ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.
Целью данного курса является творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы.
Основными задачами преподавания данного курса являются:
Ø представление учащимся научного исследования как единой системы;
Ø формирование у учащихся чувства значимости научного исследования;
Ø пробуждения интереса учащихся к изучению предметных вопросов.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены 2 вида занятий: лекционные и практические. Учитель распределяет выделенное годовое количество часов на виды занятий, опираясь на собственный опыт и имея в виду готовность учащихся к занятиям исследовательской деятельностью. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Содержание программы рассчитано на 17 часов, для учащихся 9-х классов, начинающих заниматься исследовательской деятельностью.
При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. Поэтому в программе курса “Введение в проектно-исследовательскую деятельность” кроме вопросов о научном исследовании, структуре исследовательской работы, планировании и требованиях к эксперименту, предусмотрено ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
Ø вести устный диалог на заданную тему;
Ø участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
Ø участвовать в работе конференций, чтений.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, курсовую работу.
Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Примечательно то, что программа может быть адаптирована для учащихся любого возраста, необходимо лишь расширение границ разделов в соответствии с “ростом” ученика. При определенной корректировке программы, её можно адаптировать для учащихся начальной школы, 5-8-х классов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
|
Название раздела
|
Всего
|
Лекцион.
|
Практ.
|
1
|
Введение.
|
1
|
1
|
|
2
|
Наука и научное мировоззрение.
|
7
|
4
|
3
|
3
|
Речевая компетенция учащегося
|
2
|
1
|
1
|
4
|
Основы психологических знаний
|
1
|
0,5
|
0,5
|
5
|
Применение основ информатики в исследовательской деятельности
|
6
|
1
|
5
|
ВСЕГО
|
17
|
7,5
|
9,5
|
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение – 1 час
Исследовательская деятельность учащихся, её особенности и общая характеристика. Значимые личностные качества учащегося-исследователя. Исследовательские способности, пути их развития.
Раздел 1. Наука и научное мировоззрение – 7 часов
Тема 1.1. Опорные позиции исследования, целеполагание, прогнозирование –1 час.
Научные идеи, позволяющие увидеть глубину исследуемой проблемы. Возможные трудности, опасности, критерии для оценки результативности своего исследования. Целеполагание как конструирование исследовательского процесса.
Практическое занятие. Определение возможных отклонений от намеченной программы, от прогнозируемого развития исследования.
Тема 1.2. Определение темы, предмета, объекта исследования. Постановка цели и задач исследования. – 1 час.
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования “поле” научных поисков. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования. Обоснование основных путей решения собственной исследовательской проблемы.
Тема 1.3. Научная гипотеза и её проверка. План и организация исследования – 1 час.
Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к научной гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Планирование исследовательской деятельности с учетом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, в которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы.
Практическое занятие. Определение “нулевой” гипотезы, построенной на структурных связях между предметом и объектом исследования, объяснение первоначальных наблюдений, первичных фактов перед самой исследовательской работой.
Тема 1.4. Составление индивидуальной рабочей программы – 1 час.
Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей.
Практическое занятие. Составление модели исследуемого явления и программы действий по её реализации.
Тема 1.5. Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия: источник и литература – 1 час.
Понятия: источник, литература. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.
Практическое занятие. Сравнительные действия по отбору необходимых сведений.
Тема 1.6. Научная статья – 1 час.
Жанр, освещающий конкретный, частный вопрос, входящий в тему исследования. Правила написания, содержание, оформление научной статьи.
Практическое занятие. План написания статьи. Логика изложения материала. Анализ фактического материала. Цитата. Сноски. Начало и завершение статьи.
Тема 1.7. Реферат – 1 час
Реферат как краткое письменное или устное изложение содержания по теме исследования.
Практическое занятие. Тема реферата, разделы. Основное резюме. Рецензирование.
Раздел 2.Речевая компетенция учащегося – 2 часа
Тема 2.1 Различные стили речи и жанры речевых высказываний – 1 час.
Словарный запас. Стили речи. Активная и пассивная лексика.
Тема 2.2 Учимся говорить правильно.
Практическое занятие – 2 часа.
Раздел 3. Основы психологических знаний – 1 час
Тема 3.1 Психологический настрой на работу с аудиторией. Приемы саморегуляции.- 1 час
Практическое занятие – 2 часа.
Раздел 4. Применение основ информатики в исследовательской деятельности - 6 часов
Тема 4.1 Структура исследовательской работы. Требования к оформлению исследовательских работ, цитирование, ссылки – 1 час.
Понятие о структурировании исследовательского материала. Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.
Практическое занятие. Введение, основная часть, выводы. Оформление цитирования, ссылок, сносок.
Тема 4.2 Сбор материала для исследования. – 1 час.
Практическое занятие. Работа с литературой и с Интернетом. Поиск материала.
Тема 4.3 Черновик исследования – 1 час.
