Официальный сайт aktuell 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Химическая промышленность

Фото пользователя Светлана Анатольевна Найденкова
Submitted by Светлана Анатольевна Найденкова on чт, 08/07/2010 - 19:34
Данные об авторе
Автор(ы): 
Найденкова С.А., Лукоянова Л.Г.
Место работы, должность: 
учитель георафии учитель химии
Регион: 
Владимирская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Цель урока. Сформировать знания о сложности отраслевого состава химической промышленности, о ее значении в народном хозяйстве.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

Учебник для общеобразовательных школ В.П.Дронов, В.Я.Ром М.: Дрофа, 2007.
Используемое оборудование: 

Интерактивная доска, интерактивная карта химической промышленности России, коллекция горных пород и минералов, интерактивная схема «Производство серной кислоты», «Использование серной кислоты в народном хозяйстве» (электронное издание «Виртуальная химическая лаборатория 9 класс).

Используемые ЦОР: 

Интерактивная доска, интерактивная карта химической промышленности России, коллекция горных пород и минералов, интерактивная схема «Производство серной кислоты», «Использование серной кислоты в народном хозяйстве» (электронное издание «Виртуальная химическая лаборатория 9 класс).

Краткое описание: 
Цель урока. Сформировать знания о сложности отраслевого состава химической промышленности, о ее значении в народном хозяйстве. Задачи урока: Образовательные: раскрыть особенности размещения химической промышленности; ознакомить учащихся с контактным способом получения серной кислоты и раскрыть ее значение в народном хозяйстве. Развивающие: продолжить формирование умений составлять схемы межотраслевых связей; совершенствовать умение анализировать тематические карты, составлять уравнения химических реакций, самостоятельно делать выводы. Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, положительного отношения к предмету, экологическое воспитание учащихся на примере влияния химической промышленности на окружающую среду.

 

Найденкова С.А.(учитель географии)
Лукоянова Л.Г. (учитель химии).
МОУ СОШ №1 г.Гороховец.
Интегрированный урок по теме « Химическая промышленность»
                                       в 9-м классе (география-химия).
Цель урока. Сформировать знания о сложности отраслевого состава химической промышленности, о ее значении в народном хозяйстве.
 
Задачи урока:
Образовательные: раскрыть особенности размещения химической промышленности; ознакомить учащихся с контактным способом получения серной кислоты и раскрыть ее значение в народном хозяйстве.
Развивающие: продолжить формирование умений составлять схемы межотраслевых связей; совершенствовать умение анализировать тематические карты, составлять уравнения химических реакций, самостоятельно делать выводы.
Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, положительного отношения к предмету, экологическое воспитание учащихся на примере влияния химической промышленности на окружающую среду.
 
Средства обучения. Интерактивная доска, интерактивная карта химической промышленности России, коллекция горных пород и минералов, интерактивная схема «Производство серной кислоты», «Использование серной кислоты в народном хозяйстве» (электронное издание «Виртуальная химическая лаборатория 9 класс). Учебник для общеобразовательных школ В.П.Дронов, В.Я.Ром М.: Дрофа, 2005.
 
Методы и формы учебной деятельности.
Сочетание фронтальной и индивидуальной работы.
Методы по источнику передачи и восприятия учебной информации- словесные, наглядные и практические; по степени мышления- продуктивный и репродуктивный;
 по характеру управления учебной работой- совместная с учителем и самостоятельная.
 
Тип учебного занятия. Комбинированное.
 
Оформление. Эпиграф урока: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие» М.В.Ломоносов. Электронная презентация к уроку.
 
Ход урока.
1.Организационный этап. Проверка готовности к уроку.
2.Вводно-мотивационный этап.
Учитель географии. Проговаривает тему урока, цели и задачи, сообщает план работы на уроке. (Слайд №1).
 
 
3.Первичное усвоение нового материала.
Учитель географии. На прошлом уроке мы говорили о том, что химическая промышленность - одна из ведущих отраслей тяжелой промышленности, развитие которой укрепляет экономическую и оборонную мощь страны, удовлетворяет потребности населения во многих изделиях, применяемых в быту. Но химическая промышленность отличается от других отраслей рядом особенностей.
Вопрос к учащимся. Назовите особенности химической промышленности?
Назовите отраслевой состав химической промышленности?
Мы изучили горно-химическую отрасль и отрасль химии органического синтеза. Разобрали, какую продукцию выпускают эти отрасли, какие факторы являются для них решающими, и какова география их размещения.
Сегодня разбираем отрасль основной химии. Результаты, как и ранее мы заносим в таблицу, по мере изучения нового материала.
Задание. Используя рис. 47 в учебнике, назовите, что производит данная отрасль.
Начнем с удобрений. Производство удобрений - основа химизации сельского хозяйства.
Вопрос. Что такое химизация?
 
