Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}
Эмоциональное развитие как основа нравственного воспитания.
Дошкольное детство имеет большое значение в жизни каждого человека. В этот период развитие идет бурно, стремительно. Развиваются все стороны психики ребенка. Ребенок учится осознавать свое «Я», свою деятельность, объективно оценивать себя. Он начинает управлять своим поведением. Усложняется эмоциональная жизнь ребенка: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Они «захватывают» его. У старшего дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Это происходит, когда ребенок соотносит свои поступки с усвоенными нормами морали.
Эмоциональное развитие дошкольника связано с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. У ребенка возникают общественные мотивы, поэтому интенсивно развиваются социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчиняются другие мотивы, усиливает переживания, делает их глубокими и устойчивыми. Дошкольник переживает по поводу возможных результатов деятельности, реакций других людей на его поступки. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить похвалу, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются другие его поступку.
В дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, открыть их для себя.
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками.
Сюжетно- ролевая игра отражает различные эмоциональные состояния, и как коллективная деятельность приводит к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его желание, настроение. Дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально- выразительного содержания, учатся разделять переживания других.
В трудовой деятельности возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовольствие от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от плохой работы. На основе знакомства с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность.
Взаимоотношения с другими людьми - это сильный источник переживаний ребенка. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей помогает возникновению сложных многоплановых чувств: любовь, ревность, сочувствие, зависть. Когда окружающие люди любят ребенка, хорошо к нему относятся, внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него высших чувств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви ребенок начинает учиться любви сам. Прежде всего, возникает чувство любви, нежности к родителям, братьям и сестрам, дедушкам и бабушкам. Внутреннее отношение ребенка к людям, жизни – это результат воспитания взрослых, окружающих ребенка.
Дошкольники учатся сопереживать сверстнику. Симпатия у ребенка становится более действенной, у него возникает желание помочь, поделиться, посочувствовать. Сочувствие и симпатия способствуют тому, что ребенок совершает первые нравственные поступки.
По мере осознания себя у ребенка развивается способность к сопереживанию – эмпатия. Эмпатия (от греч.cmpathia-сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Эмпатическая способность возрастает с ростом жизненного опыта.
Художественная литература оказывает огромное влияние на эмоциональное развитие ребенка. Через чтение литературных произведений и их обсуждение, распознавание эмоций других по фотографиям и иллюстрациям ребенок приобщается к эмоциональному состоянию других людей. При восприятии детьми художественных произведений происходит перенос чувств и эмоций по поводу литературных персонажей в реальные жизненные ситуации. И наоборот, чувства, возникающие у ребенка к другим людям легко переносятся и на персонажей художественной литературы - сказок, рассказов. Сопереживание персонажам художественного произведения, особенно сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции как сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социальные эмоции закрепляются в кукольном спектакле, игре – беседе с персонажами, творческой ролевой игре по сюжету сказки.
Чтобы поведение ребенка-дошкольника стало нравственным, для этого необходимо:
1) знания о нормах морали, правилах,
2) отношение ребенка к этим нормам.
Социальные эмоции играют важную роль в нравственном воспитании, воспитании культуры общения, так как регулируют поведением и деятельностью детей дошкольного возраста. Эмоциональный опыт личности должен выражаться в умении ребенка радоваться, сочувствовать и помогать другим. Развитие таких умений создает предпосылки для включения детей в совместную коллективную деятельность, которая является важнейшим условием возникновения детской дружбы, проявления ребенком таких нравственных ценностей, как сочувствие, сопереживание, взаимопомощь необходимых для становления личности.
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Дошкольный возраст- это период, в котором складываются основные нравственные нормы, укрепляются основы отношения к другим людям.
|