Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблемы работы с одаренными детьми в классах с углубленным изучением эстетических дисциплин

 

Уважаемые коллеги! Своим опытьм работы с Вами делиться преподавательхореографии МОУ СОШ № 2 г. Тамбова Дюкова Елена Ивановна

Проблемы работы с одаренными детьми в классах с углубленным изучением эстетических дисциплин

Одарённость или общая одарённость — уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый. Понятие  одаренности впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном. При анализе разделяются «художественная» и «практическая» одарённости. Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б.М.Теплов определяет одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков. Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной – то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей – то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

В современной педагогической науке нет четкого и однозначного ответа на вопрос: «что такое «одаренность», а так же достаточно туманны оценки возможности  формирования в педагогическом процессе у учащихся  выдающихся способностей.

Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое внимание  на работе  с одаренными детьми,  возникает целый комплекс проблем: 1) определение направления и степени одаренности ребенка; 2) поиск эффективных педагогических технологий, способствующих  повышению одаренности; 3) формирование условий для гармонично развитой личности  ребенка.

В течение XX века таких детей обычно классифицировали с помощью тестов коэффициента интеллекта, но недавние разработки в области теории интеллекта подняли проблему ограниченности подобного тестирования. Одарённые дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить. Поэтому в большинстве школ США и Европы были созданы программы для работы с одаренными детьми. Стандартным уровнем определения «одаренности» является пребывание выше 2-ой сигмы (верхние 2 %) по стандартному тесту интеллекта.

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.

Первый подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.

Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности. На рубеже веков в нашем обществе возник интерес к одаренным детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите, от которой будет зависеть «коридор возможностей» дальнейшего развития страны. Это делает необходимым широкое обсуждение проблем, связанных с выявлением и развитием одаренных детей; с возможностью построения грамотных прогнозов и эффективных способов коррекции проблем, которые возможны у одаренных детей.

 

В условиях осуществления педагогического процесса эстетического воспитания в МОУ СОШ № 2 г. Тамбова по дисциплине «Хореография» накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми. Прежде всего, необходимо помнить, что танец представляет собой вид искусства, в котором художественный образ воплощается через музыкально организованное движение. Одаренность в сфере хореографии может быть определена как совокупность выдающихся качеств ученика по восприятию, наличию ярко выраженных способностей к пластическому воплощению в сценических условиях определенных художественных образов.

В процессе педагогической и профессиональной деятельности нами глубоко исследуется проблема «Развитие пластической выразительности учащихся на уроках хореографии в интегрированном процессе эстетического воспитания». Она непосредственно сопряжена с проблематикой организации педагогического процесса для одаренных детей.

В рамках настоящей учебно-методической и творческой работы применяются следующие инновационные педагогические технологии:

·                   Диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;

·                   Воркшоп. Развитие коммуникативных способностей участников коллектива. Методики, основанные на принципе студийности. Прежде всего, это проведение корпоративных мероприятий, а также самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа, активизирующая творческий потенциал участников;

·                   Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в студийцах чувства толерантности;

·                   Технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;

·                   Технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия. Они включают в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, осуществляют поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений;

·                   Технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;

·                   Технологии развития психического аппарата. Специфическое направление тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности участников. Это достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций;

·                   Технологии на развитие пластических характеристик. Стретчинг, представляющий собой импровизационные пластические упражнения и задания, ставящие целью психофизическое раскрепощение человеческого тела. Стретчинг - суть синтез хореографии и упражнений на развитие пластических характеристик.

 

·                   Технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу;

·                   Технологии художественной мультипликации. Сложный процесс взаимовлияния и «наложения» различных видов художественной творческой деятельности в единый художественный концептуальный мир.

Кроме указанного выше активно используется опыт кружковой и  факультативной работы.  Тренинги и репетиции по предмету «Хореография» проходят в рамках индивидуально-групповых занятий с учащимися и занятий хореографического коллектива «Контраст», который в октябре 2009 года отметил свое 11-летие. За время своего существования добился значительных творческих результатов.

 СЛАЙДЫ ( грамоты, дипломы)

4. Результативность работы с одаренными детьми.

Высокая результативность обучения проявляется в выборе частью учеников  высшего образовании по профилю хореографии. Некоторые учащиеся Е.И. Дюковой избрали хореографию своей будущей профессией:

1.     Гордина Анна - ТГУ им. Г.Р.Державина (Хореографическое отделение). Тренер-педагог ансамбля бального спортивного танца «Вдохновение».

2.     Дуранин Евгений - Воронежское Хореографическое училище. Танцовщик-исполнитель.

3.     Чураков Алексей- выпускник хореографического отделения кафедры сценических искусств ТГУ им. Г.Р.Державина. Артист балета Государственного ансамбля песни и танца «Ивушка».

4.     Новоструева Оксана - выпускница хореографического отделения кафедры сценических искусств ТГУ им. Г.Р.Державина.

5.     Воропаев Валентин - студент хореографического отделения ТГМПИ им.Рахманинова (высшее звено).

6.     Клюев Павел - студент хореографического отделения кафедры сценических искусств ТГУ им. Г.Р.Державина.

7.     Жуков Дмитрий - выпускник театрального класса 2008 года. Тренер- педагог ансамбля спортивного бального танца «Визави» при ТГУ им. Г.Р.Державина.

8.     Морозова Юлиана - студентка хореографического отделения кафедры сценических искусств ТГУ им. Г.Р.Державина. Тренер-педагог ансамбля спортивного бального танца «Визави» при ТГУ им. Г.Р.Державина.

9.     Ахад Яр Раиса и Косьяненко Виктория, ученицы 11а класса, в 2008 году закончили хореографическое отделение музыкальной школы № 1 г. Тамбова.

Статистические данные показывают, что в 2006 году в учебные заведения культурологического профиля поступило 11 выпускников театрального класса, в 2007 году-4, в 2008-5 человек, 2009 г  - 4 человека.

Изложенное выше позволяет утверждать, что в  хореографическом направлении эстетических дисциплин МОУ СОШ № 2 г. Тамбова накоплен определенный опыт работы с одаренными детьми, который обобщен, классифицирован, воплощен в авторские программы по дисциплине «Хореография». Настоящий методический материал проходит эффективную апробацию. Материалы авторских программ представлены для диссеминации в территории города Тамбова и Тамбовской области, обсуждались на методических советах школы и города, рекомендованы к применению.  Авторские программы Дюковой Е.И. используются педагогами дополнительного образования  МОУ СОШ № 11, 18, МОУ лицея № 13 города Тамбова, в школах Тамбовского района, г. Рассказово, Сосновском районе, г.Уварово и др.., в частности, преподавателями: Гребенниковой М.П., Астафьевой В.С., Худяковой Э.С., Павловой Г.А., Пестеревой Н.Б. и другими педагогами города и области.

 

 


Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн