет и мотив голубого тумана. С одной стороны, он символизирует отгороженность жизни героев и ми­ра мечты, а, с другой стороны, его семантика связана с идеей невоз­можности этого объединения.

       О романтическом мировосприятии свидетельствует сквозной романтический сюжет торжества мечты над пошлостью жизни.

      Иллюзорность, замкнутость мира героев позволяет подчерк­нуть романтическую иронию, что обусловливает двойственность ав­торской позиции.

       Романтическая ирония проявляется и на уровне литературных реминисценций. Это образы, мотивы, цитаты из произведений А.Блока "О доблестях, о подвигах, о славе", А.Чехова "Человек в футляре", "Дядя Ваня", Данте "Божественная комедия", И.Гончарова "Обло­мов".

       С одной стороны, они подчёркивают, контрастно оттеняют не­лепость, абсурдность мира маленьких героев, а с другой стороны лите­ратурные реминисценции вписывают героев в культурное время про­странство, поднимают их над обыденностью. Основные функции ли­тературных реминисценции - сюжетообразующая и философская.

     Благодаря им художественное пространство рассказа раздвига­ет свои границы.

     Т.Толстая, таким образом, вступает в диалог с традицией, продолжая и развивая вечные темы русской классики: тему маленько­го человека, тему трагического одиночества, непонимания, соотноше­ния мечты и действительности, крушение иллюзий.

      Персонажи Т.Толстой почти все - обычные люди. В жизни на них внимания не обращаешь - из-за их нормальности "до воя". В рас­сказах их заурядность разворачивается на фоне беспокойной, много­цветной и потрясающе красивой жизни. Они не знают о ней на уровне сознания, им просто не до нее, хотя на допороговом уровне чувствуют и присутствие ее, и великолепие. Так и изводят дар кто на мечту о бе­лой спальне, кто о том, что мужчины будут издавать восхищенное «О-О-О!» при взгляде на нее. Все герои Толстой хотят только брать от жизни. Они искренне не подозревают о возможности другого подхода. Когда брать не получается, отворачиваются от жизни, уходя в мечту и выдумку. Хоть бы один герой разомкнул свою ненужность, обратившись к другим, заметил их присутствие в мире не качестве объектов разной степени пригодности к употреблению, а как самостоятельных существ. Но такой встречи душ не происхо-дит - слишком ленивы и не­любопытны. Романтизм, попав в мещанскую среду, вырождается в по­нятие «красивая жизнь» принижающее как таковую. Толстая пишет не только о том, как детские сказки и возвышенные мечты рушатся при соприкосновении с «розой жизни» (это - традиционно-романтический поворот темы!), но и о том, как упакованная в "возвышенную мечту" эгоистическая и эгоцентрическая цель может разрушить, уничтожить самое жизнь. Не жизнь и мир обманны, а люди обманывают сами себя,

       Толстая беспощадна к реалистическому эгоцентризму, видит опасность реалистической мечты, но пародируется, иронически стили­зуется у нее в первую очередь не романтизм - а его преемник -проза и поэзия символизма (который, к слову, в лице того же Белого насквозь автоироничен). Говоря о двойственном (притяжение и отталкивание) отношении Т.Толстой к символической традиции, - мы на время обошли молчанием другую историко-культурную составляющую ее художественного ,мира - народную сказку (впрочем, и символизм, и реализм сказку весьма почитали)! Толстая сочиняет антисказки. Их можно было бы назвать "современными сказками", если бы это назва­ние уже не было приложено другими писателями к другому материалу. (Аркадий и Борис Стругацкие).

       Домашнее задание: Написать рецензию на один из рассказов: «Поэт и муза», «Серафим».

       Кстати, возможно в целях лучшего понимания проследить с учащимися некоторые типологические переклички повести с романом М.Булгакова "Мастер и Маргарита". В романе М.Булгакова людей также, говоря широко, "квартирный вопрос испортил", а вина мастера заключается в том, что, создав «вечный роман», он был слишком оза­бочен его земной славой, то есть не верил в реальность «сверхреально­сти» и потому был наказан помещением в «сумасшедший дом» - ти­пичная метафора современной жизни в литературе модернизма, а впо­следствии оказался достоин лишь «покоя», а не «света». В сильных классах следует также обратить внимание на обилие иллюзий и реми­нисценций в повести «Сердце мудрых - в доме плача»; «В небесах торжественно и чудно - спит земля в сиянье голубом, а Денисов будет метаться между кустами и будками...»), отметив их как отличительную черту индивидуального стиля автора. 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн