Официальный сайт toppromotion 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Взаимодействие семьи и школы в духовно - нравственном воспитании младших школьников

Фото пользователя Екатерина Ивановна Маслова
Submitted by Екатерина Ивановна Маслова on Wed, 09/06/2010 - 06:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Маслова Екатерина Ивановна
Место работы, должность: 
МОУ Большеуковская СОШ (Омская область),учитель начальных классов
Регион: 
Город Москва
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Уровни образования: 
высшее профессиональное образование
Уровни образования: 
послевузовское профессиональное образование
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Педагог-психолог
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Проблема духовно-нравственного воспитания личности является актуальной и определяется потребностью нашего общества как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Почему?
Взаимодействие семьи и школы в духовно - нравственном воспитании младших школьников Проблема духовно-нравственного воспитания личности является актуальной и определяется потребностью нашего общества как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Почему? В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности. Опыт последних лет показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, школу или семью. Воспитательное пространство должно быть единым. Конечно, основы воспитания ребёнка закладываются, прежде всего, в семье, но и школа не должна уклоняться от ответственности за формирование душ будущих граждан страны. Поэтому, основную свою задачу, как учителя, вижу в том, чтобы пробудить душу ребёнка, вызвать у него стремление к духовному росту, потребность быть добрым, честным, милосердным, противостоять злу и научиться прощать. «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать»,- утверждал В. А. Сухомлинский. Значит, необходима целенаправленная работа по ознакомлению учащихся с общечеловеческими нормами и правилами поведения дома, в школе, общественных местах, во взаимоотношениях между сверстниками, мальчиками и девочками, по отношению к родной природе, животным, по отношению к самому себе. Подлинный, глубинный действенный процесс нравственного воспитания заключается в разрешении противоречий между ребенком, его самоутверждением и жизнью. Школьник обретает хорошие или дурные моральные качества благодаря тому, каким он выходит из жизненных ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия и внутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает растерянность и страх, подавляет, заставляет обманывать и лицемерить. В процессе преодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких эмоциональных переживаний ребенок развивает в себе основу нравственности - потребность в добром деянии и нравственном удовлетворении. Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. По данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди сильные, смелые, волевые, находчивые, с приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитываю эти закономерности восприятия личности, стараюсь добиваться того, чтобы носители добра были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. Высоконравственных, но малосимпатичных персонажей при случае стараюсь наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызываемое ими чувство неприязни, а порочного, но полюбившегося детям «героя» доходчиво и доказательно раскрываю. Столь же необходимым считаю предупреждать возможные случаи появления пассивно-созерцательных идеалов. Они служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной мечтательности. Огромное значение придаю сотрудничеству с родителями. Уверена, что тот дух, который царит в семье, которым живут родители, оказывает огромную роль на формирование внутреннего мира ребенка. Стараюсь убедить родителей в необходимости не только добывания для них хлеба насущного, но и духовного образования детей. При изучении УНТ на уроках литературного чтения, обращаю внимание обучающихся на положительных героев русских народных сказок, которые, выпорхнув из-под защиты роди¬тельского дома, хорошо помнят отцовские и ма¬теринские наставления. И в наше время дети должны почитать родите¬лей не только из благодарности за свое рожде¬ние, но и за те бесчисленные хлопоты и заботы, которыми отец и мать окружали детей на про¬тяжении всей своей жизни. Поэтому советы и опыт родителей дети должны не только принимать с радостью, но и стараться по мере сил отбла¬годарить их. Тот, кто отвергает мудрые советы, никак не может быть назван разум¬ным. Не даром говорят, что «Умный учится на чужих ошибках, а все остальные — на своих». Много интересного о прошлом дети узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, которые помогают внукам познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное, они, люди, прожившие долгую трудную жизнь, учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращаю внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, учу анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы. Уверена, что вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственности. На уроках окружающего мира особое внимание уделяю изучению малой родины, родного края, знакомлю с его прошлым и настоящим. Стараюсь систематизировать и расширять представления обучающихся о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы. Убеждена, что именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению родного села как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать. Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края, привлекаю родителей, работников библиотеки, музея, которые помогают в освоении социальной, культурной, природной среды родного края. Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираю разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п. Особое внимание уделяю изучению растительного и животного мира. Раскрываю природу не только как материальную среду человеческого существования, но и как духовную, входящую в объекты научного и художественного познания, а так же как материю, предмет и орудие его жизнедеятельности. При разработке планов содержания воспитательной работы учитываю возраст учащихся, их интересы, прослеживаю последовательность в развитии личности каждого ребенка. Воспитательный процесс планирую и строю во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Помню о том, что младшему школьнику даже с самым высоким уровнем нравственного развития присущи свои возрастные ограничения, что в этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, обучающиеся все еще полагаются на авторитет педагога, родителей, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость младшего школьника обуславливают его легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию. Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника вижу в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Для этого в своей работе использую рассказы на этические темы, что помогает обучающимся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения, вызывает у них положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на их поведение. Считаю, что этические беседы также плодотворно влияют на духовно-нравственное развитие обучающихся. Во время таких бесед стараюсь, чтобы беседы носили проблемный характер, поощряю нестандартные вопросы, помогаю детям самим находить на них ответы, учу с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения. Считаю, что только откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу. Работу по воспитанию духовной культуры строю на основе приобщения к доступным пониманию детей и родителей главных святынь и духовных ценностей края.. Так при знакомстве с памятниками архитектуры города Омска, многие изъявили желание как можно ближе познакомиться с историческими памятниками, глубже узнать их историю. Особый след в душах детей и родителей оставило событие возведения Успенского кафедрального собора. Многие родители вместе с детьми ездили к поклонному кресту на чтение акафиста, наблюдали за раскопками и восстановлением храма, поднятием колоколов, участвовали в крестном ходе. А некоторым посчастливилось нести хоругви, звонить в колокола. Вот высказывания детей: «Проходя крестным ходом возле храма, и побывав на колокольне дух захватывает от красоты и величия храма и думается, как сильна молитва простого народа»; «Я благодарен Богу за то, что живу, что могу посещать храмы, прикладываться к святыням, которые находятся в храме, за то, что был свидетелем, как начинались раскопки, как были обнаружены святыни храма и начато восстановление Успенского кафедрального собора, за то, что мне доверяли нести хоругви с ликами святых, за то, что наследие наших боголюбивых предков не было утеряно»; «Этот храм, переживший поругание, разрушение и ныне восставший из небытия, стал символом возрождения души нашего народа». Большинство родителей и детей моего класса посещают храм на селе, считают главной своей обязанностью привитие детям добрых обычаев веры и нравственности. Это положительно влияет на воспитание и развитие обучающихся. Пример родителей благотворно действует на детские души. Участвуя в районном творческом конкурсе «Православное Прииртышье», обучающийся моего класса занял 1-е место. В течение всего периода обучения отслеживаю, как дети ведут себя во время общих дел, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют вести диалог, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общие поручения выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, прислушиваются к мнению товарищей. На примерах литературных героев, известных людей нашего села, своём примере воспитываю в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это готовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, прививает им оптимистическое восприятие жизни, даёт возможность обрести им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн