Официальный сайт zakonoproekt2010 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Инерция. Масса. Связь инерции и массы.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Косыев Пётр Алексеевич; Пуденкова Елена Анатольевна
Место работы, должность: 
МОУ лицей №14. учитель физики; , методист по физике кафедры методики преподавания естественно-математических дисциплин ПОИПКРО
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 
Познакомиться с понятием инерции. Выяснть связь этого понятия с уже известным(масса).
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
32
Используемые учебники и учебные пособия: 

  1. Гулиа Н.В. Удивительная физика: О чем умолчали учебники. – М.: Изд-во НЦЭНО, 2005.
  2. Перышкин А.В. Физика.7 класс. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Пурышева Н. С., Важеевская Н.Е. Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2008.
  4. Школа в «Кванте»: Физика.9-11. Вып.1. – М.: Бюро Квантум, 1995 (Приложение к журналу «Квант» №4 1995)

 

 
Используемая методическая литература: 

  1. Гулиа Н.В. Удивительная физика: О чем умолчали учебники. – М.: Изд-во НЦЭНО, 2005.
  2. Перышкин А.В. Физика.7 класс. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Пурышева Н. С., Важеевская Н.Е. Физика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2008.
  4. Школа в «Кванте»: Физика.9-11. Вып.1. – М.: Бюро Квантум, 1995 (Приложение к журналу «Квант» №4 1995)

 

 
Используемое оборудование: 

Доска, персональный компьютер, колонки, проектор.  

Используемые ЦОР: 

http://class-fizika.narod.ru  

Краткое описание: 
На уроке происходит изучение сразу трёх новых понятий (инерция, инертность, масса). Показывается связь между этими величинами. Демонстрируются примеры проявления этих явлений.

 

Тема урока: Инерция

 

Слайд 1-2 (см. презентацию к уроку).  Эти два слова, близкие по звучанию, употребляются и в физике, и в обыденной жизни. Многие считают, что эти два физических понятия равнозначны друг другу, что они – синонимы. Действительно ли это так? Как вы думаете, есть ли в них различие? Как вы понимаете смысл физических понятий «инерция» и «инертность»?                                               

                                                 

Инерция (лат. inertia) – бездеятельность, неподвижность

Какой большой ветер

Напал на наш остров.

С домов сорвал крыши,

Столбы вогнал в землю.

А ты сидишь тихо,

А ты сидишь мирно.

И никакой силой

Тебя нельзя стронуть.

Н. Матвеева

 

В конце беседы с учащимися объявляется цель урока. Сегодня на уроке мы с вами должны: понять физический смысл понятий инерции и инертности; разобраться, в чем их отличие; узнать из истории физики, как и какими учеными были введены эти понятия; сформулировать закон инерции; выяснить применение инерции и инертности в жизни, в быту,  выполнить практическую работу.

 

 

Что такое инерция?

Слайд 4. В 1632 г. вышла в свет книга Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира – птолемеевой и коперниковой»

«А что произошло бы с тем же движущимся телом на поверхности, которая не поднимается и не опускается?» (Галилей)

 

Движение по инерции

Слайд 5.  «Когда тело движется по горизонтальной поверхности, не встречая никакого сопротивления движению, то… движение его является равномерным и продолжалось бы постоянно, если бы плоскость простиралась в пространстве без конца»

На ряде других примеров Галилей показывает, что движение по инерции должно быть не только равномерным, но и прямолинейным.

 

Закон инерции (Галилей)

Слайд 6.  Если на тело не действуют другие тела, то оно либо находится в покое, либо движется прямолинейно и равномерно.

Прямыми опытами это утверждение проверить невозможно, т.к. нельзя создать такие идеальные условия.

А если и удается создать подобие  идеальных условий, то только потому, что действия тел могут компенсировать (уравновешивать) друг друга. Примеры.

 

Закон инерции (1 закон Ньютона)

Слайд 7. «Всякое тело продолжает удерживаться в своём состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние» (Ньютон, 1687 г.)

Ньютон определяет силу как «действие, производимое над телом, чтобы изменить его состояние покоя или равномерного прямолинейного движения»

 

Инерция

Слайд 8. Инерцияэто физическое явление. Оно состоит в том, что любое тело, на которое не действуют другие тела (или действие других тел скомпенсировано), сохраняет состояние покоя или движется равномерно и прямолинейно.

 

Инертность

Слайд 9. Инертность – свойство тел, характеризующая их способность по-разному изменять скорость с течением времени.  Оно состоит в том, что для изменения скорости тела требуется некоторое время.

Более инертно то тело, скорость которого изменяется медленнее.

 

Слайд 10-11  Фильм про примеры инерции. Опыты. Обсуждение с учащимися. Подробно рассмотреть фотографии удара мяча о стенку в замедленной съемке.

 

Автобус, в котором вы едете, начинает резко тормозить. Что происходит с вами?  Почему? Автобус резко трогается с места. Что происходит с вами? Почему?

 

Слайд 12  Бытовое понимание термина «инерция»

Назовите, в каких из приведенных ниже случаев речь идет о движении тел по инерции:

1.      Всадник летит через голову споткнувшейся лошади.

2.      Пыль вылетает из ковра при его встряхивании.

6.      Автомобиль движется равномерно по прямому шоссе.

7.      Человек, поскользнувшись, падает назад.

8.      Парашютист в безветренную погоду равномерно спускается вниз.

9.      Пузырек воздуха равномерно поднимается в трубке с водой.

 

Слайд 13. Демонстрация эксперимента с двумя тележками, к одной из которых прикреплена металлическая линейка, на другой стоит гиря 5 кг. После пережигания нити на согнутой линейке тележки разъезжаются на разные расстояния. Обсуждение опыта с учащимися.

 

Ответьте на вопросы.

  1. Что происходит с тележками при взаимодействии?
  2. Что именно изменяется у тележек?
  3. Почему тележки разъезжаются на разные расстояния?

 При одинаковом взаимодействии и начальной скорости, равной нулю (выводятся формулы).

 

Масса

Слайд 14. Масса (от лат. massa – ком, кусок) мера инертности тел. В механику эта физ. величина была введена Ньютоном

 

 При беге и ходьбе вы отталкиваетесь от Земли, но при этом не замечаете, чтобы земной шар изменял скорость. Почему?

      

Слайд 15.  Решение задачи.

Из неподвижной лодки, масса которой 80 кг, прыгает на берег мальчик. Масса мальчика 40 кг, скорость его при прыжке 2 м/с. Какую скорость приобрела лодка?

 

Слайд 16.   Вопросы

1.      Почему боксеров делят по весовым категориям?

2.      Почему в хоккее защитников выбирают помассивнее, а нападающих – полегче, половчее?

3.      Зимой птиц нужно подкармливать. Но, чтобы большие птицы не обижали маленьких и не склевывали весь корм, рекомендуют делать легкие кормушки из пустых молочных пакетов и подвешивать их. В чем физический смысл этого совета?

 

Слайд 17                        

Масса – мера гравитационных свойств тела (от лат. gravitas –тяжесть)

Любые два тела притягиваются друг к другу тем сильнее, чем больше их массы. Примеры.

 


Слайд 18           Масса – физ. величина   (Обобщение)

1. Мера              

2. Обозначение

3. Фильм Эталон массы       г. Севр 1889 г.   Единица массы   1 кг. [m] = 1кг

4. Сравнивают массы

 

Слайд 19          Свойства массы

 

Слайд 20        Прибор для измерения массы – весы   Устройство:

Коромысло (рычаг), к концам которого прикреплены чашки.

Комплект гирь (разновесы).

Принцип действия весов прост: коромысло находится в равновесии, если равны массы гирь и взвешиваемого тела.

 

Домашнее задание:  

§17-19  Упражнение 6   (по учебнику Перышкина А.В.)  

§16, 17   (по учебнику Пурышевой Н.С.)

 

 

 
Прикрепленный файл Size
Инерция и инертность 7 кл1.ppt 1.07 MB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн