Вы не зарегистрированы

Авторизация



Привлечение исторического материала на уроках для повышения интереса учащихся к математике

Фото пользователя Наталья Владимировна Львова
Размещено: Наталья Владимировна Львова - пт, 25/06/2010 - 14:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Львова Наталья Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ Ново-Камеликская ООШ, учитель математики, физики и информатики
Регион: 
Самарская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Алгебра
Предмет(ы): 
Геометрия
Предмет(ы): 
Математика
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
другой тип
Краткое описание ресурса: 
Предлагаются методические рекомендации по повышению интереса учащихся к урокам математики посредством привлечения исторических сведений и предлагается пример урока геометрии, на котором реализованы некоторые из рекомендаций.
Каждый учитель знает, что интерес к предмету означает одновре­менно и создание условий для более успешного его прохождения, для более прочного закрепления его в памяти учащихся. Опытный учитель никогда не нач­нет изложение новой темы, нового раздела ма­тематики, без надлежащей вводной части, возбуждающей инте­рес и внимание учащихся. Там, где это оправда­но программой, такой вводной частью может и должен быть короткий увлекательный рассказ, связанный с историей мате­матики. Такие краткие экскурсы в прошлое математики вызывают у учащихся интерес. Сообщение сведений из истории науки полезно и в познавательном плане, ибо способствует формированию у учащихся ми­ровоззрения. Такое изложение даст возможность показывать уча­щимся при изучении каждого нового раздела или темы, что ма­тематика как наука о пространственных формах и количествен­ных отношениях реального мира возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека. Изучаемые в школе свойства, правила, теоремы - есть обобщение тысячелетнего опыта человечества. Они получены в результате познания окружающего мира, проверены практикой, а не даны в готовом виде. Введение материала по истории мате­матики убеждает учащихся в том, что движущей силой в разви­тии науки являются производственные потребности.
В то же время история математики предоставляет учителю огромные возможности для выяс­нения роли математики в развитии других наук. Так, изобретение самолета потребовало решения за­дачи движения твердого тела в воздухе. Великий русский ученый Н. Е. Жуковский, применив новые математические методы, ре­шил эту задачу, создав основу математической теории полета. А история науки ознаменовалась рождением новой дисциплины — аэродинамики.
О значении истории науки прекрасно сказал Г. Лейбниц: «Весьма полезно познать истинное происхождение замечательных открытий, особенно таких, которые, были сделаны не случайно, а силою мысли. Это приносит пользу не столько тем, что история воздает каждому свое и побуждает других добиваться таких же похвал, сколько тем, что познание метода на выдающихся примерах ведет к развитию искусства открытия»
Несомненно, что учащимся полезно рассказывать кое-что из творческих биографий знаменитых ученых: как они приходили к постановке вопросов своих исследований, как находили метод ис­следования, как формулировали окончательный результат. Именно это формирует творческую атмосферу, помогает понять, что в про­цессе творчества нет ничего необычного, сверхъестественного. Нуж­но только уметь сосредоточиться на предмете исследования и под­ходить к нему с разных позиций. Примерами из истории науки учитель может сделать очень многое для пробуждения интереса по крайней мере некоторых учащихся к поискам нового и неизвестного. Хорошо подобранными примерами из жизни ученых можно показать, как много неизведанного окружает нас, находится рядом с нами, но только мы этого не замечаем, поскольку слишком привыкли к нему и не можем взглянуть на него с новых, непривычных позиций.
Исторический материал может быть использован на любом этапе урока. Иногда эти сведения полезно дать перед объяснени­ем некого материала, иногда органически связать его с отдель­ными вопросами темы урока, а иногда дать как обобщение или итог изучения какого-нибудь раздела, темы курса математики. В первом случае исторические сведения помогут лучше мотивировать важность новой темы и нового раздела, что вызовет интерес учащихся к их изучению.
При отборе исторического материала необходимо руководст­воваться программой по математике. Отобранный материал дол­жен отражать основные сведения развития математики как нау­ки. При изложении исторического материала должны быть учте­ны возраст учащихся, уровень развития их мышления, подготов­ка. Исторический материал нужно не пересказывать, а умело вплетать в программный материал и использовать его в воспита­тельных и образовательных целях. Объем излагаемого историчес­кого материала, который используется на уроках, не должен быть по своему объему большим, чтобы не превращать уроки матема­тики в уроки истории. Необходимо помнить основную цель его использования: исторический подход должен способствовать по­вышению интереса к математике, более глубокому ее пониманию.
Наиболее часто применяемыми методическими приемами при сообщении исторического материала являются следующие: рас­сказ учителя, эвристическая беседа, проблемное изложение, лек­ция, исследовательская работа учеников. Используемые учителем методические приемы зависят от специфики исторического мате­риала, от целей и задач, которые ставит учитель при подаче это­го материала. Среди них особое место занимает рассказ учителя, который для сообщений отдельных важных исторических сведе­ний применяется чаще. Эмоциональность подачи материала способствует лучшему его усвоению учащимися. Если школьник глубоко переживает события, изложенные в тексте нового материала, то изучение такого материала сыграет положительную роль в его становле­нии. Такой материал лучше усваивается и воспроизводится.
При сообщении исторического материала может быть использован также проблемный подход. Объяснение нового материала можно начинать с постановки проблемы, которая логически вы­текает из ранее пройденного и ведет к необходимости более вы­сокой ступени познания окружающего мира. Такой подход к по­даче исторического материала, как правило, вызывает большой интерес учащихся к математике.
В ходе урока для сообщения биографических данных и твор­ческой деятельности того или иного ученого привлекаются также учащиеся. Как показывает практика, даже учащиеся, особо не увлекающиеся математикой, с удовольствием берутся за подго­товку сообщений на исторические темы. При этом, чтобы при­учить учеников к самостоятельности, материал сообщений нужно постепенно усложнять.
Так, сначала ученику может предлагаться готовый текст вы­ступления, затем надо давать ему тему сообщения и рекомендуе­мую литературу с указанием страниц в ней, а текст он должен написать сам. После проверки материала учителем ученик высту­пает с подготовленным сообщением в классе.
Таким образом, учащиеся постепенно приучаются к самостоя­тельной работе со справочной и учебной литературой.
Систематическое использование в школьном курсе математи­ки элементов истории науки способствует развитию у учащихся прочного и устойчивого интереса к предмету, более глубокому и сознательному усвоению математики. Для кратких исторических сведений иногда достаточно 2— 5 мин урока. Затрата времени окупается повышением интереса к данной теме.

Но история математики важна и сама по себе, как памятник челове­ческому гению, позволившему человечеству пройти великий путь от полного незнания и полного подчинения силам природы до ве­ликих замыслов и свершений в познании законов, управляющих внутриатомными процессами и процессами космического масштаба. 

 

a rel="license" href="http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/">Лицензия Creative Commons
Произведение «Привлечение исторического материала на уроках для повышения интереса учащихся к математике» созданное автором по имени Львова Наталья Владимировна, публикуется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 3.0 Unported.
Прикрепленный файлРазмер
Из истории теоремы Пифагора_Стенд.doc863 Кбайт
Разработка урока геометрии.doc236 Кбайт
Привлечение исторического материала для повышения интереса учащихся к математике.doc38 Кбайт

Поиск

Loading

Оценка материала

...