По состоянию на 25/06/2016 - 14:13 ссылка сообщает об ошибке.
Моделирование учебного процесса в среде ВикиВики
Включение среды ВикиВики в учебный процесс позволяет перейти от репродуктивной модели преподавания и обучения к модели, способствующей знакомству с информацией и формированию творческого подхода в работе с ней. В рамках предлагаемой модели изменяется роль учителя, он становится тьютором, который помогает ориентироваться в знаниях и получает новые знания вместе с учащимися. Ученик становится активным участником процесса обучения, накапливает, отбирает, анализирует и демонстрирует знания.
Новая модель обучения предполагает взаимодействие ученика с учителем, другими учениками, информационными ресурсами и технологиями. В такой учебной среде создается благоприятная обстановка для сотрудничества учащихся, для обсуждения ими различных точек зрения на исследуемую проблему. Ученик получает возможность размышлять о том, как он учится (рефлексия).
Деятельность учителя на учебном занятии предполагает умение смоделировать и реализовать учебный процесс.
На этапе моделирования наиболее важным является проектировочный компонент профессиональной деятельности учителя-тьютора. Учитель проектирует учебное занятие, используя собственные методики применения среды ВикиВики в учебном процессе.
На этапе реализации учебного процесса можно выделить следующие компоненты:
- организационный,
- коммуникативный,
- экспертный.
Организационный компонент предполагает умение учителя подготовить обучающую среду, подобрать задачи, ориентированные на развитие творческих способностей учащихся, организовать самостоятельную индивидуальную, групповую и коллективную деятельность в среде ВикиВики.
Коммуникативный компонент предполагает организацию различных форм взаимодействия между участниками образовательного процесса (совместное написание статьи, обсуждение, рецензирование, рефлексия, и др).
Большое значение в деятельности учителя-тьютора при создании обучающей среды имеет экспертный компонент. Он предполагает умение учителя осуществлять экспертную оценку качества информационных ресурсов для эффективного их использования в учебном процессе.
Модель деятельности учителя-тьютора
Учитель выступает в качестве организатора учебной деятельности учащихся. На разных этапах учебного занятия учитель-тьютор исполняет роли проектировщика, организатора, фасилитатора, члена сетевой команды. Задачи учителя-тьютора:
- помочь ученику получить максимальную отдачу от учебы,
- следить за ходом его учебы,
- обеспечить обратную связь по выполненным заданиям,
- консультировать и поддерживать ученика,
- поддерживать в нем заинтересованность в обучении на протяжении всего занятия.
При подготовке к учебному занятию учитель-тьютор:
- занимается сбором информации,
- разрабатывает проект занятия,
- продумывает формы взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Структура учебного занятия в Вики-среде
Возможная структура учебного занятия в среде ВикиВики:
- аннотация,
- цели учебного занятия,
- этапы работы,
- учебные материалы,
- задания и рекомендации к выполнению заданий,
- организация обратной связи (вопросы, дискуссия, выполненные задания, групповая рефлексия),
- защита творческой работы,
- подведение итогов.
Использование в учебном процессе Вики-среды позволяет вовлечь учащихся в совместную работу, которая помогает обменяться идеями и развить вопросы. Консультирование с другими учениками в парах или малых группах на различных стадиях учебного процесса увеличивает возможности узнать больше друг от друга. Обсуждение, беседа помогают обдумать идеи, позволяют аккумулировать мысли. Общение усиливает связи между идеями и ведет к формированию сфокусированной перспективы.
Самым важным достоинством Вики-среды является возможность формулирования мыслей в письменной форме. Письменные заметки в различных точках занятия позволяют аккумулировать главные идеи, которые учащиеся нашли и сформировали.
Кроме того, можно выделить несколько важных аспектов, которые присутствуют в учебном процессе в среде ПримВики:
- главный способ познания - собственный опыт учащихся, получаемый через самостоятельную деятельность;
- активное вовлечение компонентов критического мышления;
- потребности и индивидуальность ученика находятся в центре процессов обучения;
- наличие партнерских отношений между учеником и учителем, учеником и учеником;
- взаимодействие не ограничивается рамками учебного занятия, оно может продолжиться и после обучения, включив в него других участников образовательного процесса.
Важным представляется то, что по окончании учебного занятия информационный массив учебных материалов находится в открытом доступе, работы участников могут совершенствоваться и использоваться в образовательной практике.
Краткие рекомендации по оформлению учебной Вики-статьи
Оформляя учебные материалы в Вики-среде можно придерживаться следующих рекомендаций:
- Наименования разделов, параграфов, выводы, аннотации – сжаты, кратки, информативны.
- Все выводы, формулы, итоги выносятся наверх, до основного текста, чтобы читатель всегда выходил на «результаты», итоги т.е. то, что надо выучить и знать.
- Материал должен быть структурирован, логичен, последователен. Это следует из предыдущего и определяет последующее. Ни одного нового термина без пояснения и определения.
- Тексты должны быть лаконичны, не перенасыщены сложными терминами и сокращениями.
- В учебных материалах не должно быть очень много ссылок, так как ученик может потерять ориентировку в тексте.
- Соотношение графики и текста надо гармонизировать. Графика должна либо дополнять текст новым содержанием, либо заменять текст совсем, но не дублировать его. Соотношение графика/текст различно для различных курсов, примерное соотношение один к трем.
|