Практическое занятие. Работа с черновиком исследования
Тема 4.4 Результаты исследования и их обработка – 1 час.
Характеристика исследуемой проблемы, вычленение главных, достаточных и вспомогательных условий, определение закономерностей.
Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.
Тема 4.5. Составление презентации к докладу – 1 час
Практическое занятие. Работа с программой создания презентаций PowerPoint.
Тема 4.6 Защита исследования (проекта) -1 час
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Общий объем – 17 часов
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
Примерные сроки изучения
|
Всего
|
Лекцион.
|
Практ.
|
1
|
Введение.
|
1
|
1
|
|
|
Раздел 1. Наука и научное мировоззрение.
|
|
2
|
Опорные позиции исследования, целеполагание, прогнозирование
|
1
|
1
|
|
|
3
|
Определение темы, объекта, предмета исследования. Постановка цели и задач исследования.
|
1
|
1
|
|
|
4
|
Научная гипотеза и её проверка. План и организация исследования
|
1
|
1
|
|
|
5
|
Составление индивидуальной рабочей программы
|
1
|
|
1
|
|
6
|
Поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Понятия: источник и литература
|
1
|
|
1
|
|
7
|
Научная статья
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
8
|
Реферат
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
|
ИТОГО
|
8
|
5
|
3
|
|
Раздел 2. Речевая компетенция учащегося
|
|
9
|
Различные стили речи и жанры речевых высказываний
|
1
|
1
|
|
|
10
|
Учимся говорить правильно
|
1
|
|
1
|
|
|
ИТОГО
|
2
|
1
|
1
|
|
Раздел 3. Основы психологических знаний
|
|
11
|
Психологический настрой на работу с аудиторией. Приемы саморегуляции
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
|
ИТОГО
|
1
|
0,5
|
0,5
|
|
Раздел 4. Применение основ информатики в исследовательской деятельности
|
|
12
|
Структура исследовательской работы. Требования к оформлению исследовательских работ, цитирование, ссылки
|
1
|
1
|
|
|
13
|
Сбор материала для исследования.
|
1
|
|
1
|
|
14
|
Черновик исследования
|
1
|
|
1
|
|
15
|
Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем, иллюстраций)
|
1
|
|
1
|
|
16
|
Составление презентации к докладу
|
1
|
|
1
|
|
17
|
Защита исследования (проекта)
|
1
|
|
1
|
|
|
ИТОГО
|
6
|
1
|
5
|
|
|
ВСЕГО
|
17
|
7,5
|
9,5
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Основной методической идеей преподавания элективного курса “Введение в проектно-исследовательскую деятельность” является максимальное включение учащегося в проектно-исследовательскую деятельность.
2. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков обеспечивается деятельным подходом к обучению, реализацией принципа активности обучаемого, использованием проблемного, эвристического и исследовательского методов в обучении.
3. Приобщение школьников к исследовательской деятельности позволит сформировать устойчивый интерес к определенной области знаний (математика, физика, химия и др.). Изучение курсов различных предметов будет возможно с помощью конструктивно-логического осознания учебного материала, с использованием чертежей, схем, графиков, математической символики, способной лаконично и содержательно компоновать учебный материал.
4. Данный элективный курс имеет большие возможности для повышения самообразовательной деятельности школьников, существенно повлияет на научную организацию труда школьников, научит структурно и лаконично представлять информацию, четко и доказательно излагать свои мысли, окажет существенную помощь в дальнейшем самоопределении старшеклассника.
Литература
Для учащихся:
- Браверман Э. Н. Обучение проведению наблюдений и экспериментов. Физика в школе. – 1998, № 2,5
- Горелов А. С. Курс «Методология научного исследования» для учащихся старших классов. //Исследовательская работа школьников. – 2006., № 1., - с. 139-143.
- Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: «Вербу», 2001
- Кунавич А. В. Оформление исследовательских работ учащихся. – М.: МГОИПК и ПК, 2006
- Мезенцева Н. И. Основные положения программы «Юный исследователь» для младших школьников. //Исследовательская работа школьников. – 2006, № 1. - с. 144-148.
- Осипенко Л. Е., Лавриненко А. В. Организация исследовательской работы школьников. – Мн.: МОИПК и ПРР и СО, 2002.
- Школьный реферат. – Мн.: Изд. ООО «Красико – Принт», 2005.
Для учителя:
1. Ануфриев А. Ф. Научное исследование. – М., 2002
2. Браверман Э. Н. Обучение проведению наблюдений и экспериментов. Физика в школе. – 1998, № 2,5
3. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: «Вербу», 2001
4. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Народное образование. – 2000, № 3
5. Исследовательская работа школьников /сост. Н.С. Криволап.-Мн.: красико-Принт, 2005.
6. Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика. – М.: «Наука», 1981
7. Кунавич А. В. Оформление исследовательских работ учащихся. – М.: МГОИПК и ПК, 2006
8. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: «Флинта», 1997
|