Submitted by Татьяна Баландина on чт, 24/06/2010 - 23:49
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Вот книжки на столе, а вот — тетрадки.
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.
2. Вступительное слово учителя
- Снежная королева заколдовала нашу планету Земля. У некоторых людей сердце превратилось в льдинки. Они стали бездушными, совершают безнравственные поступки. Все мы помним то, что случилось в Беслане.
И сегодня мы будем говорить о том, как жить, какие поступки совершать, какие слова говорить , как относиться к людям так, чтобы Снежная королева не поселилась в наших душах.
А оберегом сегодня на уроке будет Солнце. Ведь, недаром народная мудрость гласит: доброта, что солнце.
- Как вы это понимаете? (Солнышко всех озаряет своими лучами. И от
этих лучей мы ощущаем тепло.)
-Я желаю, чтобы в течение всего урока у вас было солнечное настроение.
3.Тема урока.
- Из чего состоит наша речь? (Из слов.)
Слово создало мир, слово может его и разрушить.
- Назовите слова, которые создали мир. (Любовь, семья, добро, мама, дружба, радость…)
-Назовите слова , которые разрушают мир.(Война, убивать, ненавидеть, злость, зависть…)
-Сформулируйте задание и вы узнаете тему урока. (Распределить слова на части речи.)
-Записываем в тетрадях число, классная работа и тему урока «Части речи».
4. Сопоставление частей речи.
- А какие части речи вы знаете?
- Мы будем говорить о значимых частях речи.
У вас на столах лежат карточки со словами. Давайте распределим их на
группы.(Ученики с каждого ряда по одному выбегают к доске и прикрепляют карточки — слова к определённым частям речи)
.- Ребята, давайте проверим. Докажем, что такое имя существительное?
-Что такое имя прилагательное?
-Что такое глагол?(Ответы детей)
На доске открывается таблица.
5. Чистописание.
- Сейчас вы определите, какую букву будем писать на чистописании. Посмотрите на это упражнение. Вместо вопросительного знака поставьте
нужную букву. Ответ обоснуйте.
Родина -----
Дружить -----
Многонациональная ---
(На чистописании мы будем писать букву С, т. к. «дружить» - это глагол, «многонациональная» - это имя прилагательное, а «Родина» - это имя существительное.)
-Какой звук обозначает эта буква? (Парный, глухой.)
- Определите порядок следования букв в данном ряду:
С СС ССС СССС ССССС СССССС
- Напишите эту цепочку в обратной последовательности.
6.Словарно - орфографическая работа.
- Новое словарное слово зашифровала Снежная королева.(Использовать слоговую таблицу. Пронумерована каждая клетка , в которой помещается буква или слог.) 47, 3, 31, 38, 6, Я (Россия)
- Сколько слов? Какой ударный?
- Запишем с «дыркой». (Р. ссия).
- Посмотрите как пишется это слово, безударная гласная О. Устаревшее слово в нашем языке: росс (в значении «русский», «россиянин»).
- Запишите : россияне.
- Россия — это наша Родина. Подберите синоним к словуРодина
(Отечество, Отчизна)
- Какие пословицы о Родине вы знаете? (Родина — мать, умей за неё постоять. Родина любимая - мать родимая.)
7.Физкультминутка.
I группа детей выполняет комплекс упражнений «Бодрость и энергия».
II группа - комплекс «Красивая осанка» (с палками).
III группа — комплекс упражнений для снятия утомления зрения.
8. Синтаксическая роль частей речи.
-Восстановите пословицы, объясните их смысл. (На каждой парте пословицы.)
Доброе дело - Родине служить.
Если дружба велика - и воде не тонет.
Жить - будет Родина крепка.
Не с деньгами жить - а с добрыми людьми.
Прочитайте свои пословицы. ( Доброе дело и в воде не тонет .
Жить - Родине служить.
Если дружба велика — будет Родина крепка.
Не с деньгами жить, а с добрыми людьми .)
- Какие из данных пословиц можно объединить между собой и по какому признаку. (1 и 4 можно объединить . Они имеют общий смысл . )
-Записать пословицы в таком порядке: пословицы, в которых первое слово прилагательное; пословицы, в которых первое слово глагол.
-Синтаксический разбор предложения.
9. Распознавание существительных.
а) Определение грамматического признака имён существительных.
Упражнение №1.
- Определите, что нужно нарисовать и вы узнаете грамматический признак имени существительного.
Любовь
Тепло (изображение солнца)
Мир (изображение мальчика )
(Надо нарисовать девочку, т.к. мир - мужской род, тепло — средний род, любовь — женский род, значит, рисунок девочки. Мы будем говорить о родах имени существителъного.)
- Как узнать род?
Упражнение №2.
Упражнение на закрепление. Определить род существительных.
- Я называю существительные женского рода - встают девочки; мужского рода — встают мальчики; среднего рода: — сидим за партами.
Упражнение №3.
- Посмотрите на ряд слов. Пять даётся в скобках, а одно — перед ними. Выделите два слова наиболее существенных для слова перед скобками.
Война (аэроплан, пушки, сражение, ружья, солдаты)
Больница (сад, врач, помещение, радио, больные)
Мир (солнце, народ, дружба)
-Какие слова вы выбрали?
(Война — сражение — солдаты.
Больница — помещение — больные.
Мир-дружба-народ)
- Определите род.
- Врач. Какая орфограмма в этом слове? (Правописание ь после шипящих у
имён существительных на конце слова)
- Когда пишется ь знак.
10. Правописание существительных с шипящими на конце.
II уровень: напишите правильно слова, заменив синонимами данные понятия и назвав их одним словом.
1. Приспособление, с помощью которого открывают замок, например в двери (...).
2. Маленький ребёнок (...).
3. Человек с высшим образованием, который лечит больных (…).
4. Растение, из молотых зёрен которого выпекается ржаной хлеб (...).
III уровень: придумать рифмовки с данными словами.
а) ________ луч б) __________ циркач
_________ ключ. ___________ силач.
- Проверка работ.
11. Сценка сказки Е.Л. Шварца «Снежная королева».
- Мы говорили о словах. Настало время поговорить о поступках. Какой
поступок называют нравственным?
(Нравственный поступок — это такой поступок, от которого потом не стыдно.)
-Посмотрим сценку из сказки Е. Л. Шварца «Снежная королева» и ответим на вопрос «Какие чувства проснулись у Кая?», «Что спасло Кая?».
-Исполняется сценка по мотивам действия сказки Е. Л. Шварца «Снежная королева».
- Почему в душе у Кая весь лёд растаял?
-О чём рассказала Герда?
12. Обобщение.
- Ребята, старайтесь думать о своих поступках, оценивать их, прежде чем совершать! Умнее всего — сначала думать, потом действовать.(Учитель зажигает свечку)
- Протяните ладошки. Вы чувствуете тепло? Это тепло есть и внутри нас. Пусть ваше тепло будет всегда, и тогда Снежная королева не проберётся к нам.
13. Домашнее задание.
1) Написать небольшое сочинение «Какой поступок называют нравственным?»
2)Определить части речи.
14. Итог урока.
-О чём говорили на уроке?
-Что вы для себя взяли на заметку?
15.Оценки
В конце урока дети своими ладошками, вырезанными из бумаги, закрывают планету.