ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: закрепление навыка различения и правильного произношения звука Р. Выделение звука Р в начале, середине и конце слова.
Организационный момент.
Игра «Путешествие в страну «Фантазия»
Дети в поезде приезжают в лес. Отгадывают загадки о животных :
«Кто там сидит, грозно смотрит и рычит?» (тигр)
Ар-ар-ар – а вокруг все: кар да кар! (ворона)
«По горам, по долам ходит шуба да кафтан» (баран) и др….
Затем определяется звук, повторяющийся во всех словах (Р).
Дети разбегаются по лесу и отыскивают только тех животных и птиц, в названии которых есть звук Р: рысь, крот, тигр, грач, ворона, воробей, скворец.
Игра «Поможем веселому лесовичку».
Появляется веселый лесовик, приветствует, ребят, шутит, но оказывается очень рассеянным: все путает, забывает. Читает смешные стихи, а дети помогают ему «вспомнить» последнее слово:
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – начинается …. (игра).
Лесники ее котят взять домой не захотят:
Ей не скажешь: «Кошка, брысь!», потому что это… (рысь).
В реке большая драка: поссорились два…(рака).
Ру-ру-ру, ру-ру-ру – продолжаем мы … (игру).
Ры-ры-ры, ры-ры-ры – у Ромы в руках … (шары).
Ар-ар-ар, ар-ар-ар – закипает … (самовар).
Ор-ор-ор, ор-ор-ор – продаем мы … (помидор).
3.Логопед читает детям стихотворение С. Маршака «Радуга», дети выполняют движения:
В небе гром, гроза, (подняться на носочки, рукитянуть вверх)
Закрывай глаза!(опуститься на ступни, руками закрыть глаза)
Дождь прошел, трава блестит, (опуститься на корточки, руками «погладить» траву)
В небе радуга стоит. (встать прямо)
4.Пора в обратную дорогу. Появляется поезд из трех вагонов. ( Картинка на доске: на вагонах нарисованы схемы слова)
Логопед предлагает детям взять со стола конверты с картинками и разложить картинки на три группы так, чтобы в первой группе были слова со звуком Р в начале слова, во второй - в середине слова, а в третьей – в конце слова.
Дети «рассаживаются» соответственно в 1, 2 или3 вагоны.
1: рысь, рыба, рубашка, рак
2:корыто, баранка, карандаш, фартук
3:комар, шар, самовар, топор
«Контролер» из числа детей проверяет правильность выполнения задания.
5.Логопедподводит итог занятия и дает дифференцированную оценку работе детей. Затем дети на «Экране настроения» делают пометку ( заштриховывают соответствующую картинку.)