Официальный сайт travelspo 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Методическая разработка

Submitted by Наталья Владимировна Левашова on вс, 20/06/2010 - 22:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Левашова Наталья Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ ДОД ДШИ №2
Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Методическая рекомендация по развитию навыков аккомпанемента и чтения с листа на уроках в ДШИ.

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

 

 

                                                            Методическая рекомендация

     по развитию навыков аккомпанемента и чтения с листа

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Обучение навыкам аккомпанемента, безусловно,  является одним из основных в деле воспитания пианиста на всех ступенях его развития.  В наибольшей степени это относится к начальным этапам обучения в ДМШ.

          Кем бы ни стал юный музыкант – профессионалом - педагогом, концертмейстером или культурным любителем музыки – он должен уметь музицировать, играть с листа,  аккомпанировать.

          Решение этих задач во многом зависит от успешной организации.

         В учебном плане фортепианных отделений отводится 2 часа в неделю на «специальность и чтение с листа». Это означает, что определенная часть времени должна быть отведена систематическим занятиям чтением с листа и транспонированием. Уже в самом скором времени занятия дают самые положительные результаты, так как период разбора нового материала значительно сокращается.

        Для первых шагов освоения навыков чтения с листа используются самые легкие пьесы. Исполнению должен предшествовать просмотр нотного текста без инструмента – его нужно как бы «проиграть», представляя внутренним слухом реальное звучание пьесы, а также двигательные моменты для ее воплощения (аппликатура и т. д.).

        Педагоги детских музыкальных школ с самых начальных этапов обучения должны добиваться образование правильных психологических связей, заключающихся в том, что, видя нотный текст, ученик должен, прежде всего, его услышать, а уже услышанное внутренним слухом воспроизвести на инструменте. Схематически это можно выразить следующим образом: вижу – слышу – играю, а не вижу – играю – слышу, как это еще часто встречается на практике.  Эта простая формула выражает самую сущность процесса игры на любом инструменте.   В трудном деле воспитания «внутреннего слышания» большую роль призваны сыграть занятия в классах сольфеджио и теории музыки.

         Огромную роль приносит чтение с листа в ансамбле с педагогом. Это пробуждает живую заинтересованность ребенка и увлеченность самим процессом ансамблевого музицирования. Кроме этого, такой способ занятий чтением с листа организует действия ученика в рамках строгого ритма, заставляя концентрировать внимание и учит «думать быстрее».

          Одной из сложных сторон воспитания будущих концертмейстеров является умение транспонировать. Необходимость исполнять произведение в другой тональности диктуется пианисту – концертмейстеру при работе с вокалистами самыми различными факторами.  Иногда это отсутствие нотного материала в удобной для данного голоса тональности, в другом случае не совсем здоров и просит проаккомпанировать ему произведение ниже, бывает, что инструмент на концертной площадке настроен значительно ниже камертона и т.д. Юному пианисту умение транспонировать может пригодиться и в практике домашнего музицирования, и в выступлениях на концертах художественной самодеятельности своего класса в общеобразовательной школе при аккомпанементе школьному хору или вокальному ансамблю. Здесь особенно важно уметь выбрать удобную, с учетом диапазона голосов, тональность

 

 

          С самого начала обучения транспонированию необходимо заложить основы правильных навыков.

          Обучение транспонированию лучше начинать с одноголосия. Прежде всего, процесс транспонирования должен осуществляться сознательно, т.е. на основе предварительного анализа мелодии – ее лада, тональности, интервалики  (обязательно с учетом при этом объема знаний, полученных в классе теории музыки).  Только после такого разбора мелодии следует использовать ее в другой тональности.  Этим транспонирование отличается от подбора мелодии на слух от другой ноты. Затем задачи постепенно усложняются, ученик начинает транспонировать мелодию с аккомпанементом, предварительно анализируя всю фактуру. Для облегчения работы на первых порах можно транспонировать «по частям», т.е. раздельно мелодию и аккомпанемент, соединяя потом их вместе.  В дальнейшем же следует отказаться от «раздельного транспонирования». Постепенно воспитывается умение сразу же ощутить исполняемое произведение в новой тональности, что принципиально отличается от механического перенесения отдельных нот на ступень вверх или вниз. Следует иметь в виду, что в школьный период обучения транспонировать лучше в тональности с небольшим количеством знаков и не более   чем на тон.

            И при чтении с листа, и при транспонировании необходимо вырабатывать у учеников умение смотреть вперед не меньше, чем на полтакта. Полезно интересно транспонировать в четыре руки с педагогом.

            В 4 и 5 классах ДМШ появляется новый предмет – ансамбль, который чаще всего понимается, как ансамбль фортепианный. При всей важности, необходимости игры в четыре руки следует помнить и о других формах ансамблевого музицирования. Прежде всего, идет речь о  возможности  учеников этих классов аккомпанировать своим товарищам – скрипачам, альтистам, виолончелистам и т.д.

 

 

          Одна из главнейших задач педагога по специальности – развить в ученике умение слышать свою игру как бы «со стороны». Именно совместное музицирование значительно повышает чувство слухового контроля, развивает ощущение многоплановости звучности, пробуждает потребность в более тонких градациях звучания фортепиано.   Например, при игре со скрипкой.  Исходя из динамических возможностей этого инструмента, пианист соразмеряет масштабы звучности с форте скрипки.  При этом форте пианиста не должно терять своего эмоционального наполнения.  Игра со струнными инструментами стимулирует поиски более тонкого, разнообразного звучания пиано.

            При совместной игре на разных инструментах происходит процесс взаимообогащения участников ансамбля. Пианисты учатся у струнников, духовиков связности, «легатности» звучания, духовики же и струнники стремятся перенять у пианистов определенность, точность атаки звука, артикуляции.

           Игра в дуэте с инструменталистом воспитывает более строгое отношение к ритмической стороне исполнения, пробуждает у юного пианиста чувство ответственности за конечный результат совместной работы.  Если ученик – струнник уже с первых шагов обучения общается с партнером, то пианист в силу специфики своего инструмента лишен этой возможности. Занятия в классе ансамбля должны привить пианисту интерес к коллективному творчеству, каким в конечном итоге и является ансамблевое музицирование.

         Возможность выступить в открытом концерте в паре со своим товарищем всегда вызывает живой творческий интерес у юных исполнителей. И главное здесь, что сам процесс подготовки к этим выступлениям для них чрезвычайно увлекателен. Именно на этих этапах совместной работы у юных концертмейстеров появляется и развивается чувство профессиональной ответственности.

           Успех работы в классе ансамбля во многом зависит от удачно выбранной программы.

           При выборе репертуара следует помнить, что степень сложности аккомпанементов не должна превышать технический уровень пьес, исполняемых в классе по специальности, т.к. у ученика появляется много новых задач, связанных с совместным исполнением – необходимость видеть третью строчку, слушать партнера и т .д.

 

           В старших классах осваивается наиболее сложная форма совместного музицирования – аккомпанирование вокалистам.

          Неопытному ассамблисту трудно аккомпанировать певцу из – за частых отклонений от темпа, столь характерных для вокального исполнительства.  Эти отклонения не противоречат основам музыкального ритма, наоборот, они подчеркивают живость, естественность вокального сочинения. Обычно в нотах зафиксированы отклонения от темпов – (ритардандо, аччелерандо и т. д.), относящиеся к более крупным музыкальным построениям – предложениям, фразам и т. д. Естественности и выразительности построения способствуют также и небольшие отступления от темпа, почти не поддающиеся письменной фиксации; они зависят, как правило, от индивидуальности каждого отдельного исполнителя. Именно эта сторона исполнения ставит перед аккомпаниатором наиболее сложные задачи, т.к. умение чутко реагировать на ритмические отступления солиста достигается большой практической работой.

          Отступления солиста от темпа не могут восприниматься аккомпаниатором как неожиданность, случайность. Он должен ощутить их логику, их смысловую и эмоциональную направленность. Аккомпаниатор должен также уметь вести фразу солиста к ее кульминационной точке, уметь почувствовать момент цезуры для дыхания, поддержать эмоциональную наполненность интонаций. Большие интервальные сдвиги в мелодии всегда подчеркивают эмоциональное состояние и у вокалистов требуют некоторой затраты энергии, тогда как у пианистов часто встречается  «вялое интонирование». Творческое общение с вокалистами помогает пианистам ощутить интонационную направленность интервалики.

          Возможность приглашения ученикам 6 и 7 классов профессиональных иллюстраторов расширяет круг исполняемого репертуара.

          Навыки, приобретаемые в процессе работы с вокалистами, оказывают большое положительное влияние в процессе обучения в классе по специальности. Интонирование становится более гибким, осмысленным; более ясным, логичным становится ощущение мелодической линии. Непосредственная связь вокальной музыки с живым поэтическим словом помогает развитию творческого  воображения. Дает возможность ярче ощутить эмоциональный строй произведения. Вспомним один из советов Шумана молодым музыкантам:  «Пользуйся всяким случаем играть что – либо сообща, как – то дуэты, трио и т. д. это сделает твою игру плавною, полною жизни, осмысленною. Чаще аккомпанируй певцам».

 

 

         Одной из существенных трудностей при обучении аккомпанементу, на преодоление которой обычно тратится много времени и энергии, является неумение ученика охватывать взглядом всю фактуру исполняемого произведения, т. е. видеть строчку солиста.  Большую помощь здесь может оказать приобретение навыков исполнения всей фактуры вокального произведения (именно вокального, т. к.  сольная партия вокальных сочинений по диапазону значительно меньше, чем инструментальных). Основной принцип распределения фактуры между руками следующий: вокальная партия и фортепианная партия правой руки объединяются правой рукой. Мелодию необходимо освободить от накладывающихся звуков фортепианного сопровождения. Исполнителю нужно стремиться к рельефному звучанию мелодии за счет максимального (необходимого) звучания фактуры.

           Польза от такой работы большая. Ученик привыкает видеть всю фактуру в целом. И в дальнейшем, при аккомпанементе, «не теряет» партию солиста, учится в элементарном виде делать переложения вокальных сочинений для фортепиано.

           В этой работе кратко изложены основные принципы преподавания аккомпанемента. Осознание преподавателем важнейшей роли ансамблевых дисциплин (и, в частности, аккомпанемента), в деле воспитания юного музыканта поможет поднять профессиональный уровень подготовки пианистов в детских музыкальных школах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Список использованной литературы.

 

Д.Благой «Неотъемлемо от развития музыканта – исполнителя», «Советская музыка» №10, 1937г.

А.Готлиб – Основы ансамблевой техники М., «Музыка», 1971г.

А.Люблинский – Теория и практика аккомпанемента М., «Музыка», 1972г.

Шуман – Жизненные правила и советы молодым музыкантам, изд. Юргенсова, 1903г.

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн