Стремительное эволюционное развитие технических средств персональных компьютеров привело к повсеместному использованию многозадачных, многооконных, многопользовательских операционных систем. При этом создание прикладных программных продуктов усложнилось. Все это привело к созданию специальных программных сред. Они и явились системами быстрой и удобной разработки приложений, стали мощными языками программирования, на основе которых стали создаваться программные продукты для любой области компьютерных технологий: обучающие программы, мультимедиа, базы данных, игры и многое другое.
Элективный курс «Основы программирования» знакомит учащихся с языком программирования Borland Delphi, предназначенного для создания приложений в среде Windows, и позволяет изучить некоторые приемов работы с ним. Особенность языков объектно-ориентированного программирования является их относительная простота и возможность применения полученных навыков и умений при создании программ в любом другом языке программирования. Язык программирования Delphi – это компилятор языка Pascal, дополненный рядом существенных возможностей для создания приложений в многопользовательских операционных системах.
Изучение данного языка программирования в качестве элективного курса базируется на базовых знаниях и умениях учащихся. При этом данный элективный курс обеспечит углубление образовательной подготовки учащихся в области программирования, изучения технологии и особенностей использования программных средств для решения различных задач.
Курс направлен на предпрофильную подготовку учащихся к работе по профессии «лаборант-программист».
Цели и задачи курса:
1. продолжение развития системного и алгоритмического мышления на базе решения задач с использованием языка программирования, изучение основных конструкций языка программирования и систем программирования, организация самостоятельной деятельности обучаемых для получения основных навыков программирования;
2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
3. воспитание правовых и этических аспектов получения и распространения информации, избирательного отношения к полученной информации;
4. приобретение опыта использование информационных технологий в индивидуальной, познавательной и проектной деятельности. Принципы построения элективного курса:
• модульность;
• практическая направленность;
• дифференцированный подход к обучению;
• использование новых технологий в обучении.
Модульный принцип обучения позволяет обеспечить вариативность и осуществить реальную профилизацию обучения.
При обучении используется метод учебных исследовательских проектов, который реализуется на трёх уровнях:
• проблемное изложение учителем процесса выполнения проекта;
• выполнение учащимися проекта под руководством учителя;
• самостоятельное выполнение учащимися учебного исследовательского проекта.
При этом главное условие – развитие инициативы у школьников, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации из различных источников, включая Интернет. Обеспечивает это условие полноценная познавательная деятельность школьников, которая принимает характер проблемно-поисковой деятельности.
Данный курс составлен на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Информатика и ИКТ
2. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика 2-11 кл./ Составитель М.Н. Бородин. – 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 448 с.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Учебные пособия для учащихся:
1. Гофман В.Э., Хомоненко А.Д. Delphi 6. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.
Методические пособия для учителя:
1. Информатика: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ Л.З. Шауцукова.- М.: Просвещение, 2004.
2. Фаронов В.В. Delphi 6. Учебный курс. – М.: Издатель Молгачева С.В., 2001.
3. Федотова С.В. «Создание Windows-приложений в среде Delphi» - М.: СОЛОН-Пресс, 2004.
4. А.А. Ремнев, С.В. Федотова. Курс Delphi для начинающих. Полигон нестандартных задач. – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2007. – 360 с.: ил.
При изучении элективного курса «Основы программирования в среде Delphi» предполагается проведение практических работ (20-25 мин) для отработки отдельных технологических приемов, а также практикума - интегрированных самостоятельных работ (проектов), ориентированных на получение целостного результата, готового программного продукта, дифференцированного по интересам учащихся.
Курс позволяет углубленно изучить элементы объектно-ориентированного программирования в среде Delphi. Это позволит развить навыки программирования учащихся до уровня, позволяющего использовать язык программирования как инструмент решения задач других предметов школьного цикла. При этом повышается мотивация учащихся для участия в индивидуальных олимпиадах по программированию, а также возможность использовать полученные знания для работы в научном обществе учащихся школы по информатике.
В составе курса три блока: информационный, контрольный, коммуникативный. Информационный блок: схемы, таблицы, рисунки, звуковые комментарии, глоссарий, анимации, презентации, предназначенные для изучения нового материала. Контрольный блок представлен в виде вопросов, заданий для самостоятельной работы, тестов. Коммуникативный блок - это системы интерактивного общения через сеть: это и обмен сообщениями с учителем, использование информационных изданий, размещенный в сети Интернет, пользование мультимедийными дисками.
