II. Изучение новой темы
1. Определение темы урока.
2. Мотивация
3. Прогнозирование задач урока
4. Остановка
“Грибная поляна”
5. Релаксация
6. Практическая работа
7. Разработка правил обращения с опасными грибами.
8.Физминутка
9. Остановка "Неопознанные растения"
10. Работа в группах
11. Остановка “Опасные насекомые”
12. Разработка правил безопасного поведения с жалящими насекомыми, ядовитыми грибами и растениями.
IV . Закрепление
1. Индивидуальная работа в тетрадях
V. Итог урока
VI. Домашнее задание.
|
– Хорошая погода будет помощником в нашей экспедиции. А где мы будем проводить исследования, вы скажите сами, послушав стихотворение С.Никулиной.
Чтение стихотворения С.Никулиной “Русский лес” на фоне музыки Е.Доги.
– Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
– Где же вам предстоит побывать? (В лесу)
– Какие чувства вызывает это стихотворение? (Радости, гордости)
– О каких отношениях рассказывается в стихотворении? (об отношении между человеком и лесом)
– Чем является лес для человека? (место отдыха, лес человека кормит, дает ему топливо) – Может ли такая красота таить в себе опасность? ( да, может)
– И тема сегодняшнего урока… (учитель показывает слайд, дети читают)
– Как вы думаете, какие опасности могут подстерегать вас в лесу? (Лесные ягоды, грибы, насекомые) – На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы? Задачи:
1. Мы узнаем, где же кроются лесные опасности, и какие они.
2. Нам необходимо не только познакомиться с этими опасностями, но и разработать правила безопасного поведения в лесу.
– Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы? (Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор)
– Вы готовы к открытиям? Отправляемся в лес!
– Первая встреча в лесу. Кто это?
– В ступе летаю,
Детей похищаю. В избе на куриной
Ноге проживаю,
Красавица златокудрая,
А зовут меня...
Василиса Премудрая (Баба Яга)
Чтение стихотворения «Вкусный суп»
Ведьма суп варить решила.
Змей сушеных покрошила
Развела большой костер
И поставила котел
Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок,
Поскакала за бугор –
Отыскала мухомор
Для приправы – бузины,
Для отравы - белены,
Волчьих ягод полкорзины
И отличной свежей тины
Супчик вышел – то что надо:
Целых двадцать литров яда!
_ Хотелось ли вам попробовать этого супчика?
– Яга считает себя хозяйкой леса и все лесные опасности дело её рук. А настоящий хозяин леса – Лесовик, он нам будет хорошим помощником в экспедиции.
Первым пунктом на нашем маршруте обозначена “Грибная поляна”.
Закройте глаза и представьте грибную поляну. Какая красота вокруг! Вспомните, как вы с родителями собирали грибы. (Дети вспоминают и рассказывают о своём опыте сбора грибов.) – А все ли грибы являются нашими друзьями?
– Посмотри, какой хороший!
Шляпка красная в горошек,
Кружевной воротничок
Он в лесу не новичок. (Мухомор)
– А так ли хорош мухомор?
(Сообщение детей)
(Мухомор очень красив, но в нем содержится яд, который опасен не только для насекомых, но и для человека)
– Есть старуха вредная,
На ней шляпа бледная,
А нога в ботинке,
На чулке – пестринки. (Бледная поганка)
– Почему она вредная?
(Ответы детей)
Сообщение детей о съедобных и несъедобных грибах.
– На этой полянке вырос богатый урожай грибов. Определите, какие ядовитые, а какие съедобные? Какие положите в корзину Бабы-Яги, а какие в корзину Лесовика? (Дети собирают грибы, определяют названия, кладут в нужную корзину.)
Обобщение:
– Не все грибы – наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. И если человек съесть их, у него наступает тяжелое отравление, иногда и смерть. В нашей стране около 200 видов грибов, грибники собирают 15–25 видов.
– Что надо сделать, если вы сомневаетесь, съедобный гриб или ядовитый? (Спросить у взрослых.) – А если вы так и не выяснили, ядовитый гриб или нет, как надо с ним поступить? (Не срывать незнакомый гриб.)
Дима шел, шел, шел и гибок нашел. Раз грибок, два грибок. Положили в кузовок.
– Наша экспедиция продолжается. Мы направляемся к пункту “Неопознанные растения”. Эти растения Яга сушит и варит из них зелье. Вам предстоит выяснить, какие растения собирает Яга и почему? (Учащиеся делятся на группы, каждая группа готовит сообщение о растении, пользуясь энциклопедиями.
Вывод:
У этих растений ядовиты не только ягоды, но и листья, стебли и кора.
– Продолжаем изучать лесные опасности.
А Яга никак не успокоится. Но Лесовик пришёл к нам на помощь, он предупреждает: “Осторожно, злые насекомые!”
– Как вы думаете, о ком идет речь? (Это осы, пчелы, шмели и шершни.) – Их называют жалящими насекомыми. Почему? (У них есть жало.)
– Обычно эти насекомые просто так не нападают на человека. Они жалят для самозащиты.
– Как можно защитить себя от укусов насекомого?
(Ответы детей).
– Какие правила безопасного поведения с жалящими насекомыми, какие правила обращения с опасными грибами, лесными растениями вы бы рассказали своим младшим товарищам?
Правила безопасного поведения с жалящими насекомыми:
Работа в группах. Дети разрабатывают правила поведения в лесу.
Группа № 1.
Правила обращения с опасными грибами:
1. Собирай только знакомые тебе грибы!
2. Ни в коем случае не пробуй незнакомые грибы!
3 .Спрашивай взрослых о незнакомых грибах!
4. Старайся запомнить, какие грибы съедобные, а какие – нет!
Группа № 2.
Правила обращения с ядовитыми растениями:
1. Не срывай незнакомые тебе ягоды.
2. Не бери в рот ягоду, если не знаешь, как она называется.
3. Обязательно мой руки вернувшись из леса.
Группа № 3
1. Держись подальше от гнёзд жалящих насекомых.
2. Старайся их не тревожить.
3. Не разгоняй гнёзда ос, пчел и шершней.
Обобщение.
- Сейчас проверим, как вы запомнили ядовитые растения и грибы. Откройте тетрадь на странице ., нужно из вкладыша наклеить соответствующую иллюстрацию на надпись.
Игра “Найди лишнее”. Ученики убирают лишнее и обосновывают почему.
– Мухомор, сыроежка, груздь, масленок.
– Смородина, малина, вороний глаз, черника.
– Пчела, муха, шмель, оса.
– Наша экспедиция завершается.
– Какие правила безопасного поведения в лесу вы усвоили?
– Выполнили мы задачи урока?
– Молодцы! Лесовик спокоен за вас, вы хорошо усвоили правила безопасного поведения в лесу. Задание по вариантам. Нарисовать предупреждающие знаки лесных опасностей.
|
Музыкальное сопровождение – “Летний вальс”
Е.Доги.
Ученица читает стихотворение наизусть.
Слайд № 3 «Летний вальс»
Слайд № 4 . Тема урока «Лесные опасности»
Слайд №5. Задачи урока.
Музыкальное сопровождение “Звуки ночного леса”.
Слайд № 6. Загадка.
Слайд № 7 Иллюстрация Бабы-Яги
Музыкальное сопровождение “Звуки дневного леса”.
Слайд № 8 (лесовичок)
Слайд № 9. «Грибная поляна»
Слайд № 10. “Мухомор”.
Приложение № 1
Слайд №11 «Бледная поганка»
Приложение № 1
Приложение № 1
Слайд № 12. Шампиньон
Слайд №13 (многообразие грибов, распределение по группам.)
Слайд № 14
Физминутка
Слайд №15.
Иллюстрация остановки “Неопознанные растения”
Сообщение детей. Приложение № 1
Слайд №16. “Вороний глаз”
Приложение №1
Слайд №16. “Волчье лыко”
Слайд №17. “Ландыш”
Слайд № 18 «Осторожно, злые насекомые»
Иллюстрация остановки “Опасные насекомые”.
Слайд № 19. Пчелы, шмели
Слайд № 20. Осы.
Приложение № 2
Слайд № 21. Правила поведения в лесу.
Приложение № 3
Слайд № 20. Правила поведения в лесу с грибами.
Слайд № 21. Правила поведения в лесу с насекомыми.
Слайд № 22. Правила поведения с жителями леса.
Слайд № 23. Работа в тетрадях.
Слайд № 24. (лишнее слово)
Слайд № 25. Спасибо за урок.
|