Submitted by Николай Викторович Жаринов on Tue, 15/06/2010 - 08:24
Информационная справка.
Технология проведения позволяет сделать урок целостным по восприятию, исключить непродуктивные затраты времени за счёт высокой плотности материала и системного использования информационных технологий от начала до конца урока.
Представляет простой в использовании пошаговый алгоритм деятельности ученика и учителя, который творчески может использовать каждый учитель для проведения урока. Алгоритм тренируется поэлементно и в целом виде в течении курса.
Предполагает смену деятельности учащихся на уроке, когда задействуется моторная, аудио-визуальная, эмоциональная, поисковая деятельность. Учащиеся активно, но экономично, по затратам времени, работают с материалом учебника, слайдами мультимедиа, используют самостоятельную работу для добывания знаний, происходит личная рефлексия этапа и итоговая.
У учащихся тренируются: навыки поиска, умения выбирать главное и кратко зафиксировать, делать выводы, строить предположения, сравнивать свои результаты с предложенными учителем.
Предусмотрена органически вписанная в урок разминка.
Тема урока:«Пунические войны».
Цели урока:
Развивающая:Формировать умение прослеживать поэтапно события, протяжённые во времени. Развивать навыки поиска, отбора, сравнения, умения делать выводы и понимать смысл.
Образовательная:Знать и использовать в ответах основные события и понятия темы.
Воспитательная:Высказывать суждения о главных действующих лицах, на основе исторических данных.
Задачи:
1.Установить причины войны.
2.Выделить основные этапы войны, известных персонажей Пунических войн.
3.Прийти к выводу о значении Пунических войн. Результатам.
4.Тренировать умения и навыки работы по алгоритму.
Форма урока и методическое описание:Урок изучения, обработки и усвоения нового материала.
Урок строиться на основе технологии модульного и программируемого обучения с поэтапным восприятием материала и рефлексией этапов.
Изготавливается технологическая карта уч-ся для пошаговой фиксации деятельности.
Оборудование:Мультимедиапроектор. Использование инструментов интерактивной доски для оперативного управления и вмешательства в презентацию.
Основные материалы:Подготовленная презентация (управление в ручном режиме, на слайде информация появляется порциями, при нажатии клавиши, это особенно удобно там, где на сладе содержится и вопрос, и ответ), факты учебного пособия, карты, схемы.
Особенность:Быстрота подготовки уроков данного типа, но затраты на бумагу для технологических карт – 1 лист на ученика. При проведении уроков данного типа в компьютерном классе распечатывать карты не нужно, но необходим навык достаточно быстрой работы на клавиатуре у учащихся.
Ход урока:По технологической карте.
Технологическая карта учителя. Тема урока «Пунические войны». История Древнего мира. Саплиной Е.В. и другие. История древнего мира: учебник для 5 классов. 3 издание. М.:Дрофа.2003г.
Пошаговый алгоритм
Содержание этапа
Приветствие. Вводное слово учителя. Краткая актуализация и настройка на тему «Древний Рим»
Описание способа деятельности по технологической карте
В целях экономии времени для самостоятельной работы по новому материалу.
Получив задание дети делают короткие записи в левой (пустой0 стороне карточки напротив вопросов, информация на слайде или в учебнике
Позиция учителя – организатор, координатор, консультант.
Целеполагание, в форме беседы с фиксацией ответов учащихся. На основании материалов слайда 3.
Развитие умений предполагать, о чём пойдёт речь в данной теме.
От детского целеполагания к постановке конкретных целей (слайд 4) и задач. (Слайд 5)
Сравниваем ответы детей на вопрос «что мы будем изучать по теме?» с задачами урока.
Обрабатывая первое задание (слайд 6) дети сравнивают свои записанные варианты с возможными ответами на слайде 7.
Создание ситуации успеха, в условиях неоднократного предыдущего повторения этого приёма, очень вероятно.
При необходимости дети добавляют короткие записи.
По материалам слайда 8
Работа с учебником, поиск ответа на основе данных двух вопросов.
Переход к следующему этапу – Вторая Пуническая война. (Слайд 9).
Учитель объясняет неизбежность столкновения Рима и Карфагена.
Учащиеся ищут в учебнике ответы на вопросы слайда.
Слайды 10-12 иллюстрация к краткому рассказу учителя о плане Ганнибала. Используя функцию интерактивной доски, возможность вмешательства в презентацию, мы наносим на карту (слайд 10) путь, пройденный армией Ганнибала.
Как вариант (часто используемый) интерактивная карта из электронного пособия:
Всеобщая история. Учебное электронное издание история Древнего мира.CD. «Кордис Медиа». Москва . 2004. Тема «Пунические войны». Раздел «Смотрим и запоминаем»
Учащиеся с помощью иллюстраций оживляют в своём представлении исторические события.
При подготовке к уроку: Выбираем тему «Пунические войны», раздел «смотрим и запоминаем», в целях экономии времени сдвигаем фишку по ленте времени до появления карты (можно подготовить это заранее и оставить на паузе), включаем расширение, нажатием мышки демонстрируем учащимся этапы сражения. С помощью клавишиWindowsвозвращаемся к презентации.
Знакомство учащихся с документом
Возможно, читает ученик или учитель. Учащиеся пытаются делать выводы по историческому источнику.
Физминутка.
Вы поняли, каким выносливым человеком был Ганнибал. Давайте разомнёмся и мы! Упражнение – закрыли глаза и потянулись, опираясь на спинки стульев. Встали, размяли кисти рук, сели, хлопнули в ладоши, слушаем тишину.
Учитель кратко характеризует битву при Каннах, как яркое событие 2 Пунической войны не выдавая данных о победителе. (Слайд 14)
Учащиеся на основе данных слайда записывают мнение о возможном исходе сражения.
Как вариант (часто используемый) интерактивная карта из электронного пособия:
Всеобщая история. Учебное электронное издание история Древнего мира.CD. «Кордис Медиа». Москва . 2004. (Материалы для урока. Тема «Пунические войны». Раздел «Смотрим и запоминаем»)
Учащиеся прослеживают развитие события по схеме, фиксируют в памяти терминологию, учатся разбираться в условных знаках.
При подготовке к уроку: Выбираем тему «Пунические войны», раздел «смотрим и запоминаем», в целях экономии времени сдвигаем фишку по ленте времени до появления карты (можно подготовить это заранее и оставить на паузе), включаем расширение, нажатием мышки демонстрируем учащимся этапы сражения. С помощью клавишиWindowsвозвращаемся к презентации.
Учитель закрепляет самые яркие события 2 Пунической войны и опирается на источник. (Слайд 18)
Учащиеся зрительно фиксируют информацию, получают дополнительные сведения из греческого источника.
На основании материалов слайда 19
Учащиеся выбирают и кратко записывают ответы в карту.
Сравнивают с ответами слайда 20.
Предлагается поисковая работа по слайду 21.
Дети находят в учебнике на указанной странице исторического деятеля, непримиримого врага Карфагена. Фиксируют в карте.
Учитель предлагает рассмотреть картину «Римские легионеры в бою». (Слайд 22)
Дети устно могут ответить по картине, как ведут себя римляне при приближении противника.
Учитель подчёркивает неизбежность 3 и последней войны Рима и Карфагена.
Учащиеся фиксируют в карте ответ на вопрос слайда 23.
И знакомятся с историческим персонажем – Сципионом Младшим.
Общая рефлексия, важно объяснить учащимся, что нужно обобщить материал всего урока в ответе на вопрос слайда 25
Учащиеся делают вывод о могуществе Рима и господстве римской державы в регионе Средиземноморья.
Объявляется благодарность и высокие оценки активным участникам.
Учащиеся сдают для проверки технологические карты (оценки будут сообщены на следующем уроке),
записывают домашнее задание на выбор: составить кроссворд по теме, попробовать придумать трудные вопросы для одноклассников, попробовать составить 2-3 теста, на выбор ответа, нарисовать дома римских и карфагенских воинов, приготовить рассказ об известном человеке в рамках темы, с привлечение дополнительных данных и тд.
Рекомендуется чтение художественной литературы, например: «Слоны Ганнибала». Автор – Немировский.
Технологическая карта ученика. Тема урока «Пунические войны». История Древнего мира. Саплиной Е.В. и другие. История древнего мира: учебник для 5 классов. 3 издание. М.:Дрофа.2003г.
Тема урока
«Пунические войны».
О чём пойдёт речь? (Слайд 3)
Изучая тему войны между Римом и Карфагеном, что мы можем узнать? (Слайд 5)
Посмотрите на карту в учебнике, прочитайте два коротких текста. Сделайте выводы (Слайд 6)
Опираясь на текст учебника, сделайте вывод – из-за какой спорной территории началась первая война? (Слайд 8)
Чем закончилась 1 Пуническая война 264-241 гг. до н.э.? Кого можно считать победителем? Почему? (Слайд 8)
Укажите главных действующих лиц Второй Пунической войны218-202 гг. до н.э. (работа с текстом учебника). (Слайд 9)
Прочитайте документ. (Слайд13)
Продолжите предложение.
«Прочитав этот документ я понял(а), что…
Предположите исход сражения исходя из этих данных о численности армий (Слайд 14)
1. Чем закончилась Вторая Пуническая война? Кто из римлян удостоился чести именовать себя победителем Ганнибала? (Слайд 19-20)
Кто постоянно повторял эти слова на выступлениях в Сенате:«А кроме того я утверждаю, что Карфаген должен быть разрушен!»? Найдите ответ в учебнике на стр227. (Слайд 21)
Чем закончилась третья Пуническая война 149-146 гг. до н.э. (Слайд 23, 24)
Стр. в учебнике 227
Вывод по теме. Продолжите предложение.
На уроке я узнал(а), что в результате трёх Пунических войн…