Программа элективного курса «Физиолог высшей нервной деятельности»
Submitted by Диляра Миннерахмановна Аглиуллина on Wed, 09/06/2010 - 10:58
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ЮТАЗИНСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
Программа элективного курса
«Физиолог высшей нервной деятельности»
Учитель химии и
биологии
Байрякинской СОШ
Аглиуллина Д.М
.
Физиология высшей нервной деятельности.
Пояснительная записка.
Программа курса по биологии для 9 кл. в рамках предпрофильной подготовки рассчитана на 8 часов.
Цель курса состоит в подкреплении теоретических знаний, полученных на уроках биологии, практическими специально-предметными навыками, т.к. в процессе изучения этих тем крайне мало времени отводится на лабораторные и практические работы.
Курс по физиологии предназначен для повышения интереса учащихся к своему организму, факторам среды, нарушающим работу нервной системы и других органов. Учащиеся познакомятся с основными методами изучения функций организма, физиологическими основами психических функций. Курс должен пробудить интерес к биологии и связанные с этой наукой специальностям.
Основой программы являются практические работы, выходящие за рамки школьного курса.
Задачи:
1.Научить комплексному подходу в изучении физиологических процессов.
2.Научить планировать и проводить лабораторные опыты, наблюдать их результаты и фиксировать наблюдения.
3.Научить делать вычисления, расчеты по формулам при обработке результатов исследования.
4.Учить обсуждать результаты исследования, формировать выводы.
5.Ориентировать учащихся на выбор профессии.
Планируемые результаты:
·знать и характеризовать основные методы изучения функций организма;
·уметь применять теоретические знания на практике;
·уметь планировать и проводить лабораторный опыт, практическую работу, делать математическую обработку результатов исследования, формулировать выводы;
·осознать свою индивидуальность и значимость, более бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
·ознакомится со специальностями, связанными с изучением физиологических процессов и использованием на практике их результатов.
Тематическое планирование.
1.Исследование влияния внешних условий на безусловные рефлексы.
(2 часа)
1). Вклад И.М.Сеченова в развитии науки о мозге, в становление материалистической физиологии. Работы И.П.Павлова по изучению безусловных и условных рефлексов.
2) Автоматия сердца.
2. Оценка физического развития и физиология нервной деятельности школьника. (6часов)
1) Рост и развитие школьников. Акселерация. Методы оценки физического развития: соматоскопия, соматометрия, физиометрия.
Практическая работа 1. Оценка физического развития школьника.
2) Анализаторы. Роль анализаторов в познании внешнего мира.
Практическая работа 2. Исследование умственной работоспособности школьников.
3) Физиологический механизм активного внимания у детей и подростков.
Практическая работа 3. Определение концентрированности активного внимания.
4) Память. Виды памяти: кратковременная, долговременная. Центры памяти.
Практическая работа 4. Валеологическая объема кратковременной памяти.
5) Симметрия в природе. Левши и правши. И.П. Павлов о двух сигнальных системах действительности.
Практическая работа 5. Оценка функциональной асимметрии больших полушарий.
6) Утомление, снижение работоспособности. Три фазы утомления: фаза двигательного возбуждения, фаза двигательной заторможенности, фаза торможения. Переутомление, его последствия.
Головной мозг как саморегулирующая система. Основы психогигиены.
Литература.
1.Вронин,Л.Г., Маш,Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 2003год.
2.Карташев, Н.Н. Практикум по возрастной анатомии физиологии, гигиене человека, 2000год.