Уровень программы:развивающая программа для дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего и комбинированного видов.
Срок реализации программы:1 учебный год.
Целевые группы, на которые рассчитана программа:дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего и комбинированного видов.
Театрально - музыкальная студия «Сказка» - это иная форма организации деятельности дошкольников. Сочетание музыкальной и театральной деятельности позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок – дошкольник учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности.
Актуальность.
С увеличением темпов жизни, социальными условиями, требующими от человека определенных способностей для адаптации в окружающем мире, занятостью родителей значительно уменьшается взаимодействие ребенка – дошкольника с родными (чтение художественной литературы, посещение театров, музеев, совместных прогулок) все это приводит к недостаточному развитию речи и эмоциональной сферы ребенка. Поэтому в настоящее время является актуальным формировать у детей художественный вкус, развивать творческие способности, эмоциональный мир ребенка. Самый короткий путь для эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественного воображения предоставляет театрализованная деятельность.
Роль театра в жизни ребенка – дошкольника несоизмеримо велика, т.к. здесь можно решать множество задач, связанных с его воспитанием и развитием.
Театр – вид искусства, который привлекает внимание, в равной мере, как взрослых, так и детей. Выдающийся русский критик В.Г. Белинский, обращаясь к современникам: «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - был глубоко убежден в том, что не любить театр невозможно. Ощущение праздника, связанное с посещением театра, способно доставить человеку ни с чем несравнимую радость, наполнить его яркими впечатлениями, чувствами, мыслями.
Значение и специфика театрального искусства и его произведений заключается в одномоментальности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живого воздействия художественного образа на личность (В.К.Вилюнас, А.А. Леонтьев и др.).
На определенной ступени психического развития в результате воспитания у дошкольника, как отмечают В.В. Зеньковский, А. Салиев, открывается та сторона эстетического восприятия, которая дает толчок развитию его познавательной деятельности. Происходит это благодаря тому, что художественное произведение расширяет круг представлений ребенка, помогает понять его художественный образ. В воображаемых обстоятельствах сказки, которая чаще всего лежит в основе детского театрального творчества в своеобразной форме отражаются жизнь народа, его обычаи и характер деятельности, жизнь животных и природного мира (В.В. Зеньковский, В.Я. Пропп, К.Г. Юнг).
Эстетическое восприятие детей, в том числе восприятие театра, не сводится к пассивной констатации известных сторон действительности. Ребенку – дошкольнику доступна внутренняя активность содействия, сопереживания (Л.С. Выготский, Л.С. Славина и др.). Дети старшего дошкольного возраста способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер (Л.П.Бочкарева, А.И. Булычева, Л.Г. Стрелкова). Благодаря этому у детей зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к поступкам, имеющим значение не только для ребенка лично, но и для окружающих (А.А. Бодалев, Я.З. Неверович).
Поэтому роль театра в эстетическом развитии дошкольников является неоценимой, что доказано в исследованиях А.М. Виноградовой, С.И. Мерзляковой, Е.Л. Трусовой.
К сожалению, в настоящее время в массовой практике ДОУ театрализованная деятельность остается Золушкой, и ее судьба, как от злой мачехи зависит от желания и интересов педагога. В первую очередь это связано с общей загруженностью наших воспитателей и недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка – дошкольника.
Ведь, играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передавать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.
При подготовке спектакля дошкольники учатся выделять цель, средства ее достижения, планировать, координировать свои действия и многому другому. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития.
В отличие от малышей старшие дошкольники при выступлении часто теряются. Наряду со сценическим волнением у многих детей появляется стеснительность, и они отказываются от выступлений. Коррекция поведения ребенка может осуществляться по очень многим направлениям. Одним из них является коллективная театрализованная деятельность, в основу которой положен принцип предоставления всем детям равных возможностей для участия в инсценировке и в одинаковых ролях.
Кроме того, исследования отечественных и зарубежных ученых убедительно показали, что одним из серьезных огорчений является лишение возможности ребенка права выбора. В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей при выборе характера для своего героя. Целенаправленная работа по этому виду деятельности обеспечивает эмоциональное благополучие ребенку – дошкольнику, способствует своевременному и полноценному психическому развитию и приобщению его к общечеловеческим ценностям средствами союза музыки и театрального искусства.
Цель:развитие у детей старшего дошкольного возраста театрально – музыкальных, творческих, коммуникативных способностей посредством приобщения их к сценическому искусству.
Задачи:
1.Создавать условия для развития психических процессов (память, внимание, воображение), творческих и коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.Расширять знания и представления детей старшего дошкольного возраста о театральном искусстве.
3.Развивать эмоциональность, выразительность речи и пластику движений.
4.Развивать у детей музыкальные способности.
5.Воспитывать у детей чуткость, взаимопонимание, отзывчивость, доброту, дружбу.
Цель и задачи реализуются посредством следующих методов и методических приемов: беседа, пояснение, художественное слово, вопросы, показ, игровые упражнения, эмоциональные этюды, двигательные упражнения, ролевые игры.
Формы и режим занятий:Расписание занятий строится в соответствии с возрастными требованиями из расчета 1 раз в неделю по 30 – 35 минут. При работе с детьми рекомендуется использовать индивидуальные, групповые, подгрупповые формы.
Структура работы:
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, что предполагает постепенное усложнение по мере овладения детьми знаниями, игровыми умениями, приемами актерского мастерства и техники.
Схема занятия: введение в тему, создание эмоционального настроя, театрализованная деятельность (в разных формах); эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
В связи с этим всю работу можно условно разделить на три этапа: подготовительный, основной, итоговый.
Подготовительный этап предполагает работу по знакомству дошкольников с театром как видом искусства, развитию внимания, воображения, движений детей, приобщения их к миру театрализованных представлений путем участия в драматизации коротких литературных произведений, снятию у дошкольников сценического волнения и созданию положительной эмоциональной обстановки в группе.
Основной этап посвящен работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен и т.п.
На итоговом этапе предполагается переход на уровень самостоятельной деятельности, где построение репертуара составляется на основе традиционных постановок и спектаклей, содержание для которых придумывают сами дети.
В результате освоения программы театрально – музыкальной студии «Сказка»дошкольники получают комплекс знаний и приобретают определенные умения. К концу года они должны:
- овладеть навыками общения и коллективного творчества, быстро адаптироваться, чувствовать себя комфортно в различных ситуациях;
- приобрести знания о театральном искусстве;
- достигнуть состояния актерской раскованности, уметь проживать тот или иной литературный сюжет;
- овладеть умениями красиво, пластично двигаться под музыку в соответствии с ее характером;
- уметь управлять техникой речи (силой голоса, дикцией и т.д)
- воспитывать в себе такие качества, как отзывчивость, сопереживание, стремление помочь, уверенность.
Формы подведения итогов реализации программы различны: показ спектаклей родителям и детям детского сада, открытые мероприятия по итогам работы кружка, фотовыставки и т.п.
Учебно – тематический план:
Программа состоит из 5 разделов работы с детьми старшего дошкольного возраста.
№ п/п
Разделы программы
Количество часов
теоретических
практических
1.
Введение в мир театрального искусства.
30 мин.
1
2.
Ритмопластика.
3
3.
Культура и техника речи.
1
2
4.
Работа над спектаклем.
1 ч. 30 мин.
5
5.
Творческая мастерская.
30 мин.
2 ч. 30 мин.
Всего часов:
3 ч. 30 мин.
13ч.30 мин.
Программа рассчитана на 17 часов (34 занятия).
Содержание программы:
№
п/п
Разделы
программы
Задачи
Содержание
1.
2.
Введение в мир театрального искусства.
Ритмопластика.
-создавать атмосферу общей заинтересованности и эмоционального подъема;
-рассказать об особенностях театрального искусства, о видах театра, о главных волшебниках театра;
-знакомить детей с элементами актерского мастерства;
Размещено вт, 22/06/2010 - 10:43 пользователем Ольга Александровна Жбанникова.
Уважаемая Ирина Юрьевна!
Программа по дополнительному образованию представляет большую практическую значимость, несомненно актуальна.
Однако при ознакомлении с программой у меня возникли следующие вопросы:
1. Статус программы как подтверждается? ( утверждена, получила рецензию?)
2. Цели, задачи и содержание не стыкуются ( в цели стоит развитие способностей, задачи указывают на различные аспекты ( и развитие психических процессов, и эмоциональности и т.д.)
3. Не отражается специфика развития способностей: представленная программа скорее направлена на развитие ЗУН.
На: Дополнительная образовательная программа театрально – музыка
Уважаемая Ирина Юрьевна!
Программа по дополнительному образованию представляет большую практическую значимость, несомненно актуальна.
Однако при ознакомлении с программой у меня возникли следующие вопросы:
1. Статус программы как подтверждается? ( утверждена, получила рецензию?)
2. Цели, задачи и содержание не стыкуются ( в цели стоит развитие способностей, задачи указывают на различные аспекты ( и развитие психических процессов, и эмоциональности и т.д.)
3. Не отражается специфика развития способностей: представленная программа скорее направлена на развитие ЗУН.
Предлагаю откорректировать материалы. Успехов!