Данный элективный курс реализует последовательное изучение материала. Решение практических задач составляет большую часть курса.
Система оценивания учебных достижений учащихся по результатам выполнения практических и самостоятельных работ производится в следующих формах:
1. текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
2. взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
3. текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
4. итоговая оценка индивидуальной деятельности учащегося учителем, выполняемая в форме зачета или незачета.
Критерии эффективности реализации программы
Оценивание достижений учащихся производится по рейтинговой системе баллов. Баллы накапливаются в зависимости от выполненных заданий или отдельных частей задания. Учитель при этом объективно оценивает результат, отслеживает динамику ЗУН учащегося, дифференцированно подходит к выставлению оценок.
Накопительная система баллов в случае, если необходимо выставить оценку в аттестат, переводится в привычную пятибалльную систему:
«5» - 85 % и более от суммы набранных баллов;
«4» - от 73 % до 84 % от суммы набранных баллов;
«3» - от 60 % до 72 % от суммы набранных баллов.
Учебно-тематический план курса
№ Тема Количество часов
1 Специализированные системы программирования для создания 32-разрядных Windows-приложений 2
2 Среда программирования Delphi 9
3 Элементы программирования. Программирование приложений 21
4 Итоговая зачетная практическая работа 2
Итого: 34
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Специализированные системы программирования для создания 32-разрядных Windows-приложений
Система визуального программирования: назначение, состав, функциональность. Понятие проекта как совокупности файлов. Среда программирования Delphi. Окно формы. Объект.
Тема 2. Среда программирования Delphi
Интерфейс среды. Конструктор форм. Панель элементов управления. Редактор кода программы. Окно макета формы. Создание формы. Создание приложения. Структура программ Delphi. Объект. Библиотека стандартных компонентов. Свойства компонентов. Создание новых объектов со свойствами стандартных элементов среды Windows. Класс объекта.
Тема 3. Элементы программирования. Программирование приложений
Windows-события. Событие в Delphi. Обработка событий. Интерфейс диалога в Delphi. Язык Object Pascal. Процедуры и функции. Модули. Управляющие конструкции и циклы. Отладка программ. Проектирование многооконных приложений. Отображение картинок. Организация взаимодействия форм. Меню: главное, контекстное. Всплывающие подсказки.
Примерные темы для итогового зачетного проекта:
1. «Мультимедийное приложение с использованием гипертекста»
2. «Разработка справочного пособия»
3. «Модели в школьном курсе»
4. «Создание теста по предмету школьного курса»
5. «Создание элективной обучающей программы по предмету школьного курса»
6. «Создание игровой программы»
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны уметь создавать исполняемые файлы Windows-приложений согласно поставленной цели, разрабатывать пользовательские интерфейсы многооконных приложений, размещать в форме элементы управления и настраивать их свойства, использовать средства мультимедиа и графики.
Углубление знаний учащихся, их участие в олимпиадах по программированию.
Возможность для учащихся использовать полученные знания для занятий в научном обществе учащихся школы по информатике.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Информатика в задачах и упражнениях. /Т. Н. Поддубная, И. Л. Фукс,/Томск, "Раско", 1992
2. Гусева А. И. Учимся информатике: задачи и методы решения. - М.: «Диалог - МИФИ», 1998).
3. Венц А. Профессия - программист. - Ростов н/Д: Феникс, 1999.
4. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения/Пер. с англ. - М.: Конкорд, 1992.
Информационные ресурсы Интернет для учителя информатики и учащихся:
Delphi.int.ru: Программирование на Delphi (http://www.delphi.int.ru/)
Цифровые образовательные ресурсы
1. Borland Developer Studio 2006 Profesional СБППО «Первая помощь» диски 21-24
2. Учебник по Delphi v.6 для чайников
Размер файла: 2 MB
Русский интерфейс: Есть
Лицензия: Free
3. Учебник по Delphi v.6 для начинающих
Размер файла: 2,7 MB
Русский интерфейс: Есть
Лицензия: Free Кирин Михаил Николаевич