Учитель химии. (Слайд №2)
 
Рассмотрим калийные удобрения. (Использование интерактивной доски).
Основным сырьем для их производства служит минерал сильвинит.                К калийным удобрениям относятся хлорид калия, сульфат калия, зола(содержит карбонат калия).(учащиеся записывают данные в таблицу, составляют химические формулы, названных удобрений).
Вопрос к учащимся. Какое влияние оказывают калийные удобрения на растения?
Учитель географии. (Слайд №3)
 
Производство калийных удобрений размещают обычно вблизи месторождений калийных солей, поскольку оно не требует больших расходов топлива и электроэнергии. Вспомните крупнейшее месторождение
калийных солей. Центрами производства являются Соликамск и Березняки.
(учащиеся параллельно заносят данные в таблицу)
Учитель химии. (Слайд №4)
 
К фосфорным удобрениям относятся: простой и двойной суперфосфат, фосфоритная мука и др. Простой суперфосфат получают при взаимодействии фосфоритной или апатитовой муки с серной кислотой по уравнению:
Са3 (РО4)2 + 2Н2 SО4 = Са(Н2РО4)2 + 2СаSО4
(уч-ся параллельно заносят данные в таблицу, рассматривают образцы фосфорита и апатита).
Вопрос. Какое влияние оказывают фосфорные удобрения на растения?
Учитель географии. (Слайд №5)
 
Большинство фосфатных заводов России работают на хибинских апатитах Кольского п-ова (комбинат «Апатит»). Теперь выясним факторы размещения.
Задание: Проанализировать таблицу 1 стр. 370 суперфосфатный завод.
Вывод (формулируют учащиеся): фосфатные заводы выгодно размещать у потребителя, т.к. из 1т апатитов получают 2т удобрений.
Учитель химии. (Слайд №6)
 
Азотные удобрения получают из аммиака и азотной кислоты на химических заводах. Наиболее типичные азотные удобрения: селитры (натриевая, калиевая, кальциевая), мочевина. Селитры- соли азотной кислоты. Составьте химические формулы названных удобрений. Аммиачная селитра получается по реакции: NH3 + HNO3 = NH4NO3
Вопрос. Какое влияние оказывает азот на растения?
Учитель географии. (Слайд №7)
 
Азотная промышленность ориентируется на различные виды сырья или потребителя. Базовым компонентом является аммиак, который можно получать в результате переработки природного газа или коксования угля.
Отсюда вывод о факторах размещения (формулируют учащиеся).
Используя интерактивную карту, назовите центры производства.
    Один из универсальных химикатов, в массовом количестве используемый при производстве минеральных удобрений дает сернокислотная промышленность. Первые предприятия, производящие серную кислоту, появились в 18в. в Англии ( 1740 г. Ричмонд) и Франции (1766 г. Руан ), в России сернокислотное производство возникло в 1805г. Её сырьевая база включает, с одной стороны, ископаемое сырье - серный колчедан ( пирит), самородную серу и гипсы, с другой – газовые отходы цветных и черных металлов и нефтепереработки. До сих пор сырьем служит серный колчедан, запасы которого также сосредоточены на Урале.(демонстрация  образцов серного колчедана).
Учитель химии.
«Едва ли найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как серная кислота»,- писал Д.И.Менделеев в «Основах химии».
Серную кислоту называют хлебом химической промышленности.
Вопрос. Как вы думаете почему?
По разнообразию применения серная кислота занимает первое место среди кислот. Большее ее количество расходуется для получения фосфорных и азотных удобрений. Много идет для очистки нефтепродуктов от вредных примесей. В машиностроении серной кислотой очищают поверхности металлов от оксидов перед хромированием, никелированием. Она применяется в производстве взрывчатых веществ, искусственных волокон, красителей, пластмасс. Её используют для заливки аккумуляторов, для производства других кислот и т.д. Поэтому серную кислоту называют хлебом химической промышленности.(Используется интерактивная схема                       « Применение серной кислоты».)
    Далее учитель химии рассказывает о трех стадиях получения серной кислоты с использованием интерактивной схемы «Производство серной кислоты контактным способом».
По ходу объяснения учащиеся записывают на доске и в тетрадях уравнения химических реакций, лежащих в основе получения серной кислоты согласно схеме.
 S
 FeS2      ------ SO2 ------ SO3 ------ H2SO4
 H2S
 
 
Учитель географии. (Слайд №7)
 
Производство серной кислоты развито практически во всех экономических районах, что связано с широким применением во всех отраслях хозяйства.
Вопрос. Какой фактор размещения будет определяющим?
Вывод с помощью учителя.
Сернокислотные заводы размещаются в районах потребления, так как она малотранспортабельна.
Задание. Используя интерактивную карту, выделить основные центры производства серной кислоты.
4.Осознание и осмысление учебного материала.
 а) Проверка таблицы. Комментарии. (Слайд №8,9)
 
 
 
 б) Сообщения учащихся на тему «Химическая промышленность и окружающая среда». (Слайд №10, 11)
 
 
5.Проверка уровня усвоения знаний и умений.
Учитель географии.
Сделаем выводы, используя знания, полученные на уроках по изучению химической промышленности.
Вопрос1.
Какие факторы играют наиболее важную роль в размещении предприятий химической промышленности?
Вопрос2.
Что является основной формой организазии химического производства?
Вспомним эпиграф нашего урока. Докажем правильность его выбора.
(учащиеся составляют схему «Межотраслевых связей химической промышленности»). (Слайды №12-17).
 
 
6.Домашнее задание.
География. № 29, записи в тетради. Практическое задание: на к/к нанести центры основной химии.
Химия. Задача: Рассчитайте массу H2SO4 c массовой долей Н2SO4 96%, которую можно получить из пирита массой 3,6 кг.
7.Оценочныы этап.
Прикрепленный файл Size
Презентация химическая промышленность.pptx 3.61 MB

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн