Официальный сайт welinux 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Тема .Части речи(сопоставление).Род имён существительных.

Фото пользователя Татьяна Баландина
Submitted by Татьяна Баландина on чт, 24/06/2010 - 23:49
Данные об авторе
Автор(ы): 
Баландина Татьяна Валентиновна
Место работы, должность: 
учитель начальных классов МОУ ООШ с.Липлейка
Регион: 
Пензенская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Цели: - развивать умения различать имя существительное, имя прилагательное и глагол, определять род имени существительного, писать ь у существительных женского рода с шипящим звуком на конце; - развивать интеллектуальные способности детей; - умение выделять существительное, анализировать, обобщать; - развивать речь, обогащать словарь детей; - формировать нравственную позицию; - воспитывать интерес к уроку.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
16
Используемые учебники и учебные пособия: 

Т.Г.Рамзаева.Русский язык.4 класс 

Используемая методическая литература: 

Литература:

1). «Спешите делать добрые дела» / Ред. Сост. Л. И. Жук. — Мн.: ИООО «Красико - Принт», 2004 год.

2) «Пословицы русского народа»: Сборник В. Даля. В 2-х т. Т. 1. М: Художественная литература, 1989 год.

 

 
Используемое оборудование: 

Оборудование:           -   карточки с заданиями;

-   наглядное пособие (солнце, планета);

-   вырезанные из бумаги ладошки детей;

-   свеча;

-   костюмы для героев (Герда, Кай);

-   пословицы.

 
Краткое описание: 
Урок проведён в русле субъективизациии.Использованы упражнения ,направленные на интеллектуальное комплексное развитие младшего школьника.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-         Вот книжки на столе, а вот — тетрадки.

 Не хочется играть сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

2. Вступительное слово учителя

-    Снежная королева заколдовала нашу планету Земля. У некоторых людей сердце превратилось в льдинки. Они стали бездушными, совершают безнравственные поступки. Все мы помним то, что случилось в Беслане.

И сегодня мы будем говорить о том, как жить, какие поступки совершать, какие слова говорить , как относиться к людям так, чтобы Снежная королева не поселилась в наших душах.

А оберегом сегодня на уроке будет Солнце. Ведь, недаром народная мудрость гласит: доброта, что солнце.

-    Как вы это понимаете? (Солнышко всех озаряет своими лучами. И от

этих лучей мы ощущаем тепло.)

-         Я желаю, чтобы в течение всего урока у вас было солнечное настроение.

3.Тема урока.

-    Из чего состоит наша речь? (Из слов.)

Слово создало мир, слово может его и разрушить.

-   Назовите слова, которые создали мир. (Любовь, семья, добро, мама, дружба, радость…)

-Назовите слова , которые разрушают мир.(Война, убивать, ненавидеть, злость, зависть…)

-Сформулируйте задание и вы узнаете тему урока. (Распределить слова на части речи.)

-Записываем в тетрадях число, классная работа и тему урока «Части речи».

4. Сопоставление частей речи.

-  А какие части речи вы знаете?

-    Мы будем говорить о значимых частях речи.

У вас на столах лежат карточки со словами. Давайте распределим их на

группы.(Ученики с каждого ряда по одному выбегают к доске и прикрепляют карточки — слова к определённым частям речи)

.-    Ребята, давайте проверим. Докажем, что такое имя существительное?

-Что такое имя прилагательное?

-Что такое глагол?(Ответы детей)

На доске открывается таблица.

                 5. Чистописание.

-    Сейчас вы определите, какую букву будем писать на чистописании. Посмотрите на это упражнение. Вместо вопросительного знака поставьте

нужную букву. Ответ обоснуйте.

 

 

 ?                       Родина   -----

 Г                                                             

                      Дружить -----

 
   П
 


                     Многонациональная ---         

 

(На чистописании мы будем писать букву  С, т. к. «дружить» - это глагол, «многонациональная» - это имя прилагательное, а «Родина» - это имя существительное.)

-Какой звук обозначает эта буква? (Парный, глухой.)

- Определите порядок следования букв в данном ряду:

                 С СС  ССС  СССС ССССС  СССССС

- Напишите эту цепочку в обратной последовательности.

6. Словарно - орфографическая работа.

- Новое словарное слово зашифровала Снежная королева.(Использовать слоговую таблицу. Пронумерована каждая клетка , в которой помещается буква или слог.)                         47, 3, 31, 38, 6, Я  (Россия)

-   Сколько слов? Какой ударный?

-    Запишем с «дыркой». (Р. ссия).

-   Посмотрите как пишется это слово, безударная гласная О. Устаревшее слово в нашем языке: росс (в значении «русский», «россиянин»).

-    Запишите  :  россияне.

-    Россия — это наша Родина. Подберите синоним к слову  Родина

(Отечество, Отчизна)

-    Какие пословицы о Родине вы знаете? (Родина — мать, умей за неё
              постоять. Родина любимая - мать родимая.)

7.Физкультминутка.

I группа детей выполняет комплекс упражнений «Бодрость и энергия».

II группа - комплекс «Красивая осанка» (с палками).

III группа — комплекс упражнений для снятия утомления зрения.

8. Синтаксическая роль частей речи.

-Восстановите пословицы, объясните их смысл. (На каждой парте пословицы.)

Доброе дело             -           Родине служить.

Если дружба велика -        и воде не тонет.

Жить                        -        будет Родина крепка.

Не с деньгами жить -       а с добрыми людьми.

Прочитайте свои пословицы. ( Доброе дело и в воде не тонет .

Жить - Родине служить.
Если дружба велика — будет Родина крепка.
Не с деньгами жить, а с добрыми людьми .)

-   Какие из данных пословиц можно объединить между собой и по какому признаку. (1 и 4 можно объединить . Они имеют общий смысл . )

-         Записать пословицы в таком порядке: пословицы, в которых первое слово  прилагательное; пословицы, в которых первое слово глагол.

-         Синтаксический разбор предложения.

9. Распознавание        существительных.

а) Определение грамматического признака имён существительных.

Упражнение №1.

 ?-    Определите, что нужно нарисовать и вы узнаете грамматический признак имени существительного.                 

                     Любовь                    

                      Тепло                (изображение солнца)   

                      Мир                    (изображение мальчика  )                     

 

(Надо нарисовать девочку, т.к. мир - мужской род, тепло — средний род, любовь — женский род, значит, рисунок девочки. Мы будем говорить о родах имени существителъного.)

-    Как узнать род?

Упражнение №2.

 Упражнение на закрепление. Определить род существительных.

-  Я называю существительные женского рода - встают девочки; мужского рода — встают мальчики; среднего рода: — сидим за партами.

Упражнение №3.

-    Посмотрите на ряд слов. Пять даётся в скобках, а одно — перед ними. Выделите два слова наиболее существенных для слова перед скобками.

Война (аэроплан, пушки, сражение, ружья, солдаты)

 Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)

Мир (солнце, народ, дружба)

-Какие слова вы выбрали?    

  (Война — сражение — солдаты.

Больница — помещение — больные.

Мир-дружба-народ)

-   Определите род.

-   Врач. Какая орфограмма в этом слове? (Правописание ь после шипящих у

имён существительных на конце слова)

-   Когда пишется  ь  знак.

10. Правописание существительных с шипящими  на конце.

Самостоятельная работа.

I уровень: записать слова в два столбика.

Молодёж..., приёмыш..., матч…, дрож…, смерч.., роскош....

II  уровень: напишите правильно слова, заменив синонимами данные понятия и назвав их одним словом.

1. Приспособление, с помощью которого открывают замок, например в двери (...).

2. Маленький ребёнок (...).

3.   Человек с высшим образованием, который лечит больных (…).

4.  Растение, из молотых зёрен которого выпекается ржаной хлеб (...).

III уровень: придумать рифмовки с данными словами.

а)   ________   луч                             б) __________     циркач

    _________  ключ.                             ___________     силач.           

-    Проверка работ. 

11.  Сценка сказки Е.Л. Шварца «Снежная королева».

-    Мы говорили о словах. Настало время поговорить о поступках. Какой

поступок называют нравственным?

(Нравственный поступок — это такой поступок, от которого потом не стыдно.)

-         Посмотрим сценку из сказки Е. Л. Шварца «Снежная королева» и ответим на вопрос «Какие чувства проснулись у Кая?», «Что спасло Кая?».

-         Исполняется сценка по мотивам действия сказки Е. Л. Шварца «Снежная королева».

-    Почему в душе у Кая весь лёд растаял?

-         О чём рассказала Герда?

12. Обобщение.

-         Ребята, старайтесь думать о своих поступках, оценивать их, прежде чем совершать! Умнее всего — сначала думать, потом действовать.(Учитель зажигает свечку)

-         Протяните ладошки. Вы чувствуете тепло? Это тепло есть и внутри нас. Пусть ваше тепло будет всегда, и тогда Снежная королева не проберётся к нам.

13. Домашнее задание.

1) Написать небольшое сочинение «Какой поступок называют нравственным?»

   2)Определить части речи.

14. Итог урока.

-О чём говорили на уроке?

-Что вы для себя взяли на заметку?  

 15.Оценки     

В конце урока дети своими ладошками, вырезанными  из бумаги, закрывают планету.

 

 

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн