Мой опыт работы в школе – 25 лет. Я работала по развивающей системе Занкова, УМК «Школа России». Вот уже 3-ий выпуск у меня по УМК «Начальная школа 21 века». Почему именно этот УМК? Главное его преимущество в том, что содержание учебников продумано так, что ребёнок учится учиться. Но одного содержания недостаточно. Мир стремительно меняется: рынок, демократия, информационный бум, экономический кризис, поголовная компьютеризация, новый ФГОС! С этим надо как-то жить. Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный, то нужно думать, как не просто «накормить» ребёнка, а научить его «добывать и готовить пищу». Как это сделать? Как именно формировать у ребят универсальные учебные действия?
В своей работе я систематически на всех предметах и на всех этапах урока использую приём ТРКМ – кластер. На курсах в ИСО я познакомилась с методом интеллект-карт. И с первых минут поняла, это то, чего мне не хватало при составлении кластеров. В чём суть этого метода? Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде. Интеллект-карта отражает связи между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем. При составлении интеллект-карт работают оба полушария мозга. Интеллект-карты могут помочь учащимся, так как в процессе их построения участвует большинство каналов восприятия. Для меня решения только этой задачи достаточно, чтобы отнестись к интеллект-картам со всей серьёзностью.
Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Наглядность, привлекательность, запоминаемость, побуждение к творчеству, рефлексия. Здорово!
Мы прежде всего усвоили шаги построения интеллект-карт: готовим цветные ручки, карандаши и фломастеры; лист кладём горизонтально; в центре страницы заглавными печатными буквами пишем и выделяем рамкой главную тему (1-2 ключевых слова); от центральной темы рисуем ветки разными цветными карандашами; каждую ветку подписываем 1-2 словами, на каждой ветке (не меняя цвет) рисуем веточки, подписываем их; устанавливаем связи между понятиями. В интеллект-карте не только пишем слова, но и иллюстрирум их: рисунки, схемки, символы и т. д.. Автор технологии Тони Бьюзен подчеркивал, что строгих правил нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление становилось продуктивнее - для этого интеллект-карты и были придуманы.
Я использую интеллект-карты при повторении пройденного материала (Русский язык, Иванов, 3 класс, тема «Правописание безударных окончаний у имён существительных на –ия, -ий, -ие), при изучении нового материала (Окружающий мир, Плешаков, 3 класс, темы «Растениеводство», «Животноводство»), при проверке изученного материала, т. е. практически на всех этапах урока.
Использование этого метода дает положительный результат и приносит удовлетворение от труда. Я очень горжусь успехами своих детей, и они отвечают мне взаимностью. Описывая метод интеллект-карт, Бьюзен постоянно подчёркивает, что он не является лишь ещё одним приёмом обучения. По его мнению, на основе данного метода можно создать систему обучения, которая вооружит учащегося самым важным умением ― умением самостоятельно приобретать знания и использовать их в своей деятельности.