Официальный сайт osinform 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Полоролевая социализация детей дошкольного возраста

Фото пользователя Светлана Андреевна Климанова
Размещено: Светлана Андреевна Климанова - сб, 12/06/2010 - 14:45

 Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет занимался отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Теоретические положения о механизмах становления полоролевой социализации изложены в исследованиях отечественных и зарубежных ученых: З Фрейда, Ф. Додсона, Б. Спока, Д.Н. Исаева, В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, Л.И. Столярчук, В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман и др. На основе многочисленных исследований учение пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели междисциплинарный термин «гендер» (англ.-род), который обозначает социальный пол, как продукт культуры. Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. При этом роль биологических различий уходит на второй план. Следует рассматривать вопросы воспитания мальчиков и девочек не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Современная ситуация требует от девочки не только проявления традиционно женских качеств (мягкости, нежности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность требует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь. 

По утверждению Л.С. Выготского, для нормального развития психики ребенка необходима нормальная организация его жизни и деятельности; расхождение этих двух планов развития – биологического и социального – лежит в основе дефектного развития психики. Таким образом, в настоящее время все более актуальным становится положение о том, что средовые влияния являются необходимым условием реализации врожденных программ в такой же мере, в какой врожденные программы являются необходимой точкой приложения средовых влияний (В.Е. Каган).

 

В нашей стране проблемы педагогического сопровождения процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста и внедрения гендерного подхода в педагогическую практику ДОУ стали обсуждаться сравнительно недавно, и в этом плане уже накоплен некоторый опыт. Так, по оценкам специалистов, педагогическая общественность хотя и не может оказывать прямое воздействие на изменение гендерных ролей в семье и гендерных идеалов, формируемых в СМИ, но способна корректировать гендерную социализацию детей  в направлении взаимодействия полов и способствовать расширению социального пространства для самореализации личности.

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что  в программно - методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей вообще, а не мальчиков и девочек того или иного возраста.

Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая идентификация ребенка происходит уже к трем-четырем годам. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором оно проводит большую часть времени.

Возникает противоречие между необходимостью использования дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков и современной системы воспитания, которая не отводит места социализации мальчиков и девочек. Основные аспекты этой проблемы определены И.Е Алешиной и А.С. Волович:

-                      феминизация воспитания  (дома и в детском саду воспитанием детей занимаются женщины);

-                      феминные базовые ориентации ребенка (зависимость, подчиненное положение, пассивность).

Таким образом, проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми, очень актуальна. Проведенное анкетирование показало, что 44% родителей и 31% педагогов не считают, что воспитывать мальчиков и девочек необходимо по – разному. Эти данные свидетельствуют о необходимости проведения специальной работы.

Прикрепленный файл Размер
Три стадии развития мальчиков -сокращ..doc 95 Кбайт
рекомендации для родит..doc 24 Кбайт
памятка для родителей-мальчики, девочки.doc 41 Кбайт
Воспитание мужественности у мальчиков дошк. возраста.doc 33.5 Кбайт
Восприятие произведений художественной литературы и этических бесед как важное средство полоролевого воспитания.doc 26 Кбайт

»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн