Официальный сайт mydebut 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Адаптированная программа по хору 2010 г.

 

 

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №13»

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа по хору

 

Адаптированная

Срок реализации 7 лет

 

 

 

Программа составлена на основе

Государственной программы для ДМШ и ДШИ

Год издания 1998 г.

Составитель:

Тарасичева Е.Ф.

 

 

 

 

Саратов

2010 г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Хоровое пение один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становления их мировоззрения, формированию будущей личности. Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения.

   Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями.

   Данная программа является актуальной и современной, т.к. учитывает параметры воспитания детей. Программа составлена для учащихся младших и старших классов с учётом их возрастных особенностей, в соответствии с психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп:

   Цель программы: воспитать в детях средствами музыки эстетические и нравственные чувства, музыкальный и художественный вкус, а так же выработать у них прочные вокально-хоровые навыки.

Задачи:

·        Воспитание интереса к хоровому искусству.

·        Формирование художественного мышления.

·        Совершенствовать музыкальные слуховые и певческие способности детей, углублять музыкально-теоретические знания.

·        Охранять и воспитывать детские голоса посредством развития правильных вокальных навыков

·        Тщательно подбирать репертуар, учитывая диапазон и ограниченную силу детских голосов.

   В репертуар необходимо включать такие произведения, с помощью которых формируются правильные певческие навыки и выразительность вокального исполнения.

   Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразием жанров хоровой музыки, музыкальных стилей и эпох.

   Хоровой класс организуется на инструментальных отделениях ДШИ и ДМШ занятия проводятся по группам, составленным с учётом возраста, музыкальной подготовки и голосовых данных учащихся.

   При организации занятий целесообразно делить хор на два основных состава: младший и старший. Младший хор – учащиеся младших и средних классов. Старший хор – учащиеся старших классов.

   За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младший хор инструментальных отделений 10-12 произведений, старший хор инструментальных отделений 8-10 произведений ( в том числе a cappella).

   Форма подведения итогов:

   Учёт успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, индивидуальной и групповой проверки хоровых партий. При выставлении итоговой оценки учитывается участие в выступлениях хорового коллектива.

   В течении учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчётные концерты, выступления на городских и областных фестивалях.

 

 

Содержание программы

 

Основные задачи и вокально-хоровые навыки.

                 

Певческая установка и дыхание.

                          

Младший хор.

 

Следить за правильной осанкой во время пения, держать корпус прямо, не наклоняя и не поднимая излишне вверх голову. Тяжесть тела распределять на обе ноги.

   Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох – медленным, одновременно перед началом пения и между музыкальными фразами. Не допускать ключичное, верхнерёберное дыхание, при котором у детей поднимаются плечи. Знакомство с навыками «цепного дыхания».

 

Старший хор

 

   Закрепление навыков певческой установки, приобретённых в младшем хоре.

   Закрепление навыков дыхания, усвоенных в младшем хоре. Паузы между звуками без смены дыхания. Распределение дыхания при исполнении продолжительных мелодических построений и на выдержанном звуке. Совершенствование навыков «цепного» дыхания.

 

Звуковедение  и дикция.

 

Младший хор.

 

Естественный, свободный звук без крика и напряжения. Правильное округление и формирование гласных. Преобладание в пении 2-х видов звуковедения: legato и non legato.

   Добиваться ясного произношения согласных. Для тренировки и лучшей работы артикуляционнго аппарата необходимо работать с дикционными упражнениями – скороговорками. Также еффективными могут послужить и распевания со сменой гласных( бра, бре, бри, бро, бру и т.д.). Четкое произношение согласных, стоящих в конце слова, отнесение согласных к следующему слогу.

 

Старший хор.

 

 Постепенное расширение общего диапазона и звуковой шкалы хора. Пение с закрытым ртом. Добиваться полноты звучания хора без форсировки на forte и ровного ( не снятого с дыхания звучания) на piano.

   Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Активное произношение текста при исполнении произведений быстрого темпа и напевное произношение при исполнении произведений кантиленного характера. Сохранение дикционной активности при нюансах р и рр. Произношение текста в ритме песен.

Строй и Ансамбль.

Младший хор.

 

   Добиваться стройного в интонационном и ритмическом отношении пения, слитности голосов и устойчивости интонации (чистоты унисона). Стремление к овладению ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Умение правильно и стройно петь мелодию с сопровождением и без него. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Использование канонов и произведений с элементами полифонии (имитации, подголоски).

    В работе над ансамблем ключевую роль играет умение прислушиваться к голосам поющих, не выделяться из хорового коллектива и «подравнивать» свой голосовой аппарат по силе, темпу, тембру к общему звучанию.

 

Старший хор.

 

Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Пение нетрудных примеров полифонического склада. Выработка чистой интонации и звукового «баланса» при двух-, трёхголосном пении. Владение навыками пения a cappella.

Формирование исполнительских навыков.

Младший хор.

