- Приготовиться к уроку себя и свое рабочее место за компьютером.
- Вопросы по данной теме? (зачем нужно нам данное знание по теме урока и как это научиться применять).
2.целевая установка:
1. Знакомство с темой урока «электронные таблицы»
2. - познакомиться с особенностямиэлектронных таблиц. (слайд №2)
-научиться использовать электронные таблицыдля решения задач.
-закрепить полученные знания на практике
3. Краткий инструктаж по технике безопасностив компьютерном классе.(слайд №3)
Учитель:Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим практическое занятие по электронным таблицам в компьютерном классе. Для обеспечения безопасной работы необходимо выполнять следующие правила:
•Нельзя самостоятельно, без разрешения учителя, включать и выключать компьютеры.
•Нельзя касаться тыльной стороны компьютера и проводов.
•Нельзя работать мокрыми руками и во влажной одежде.
•Нельзя нажимать клавиши ручкой или карандашом.
•Нельзя ходить по классу, вставать со своегоместа.
•В случае неисправности компьютера или приобнаружении запаха гари-подозвать учителя или лаборанта.
4. Фронтальный опрос. (слайд №4) приложение 3.
5. Изложение нового материала и самостоятельная работа учащихся на компьютерах. (слайд №5,-10)
Проводится одновременно с работой учениковна компьютерах синхронно с учителем (так как скорость работы у учащихся различна, то на этом уроке целесообразно воспользоваться помощью консультантов из числа наиболее «продвинутых» учеников).
Учитель: Тема урока «Применение табличного процессора Ехсеlдля графического решения уравнений п-ой степени». Из курса математики нам известно, что корнями уравнения являются значенияточек пересечения графика функции (то есть нашего уравнения) с осью абсцисс. Если же мы решаемсистему уравнений, то ее решениями будут координаты точек пересечения графиков функций. Этот метод нахождения корней называется графическим. Но на прошлом занятии мы узнали, что с помощью программы Ехсеlможно строить практически любые графики. Воспользуемся этими знаниями длянахождения корней системы уравнений графическим методом.
Для примера рассмотрим решение следующейсистемы уравнений:
У-Х2 = 0,
у-2Х= 9.
1.Преобразуем данную систему в приведенную:
у =X2
У = 2Х+ 9.
• при заполнениистолбца А: в ячейкуА2 заносится начальное значение аргумента Х=-10, дляавтоматического заполнения всего столбца нужно в ячейкуАЗ занести формулуА2+1 и скопироватьее до ячейки А23;при заполнениистолбца В в ячейкуВ2 заносится формула А2*А2, которая затем копируется до ячейки В23;
2.Для оценки решений воспользуемся диаграммой, на которой отобразим графики обеих функций. Сначала построим таблицу:
• Первая строка — строка заголовков. Далее для построения этой таблицы использовались следующие формулы:
• при заполнениистолбца С в ячейку С2 заноситсяформула 2*А2+9,и также копируется до С23.С помощью мастера диаграмм выберемтип диаграммы Точечная и построим черновую диаграмму первоначальной оценки решений.
На диаграмме видно, что оба графика имеютточки пересечения — эти координаты этих точек и есть решения системы. Так как шаг изменения аргумента был достаточно велик, то мы получили приближенные значения решений. Уточним их, построив два графика в интервалах от -3 до 0, где находится первое решение, и от 3 до 5 — где находится второе. Составим новые таблицы для первого и второго решения:
х
у=х*х
у=2х+9
-3
9
3
-2,9
8,41
3,2
-1,9
3,61
5,2
-0,9
0,81
7,2
0,1
0,01
9,2
1,1
1,21
11,2
2,1
4,41
13,2
3,1
9,61
15,2
4,1
16,81
17,2
5,1
26,01
19,2
6,1
37,21
21,2
7,1
50,41
23,2
8,1
65,61
25,2
9,1
82,81
27,2
10,1
102,01
29,2
11,1
123,21
31,2
12,1
146,41
33,2
13,1
171,61
35,2
14,1
198,81
37,2
15,1
228,01
39,2
16,1
259,21
41,2
17,1
292,41
43,2
Для первого решения
Для второго решения
х
у=х*х
у=2х+9
3
9
15
3,1
9,61
15,2
3,2
10,24
15,4
3,3
10,89
15,6
3,4
11,56
15,8
3,5
12,25
16
3,6
12,96
16,2
3,7
13,69
16,4
3,8
14,44
16,6
3,9
15,21
16,8
4
16
17
4,1
16,81
17,2
4,2
17,64
17,4
4,3
18,49
17,6
4,4
19,36
17,8
4,5
20,25
18
4,6
21,16
18,2
4,7
22,09
18,4
4,8
23,04
18,6
4,9
24,01
18,8
5
25
19
5,1
26,01
19,2
В этом случае мы уменьшили шаг изменения аргумента для более точного построения. Решением нашей системы будут координаты точек пересечения графиков: Х1=4,2; У1=4,8; Х2=4,2; У2=17,5.
Как вы уже поняли, графическое решение системы дает приблизительные результаты.
С помощью диаграмм можно найти графически и решение такого уравнения:
Х3-2ХЧ4Х-12=0.
х
у=х*х*х
0
-12
0,15
-11,4416
0,3
-10,953
0,45
-10,5139
0,6
-10,104
0,75
-9,70313
0,9
-9,291
1,05
-8,84738
1,2
-8,352
1,35
-7,78463
1,5
-7,125
1,65
-6,35288
1,8
-5,448
1,95
-4,39013
2,1
-3,159
2,25
-1,73438
2,4
-0,096
2,55
1,776375
2,7
3,903
2,85
6,304125
3
9
3,15
12,01088
Это можно сделать, построив график и определив координаты точек его пересечения с осью ОХ:
либо построив два графика:
У=Х3
У =2Х2-4Х+12
и определив точки их пересечения.
Таким образом, мы видим, что используя программу Ехсе1, можно графически решить практически любое уравнение, что мы и сделаем, получивиндивидуальные задания.
5.Выполнение индивидуальных заданий,
Индивидуальные задания целесообразно подбирать таким образом, чтобы каждый ученик могпроявить свои знания — т. е. их обязательно нужно сделать дифференцированными. Для составления индивидуальных заданий мы воспользовалисьучебниками, по которым работают ученики на алгебре.
6.Распечатка отчетов по практикуму и выставление оценок.
Учитель:После выполнениязадания каждый учащийсядолжен распечатать таблицыи графики своего задания иполучить оценку за работу. При выставлении оценки ябуду учитывать и мнениеучащегося-консультанта.Спасибо за работу, до свидания!
6. Домашнее задание. (слайд №11)
Проанализировать ипроверить свои индивидуальные задания и оформитьотчеты в тетради.
Список литературы:
учебник по алгебре 11 класс.- Мардкович В.А.:М-2005. Мемозина.
Современные открытые уроки по информатике.: Ростов на Дону -2003.Феникс.