на уроке с личностно-ориентированной направленностью»
1. Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
2. Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
3. Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
4. Использование проблемных творческих заданий.
5. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
7. Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.
8. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
9. При задании на дом называется не только тема и объём задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
google_protectAndRun("render_ads.js::google_render_ad", google_handleError, google_render_ad); Дидактическая цель урока: создать условия для повторения изученного ранее материала и формирования новых знаний.
Задачи урока:
I. Образовательные.
Совершенствовать умение решать текстовые задачи.
Повторить соотношения между величинами «Цена, количество, стоимость».
Продолжить работу по формированию вычислительных навыков.
II. Развивающие.
Развивать умение рассуждать, делать выводы.
Формировать познавательную активность.
III. Воспитательные.
Воспитывать умение работать в коллективе;
Развитие сотрудничества при работе в парах.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Формировать умение правильно организовывать свою учебную деятельность.
Тип урока:комбинированный.
Методы обучения:
проблемно-поисковый;
репродуктивный (беседа);
приёмы разноуровневого обучения;
технология интенсификации обучения на основе слайдовой презентации.
Формы познавательной деятельности:
индивидуальная;
групповая;
фронтальная.
Средства обучения:
учебник «Математика»;
тетрадь с печатной основой № 1;
тетрадь «Учимся решать задачи»;
карточки с заданиями разного уровня сложности;
компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
Линии развития средствами предмета
МАТЕМАТИКА
Развитие интеллектуальных умений
Развитие коммуникативных умений
Развитие организационных умений
1. Организационный момент.
(Слайд 2)
Организация рабочего места.
Умение быстро включиться в работу на уроке
2. Проверка домашнего задания.
Задача.Периметр прямоугольника 20 см, а сумма длин трех его сторон равна 14 см.
- Какие вопросы вы сформулировали по данному условию задачи?
(Слайд 3)
Проверка знания понятий: прямоугольника, периметра прямоугольника.
Умение по данным в задаче поставить вопросы и ответить на них.
Формирование пространственных представлений.
Умение вести монологическую речь, обосновывать своё мнение.
Умение слушать одноклассников, соглашаясь или делая тактичные замечания по ходу ответов.
Продолжить развитие умений удерживать внимание.
3. Устный счёт.
1)
- Вставьте цифры в «окошки», чтобы получились верные равенства.
7528 • 4 = 3011__
5906 • 7 = 413 __ __
3549 • 6 = 2129__
84003 • 9 = 7560 __ __
90357 • 8 = 72285 __
58007 • 4 = 232 __ __ __
(Слайд 4)
2)
- Найди значения выражений, используя запись умножения в столбик.
528000 : 30 = ________
528 : 3 = ________
52800 : 176 = ________
176 • (30 • 100) = ________
(1760 • 10) • 3 = ________
30 • 176 = ________
(Слайд 5)
3)
- Назови "лишние" единицы.
дм, км, мм, км/ч, см
ч, мин, с, т, век, сут
м/мин, км/ч, ч, км/с, м/с
кг, ц, т, г, с
(Слайд 6)
4)
- Сравните величины.
2080м2080дм
56км56дм2
2400км/ч2400км/мин
(Слайд 7)
Совершенствование вычислительных навыков.
Повторение взаимосвязи между компонентами и результатами арифметических действий.
Формирование умения выполнять умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями, проводить сравнительный анализ арифметических выражений.
Повторение наименованных величин, умение проводить их сравнительный анализ.
Умение строить логические цепочки используя математические сведения.
Совершенствование умений правильно пользоваться математической терминологией и символикой.
Умение читать, записывать, применять в работе сведения об окружающем мире, используемые в языке математики (наименованные единицы).
Продолжить развитие умений удерживать произвольное внимание на каждом этапе урока.
4. Целеполагание.
- Попробуйте устно составить и решить задачу с указанными величинами по первой строке данной таблицы (остальные строки закрыты):
На доске (слайде):
Наименование товара
Цена
Количество
Стоимость
Виноград
90 руб.
3 кг
? руб.
Персики
80 руб.
? кг
320 руб.
Яблоки
? руб.
8 кг
200 руб.
Груши
45 руб.
5 кг
? руб.
? кг
? руб.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
(Сегодня на уроке мы будем решать различные задачи, и в том числе, с величинами «цена, количество, стоимость».)
- Итак, как же найти цену, зная количество и стоимость? Аналогично: А как найти количество? Стоимость?
- Вернемся к заданию. Какую величину можно найти, используя данные выражения?
- Составьте задачу (работа в парах).
(Слайд 8, 9)
Умение анализировать, сопоставлять, выстраивать логическую цепочку для определения темы урока.
Воспитывать умение работать в коллективе (уважать мнение одноклассников, терпеливо выслушивать ответы).
Умение работать в парах (уважать мнение друг друга).
Умение работать в парах (правильное распределение ролей для быстрого решения поставленной задачи).
Физкультурная минутка.
Мы ногами – топ-топ.
Мы руками – хлоп-хлоп.
Мы глазами – миг-миг.
Мы плечами – чик-чик.
Раз – сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз присели, два – привстали,
Руки к верху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
(Произвольные танцевальные движения)
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
(Слайд 10, 11)
Формирование культуры умственного труда.
Формирование здорового образа жизни.
Формирование взаимосвязи труда и отдыха при умственной нагрузке.
5. Работа над новым материалом.
Решение задач.
№ 10 в тетради «Учимся решать задачи».
а) Прочитай задачу.
В первый день книжный киоск продал 8 учебников математики, во второй – 12. Какова цена учебника, если стоимость всех проданных учебников 800 рублей?
б) Используя условие задачи, выбери выражения, которые имеют смысл, и запиши к ним пояснения:
В первый день школьники собрали 12 кг шиповника, во второй ______. Сколько килограммов шиповника собрали школьники в третий день, если за три дня они собрали ______ кг шиповника?
б) Запиши пояснение к каждому действию в решении задачи.
в) Используя данное условие, запиши пояснения к выражениям:
- А знаете ли вы, для чего школьники собирали плоды шиповника?
(Далее представлены сведения о шиповнике как защита проектной работы учащегося).
Оказывается, шиповник – это дикорастущие виды розы, обычно с немахровыми цветками. Распространены в Северном полушарии. В России насчитывается около 60 видов шиповника. Плоды используют как витаминное сырье. Применение. Шиповник — старинное лекарственное растение, его лечебные свойства были известны в России еще в XVII веке. Тогда уже плоды шиповника высоко ценились и выдавались для лечения по особому разрешению, лишь знатным людям.
Шиповник является поливитаминным растением, его плоды по количественному содержанию и разнообразию витаминов значительно превосходит другие растения. Но особенно много витамина С. Водный настой плодов повышает сопротивляемость организма при инфекционных заболеваниях и обладает общеукрепляющим, тонизирующим действием.
Отвар корней имеет антисептические свойства. Водный настой листьев обладает противомикробным и болеутоляющим действием и используется при желудочно-кишечных заболеваниях.
Кустарник шиповника часто используется как декоративное растение.
(Слайд 15)
Совершенствовать умение решать текстовые задачи.
Повторить соотношения между величинами «Цена, количество, стоимость».
Продолжить работу по формированию вычислительных навыков.
Развитие логического мышления.
Развитие интеллектуальных и творческих возможностей при составлении и оформлении проектной работы.
Решение текстовых задач - эффективное средство развития у детей мышления и речи.
Обучение слушанию, говорению, чтению, умению продуктивно участвовать в диалоге, самостоятельно организовывать поиск и проверку решения.
Развивать умение рассуждать, делать выводы.
Формировать познавательную активность.
Закреплять навыки и умения выступать перед аудиторией одноклассников.
Навыки самостоятельной работы.
Расширение кругозора.
Самоорганизация. Умение использовать знакомый материал в новой ситуации.
Умение сконцентрироваться при защите проектной работы учащегося.
Физкультурная минутка.
Упражнения на релаксацию. Зарядка для глаз.
(Слайд 16, 17)
Формирование культуры умственного труда.
Формирование здорового образа жизни.
Формирование взаимосвязи в чередовании труда и отдыха при умственной нагрузке.
6. Закрепление изученного материала.
1) Решение задачи № 79.
Шесть тетрадей для рисования стоят столько же, сколько девять одинаковых блокнотов. Сколько стоит один блокнот, если цена тетради для рисования 30 рублей?
- Оформите запись условия удобным способом (схема или таблица).
Коллективный разбор задачи. Запись решения самостоятельно.
2) Разноуровневые задания на карточках (геометрический материал).
(Слайд 18)
1 уровень.
А) Начерти прямоугольник со сторонами 8 см и 4 см. Вычисли площадь и периметр этой фигуры.
Б) Начерти квадрат со стороной 6 см. Вычисли площадь и периметр этой фигуры.
2 уровень.
Длина стороны квадрата 6 см, а длины сторон прямоугольника 8 см и 4 см. Площадь какой фигуры больше и на сколько?
3 уровень.
Квадрат и прямоугольник имеют одинаковый периметр 24 см. Площадь какой фигуры больше, если длина прямоугольника 8 см?
(Слайд 19)
Проверка.
1 уровень.
На доске чертежи фигур.
а, б) - Укажите на чертежах известные величины. А теперь напишите, чему равны площади и периметры этих фигур.
- Площадь какой фигуры больше?
2 уровень.
- Получились ли у вас такие величины? А теперь ответьте на вопрос: на сколько площадь квадрата больше площади прямоугольника?
3 уровень:
- Ребята, а как же действовали вы? Ведь у вас была неизвестна ширина прямоугольника и сторона квадрата. (Сначала нашли неизвестную сторону).
- Как?
- Сравним результаты: исходя из ваших расчетов, площадь какой фигуры оказалась больше?
Закрепление умения думать, логически обосновывать своё мнение.
Умение работать с информацией.
Формирование у детей пространственных представлений при работе с геометрическими величинами.
Развитие логического мышления.
Развитие интеллектуальных и творческих возможностей.
Навыки практического применения полученных знаний.
Способствовать развитию психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей (внимания, памяти, мышления, воображения).
Формировать навыки сотрудничества с другими людьми.
Умение адекватно оценить свои способности при выборе разноуровневых заданий.
Возбуждать интерес к деятельности.
Опираться на знания и опыт учащихся.
Рациональная организация своей деятельности для успешного выполнения поставленной задачи.
Развитие у учащихся самостоятельности.
Развитие внимательности при поиске ошибок.
7. Подведение итогов урока.
- Понравилось ли вам на уроке?
- Что мы повторили сегодня на уроке? Что нового узнали? Что запомнилось, показалось интересным?
- Кто может сказать о себе: « У меня сегодня на уроке всё получилось!»
- Теперь посмотрите на карточки с рожицами. Выберите и покажите, пожалуйста, ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.
Рефлексия
- Как вы думаете, что необходимо каждому ученику, чтобы успех ему сопутствовал на каждом уроке?
(Оценивание работы учащихся учителем. Самооценка..)
- Спасибо! Урок окончен!
(Слайд 20)
Рефлексия.
Умение адекватно оценить свою работу и успехи товарищей.
Самоконтроль и самооценка работы на уроке.
8. Домашнее задание.
Выбирай:
Необходимый уровень –Урок 37, № 4.
Программный уровень –
Составь задачу по её решению 40*3 + 5*10
Максимальный уровень –
Составь задачу, используя данные рабочего листа.
(Слайд 20)
Выбор разноуровневых заданий.
Возможность выбора разноуровневых заданий создаёт ситуацию успеха. Формируется самоуважение.