 

 Анализ словесного текста и его содержание. Правильная передача художественного образа, фразировка и нюансы в соответствии с общим художественным замыслом. Воспитание навыков дирижёрского жеста. Сольфеджировать с дирижированием свои партии. Выразительность и эмоциональность исполнения.

 

Старший хор.

    Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Сольфеджирование, разбор незнакомого текста (пение с листа). Музыкально-теоретический разбор произведения: строение мелодии, лад, тональность, форма произведения и т. д. Многообразие агогических возможностей: сопоставление двух темпов, замедление и ускорение, различные виды фермат. Понимание смысловой основы произведения и его музыкально-художественного воплощения.

Примерный репертуарный список

Младший хор

Аренский А. С. «Расскажи мотылёк»

Немецкая народная песня «Будем танцевать»

Хромушин О. «Что такое лужа»

Русская народная песня «Как у наших у ворот» (обработка Красева М.)

Хрисаниди И. «Посидим в тишине» 

Иванников В. «Самая хорошая»

Парцхаладзе М. «Ручей»

Гайдн Й. «Мы дружим с музыкой»

Моцарт В. А. «Весенняя песня»

Рубинштейн А. «Горные вершины»

Хрисаниди И. «Детский джаз»

Русская народная песня «Я на камушке сижу» (обработка Н. Римского-Корсакова)

Славкин М. «Почему сороконожки опоздали на урок»

Гречанинов А. «Колыбельная»

Кюи Ц. «Майский день»

Бетховен Л. «Канон»

Халаимов С. «Горластые певицы»

Матевосян А. «Котик и козлик»

Пьянков В. «Снежный праздник»

Марченко Л. «Я учу английский»

Каминский С. «Добрый гном»

Славкин М. «Старушка и пират»

Кравченко Б. «Вот какие башмачки»

Глинка М. «Ты соловушка умолкни»

Кудряшов А. «Тепло Родины»

Гладков Г. «Песня о волшебниках»

Соснин С. «Весёлая поездка»

Подгайц Е. «Ночной концерт»

 

 

 

 

 

 

Старший хор

 

Керубини Л. «Канон»

Моцарт В. А. «Маленькая пряха»

Неизвестный итальянский композитор ХVI в. «Фиалка»

Хрисаниди И. «Среднерусская заря»

Русская народная песня «Вдоль по Питерской» (обработка Муратова Г.)

Негритянская народная песня «Садись, раб мой» (обработка Р. Шоу)

Гендель Г. «Аллилуйя»

Азеев Е. «Хвалите имя Господне»

Спиричуэл «Кто-то стучится в твою дверь» (аранжировка Спевачек Л.)

Абт Ф. «Весенняя песня»

Русская народная песня «Ты рябина ли, рябинушка» (обработка Розовой О.)

Подгайц Е. «Роза»

Неизвестный автор VI в. «Лауда»

Славкин М. «Снег» из вокального цикла земля

Смирнова Т. «Берёза»

Агафонников В. «Весна»

Калистратов В. «Зелёный друг»

Пахмутова А. «Просьба»

Славкин М. «Христос с тобой» (вокальный триптих на стихи К. Р.)

Струве Г. «Матерям погибших героев»

Малевич М. «Рождество Христово»

Шуман Р. «Любовь поэта» (цикл песен на слова Г. Гейне)

Хорнер Дж. «Моё сердце будет жить»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

«Хоровой класс». Сост. И. Марисова. – М., «Музыка», 1985

Стулова Г.П. Хоровой класс: Теория и практика вокальной работы в детском хоре.­ – М., «Музыка», 1988

«Детский хор», вып.7. Сост. И. Марисова. – М., «Музыка», 1988

Краснощёков В. И. Вопросы хороведения. – М., «Музыка», 1969

Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М., «Музыка», 1988

«Поёт детская хоровая студия «Веснянка»», песни для детей младшего, среднего и старшего возраста. Авторы-сост. Л. Дуганова, Л. Алдахова. – М., «Владос». 2002

«Репертуар детского хорового коллектива». Сост. А. Григорян. – М., «Музыка». 1990

«Поёт детский хор «Преображение»», репертуар для хорового коллектива старшего возраста. Сост. М. Славкин. – М., «Владос» 2001

Струве Г. А. Хоровое сольфеджио. – М., «Советская Россия»

Подгайц Е. И. Полезный совет. Песни и хоры для детей среднего и старшего школьного возраста в сопровождении фортепиано. – М., «Композитор», 1994

Советские композиторы для детского хора. Выпуск. 1. Хоровые произведения в сопровождении и без сопровождения. – М., «Музыка», 1986

Хоровой репертуар. Выпуск 1. Для детских и юношеских хоров. – М., И. Ч. П. «Престо», 1993

Малыши поют классику: Для детского хора в сопровождении фортепиано. Выпуск 2. Русская музыка / Сост. Афанасьева-Шешукова. – СПб., «Композитор», 1998

 

 

Прикрепленный файл Size
Адаптированная программа по хору 2010 г. 48.5 KB

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн