Submitted by галина дмитриевна дюкарева on Tue, 22/06/2010 - 04:43
Учитель начинает объяснение нового материала с общей характеристики экономики России XVI в. Особенность XVI в. – подъем экономики. Здесь можно задать классу вопрос о причинах, которые могли привести к экономическому росту.
Далее целесообразно обратиться к карте «Россия в XVI веке» (кадр 1) и рассказать учащимся о сельскохозяйственной и ремесленной специализации земель. Говоря о развитии сельского хозяйства, полезно будет вывести на экран определения новых терминов «яровые», «озимые культуры». При необходимости учащиеся могут кратко записать их. Фотография «Царь-пушка», сопровождаемая кратким рассказом учителя, позволит создать у учащегося довольно яркое представление об уровне развития ремесла.
Далее следует обратиться к характеристике социальной структуры общества и вывести на экран таблицу «Основные группы населения XVI в.». Можно более подробно остановиться на описании крестьянского и городского населения, продемонстрировать таблицы «Основные группы крестьян» и «Основные группы горожан». Затем вывести на экран определение «Казачество» и рассказать об особенностях быта и хозяйства этой группы населения.
При характеристике внутренней и внешней торговли можно опять вернуться к карте «Россия в XVI в.» и продемонстрировать указкой направление основных торговых потоков. Рассказать о роли ярмарок в развитии торговли и показать места их расположения на карте. Можно задать классу вопрос: «Какие товары являлись предметом экспорта и импорта?»
На данном уроке важно показать значение денежной реформы 1535–1638 гг. для экономической жизни страны.
В заключении урока для обобщения и закрепления нового материала можно предложить учащимся следующие вопросы: «Что являлось основной отраслью хозяйства?»; «Что значит «экстенсивный путь развития экономики»?»; «Применимо ли это понятие к России XVI в.?». Также можно попросить назвать основные сословия.
Итогом урока может стать опорный план-конспект, содержащий основную информацию о социально-экономическом развитии России в XVI в.