В основу построения уроков в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:
• диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект-субъектное построение учебного процесса, взаимодополнение фактов, точек зрения, результатов индивидуальной деятельности, создание личностно значимой учебной ситуации.
Личностно значимая учебная ситуация возникает в случае предоставления ученику права выбора содержания и форм своей учебной деятельности, т.е. возможности выстраивать собственную коммуникацию с изучаемым материалом, формировать и формулировать самостоятельные суждения и аргументированные мнения, добывать информацию и интерпретировать факты, применять собственные способы умственной деятельности, оценивать результаты своего интеллектуального труда, рефлексировать;
• приоритет личностного развития учащихся, ихинтеллек-туальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
• актуальность (изучаемое актуально для нравственной, интеллектуальной и духовной сферы учеников);
• опора на самостоятельность мышления учащихся, которое, в свою очередь, развивается не стихийно, а является результатом сознательной интеллектуальной деятельности по освоению содержания предмета и адекватных способов деятельности;
• вариативность (возможность выбора на уровне проблемы, вопроса, текста для анализа или интерпретации способов деятельности и презентации образовательного результата).
Соблюдение условия вариативности и последовательность в реализации деятельностного подхода к изучению гумани-тарных дисциплин способствует развитию компетентностной сферы личности, таких ключевых компетенций, как коммуни¬кативная, информационная, ценностно-смысловая, социаль¬ного взаимодействия и других;
• деятельностное обучение, которое последовательно ре¬ализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности. Деятельностный характер освоения знаний и умений предполагает построение субъект-субъектных отношений в ситуации обучения, атакже создание коммуникативно активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
• соблюдение баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
• органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Источник:
Учебное пособие для учреждений
системы повышения квалификации
«Основы мировых религиозных культур».
Авторы: Иоффе А.Н., Мишина Е.А.,
Мацияка Е.В., Пьянкова Н.И.,
Петрова Е.Н., Плотникова А, Ю.,
Яковлева С.Г.
|