Submitted by Наталья Михайловна Разинкова on Fri, 09/07/2010 - 00:51
На доске: тема урока: аминокислоты.
план:
1) Состав. Номенклатура.
2) Строение.
3) Свойства.
4) Нахождение в природе. Получение.
5) Биологические функции. Применение.
6) Рисунок «Янус Двуликий», пояснение к рисунку
Ход урока:
I.Организационной момент
– Распределение по группам.
– Знакомство с материалами для урока.
II. Вхождение в урок: беседа
Учитель: в 1820 г. французский химик Анри Браконно проводил опыты с веществами животного происхождения. В результате длительного нагревания кожи, хрящей и сухожилий с раствором серной кислоты он получил некоторое количество белых кристаллов сладкого вкуса. Какой тип реакции протекал при этом?
Учащиеся: скорее всего гидролиз.
Учитель: ученый назвал вещество гликоколл. Происхождение слова?
Учитель: все эти слова происходят от греческого прилагательного glykyc – сладкий. В настоящее время это слово трансформировалось в глицин. Долгое время гликоколл считался родственником углеводов, пока в 1838 году голландский химик Г. Мульдер не обнаружил в его составе азот. Спустя ещё шесть лет Э. Хорсфорд установил формулу вещества C2H5O2N, а вещество названо аминоуксусной кислотой и отнесено к классу аминокислот. (Запись темы урока).
Проанализируем название класса. Наличие каких функциональных групп обозначено в названии?
Учащиеся: наличие аминогруппы и карбоксильной группы.
III. Актуализация знаний
Учитель: вспоминаем необходимые для нас сегодня знания о строении и свойствах аминогруппы и карбоксильной группы.
Учащиеся: аминогруппа придает веществам основные свойства, так как азот имеет свободную пару электронов и способен присоединять ион водорода.
Карбоксильная группа придает веществам кислотные свойства, так как способна отщеплять ион водорода из-за смещения электронной плотности
π-связи к сильно электроотрицательному карбонильному кислороду.
Учитель: следовательно нам предстоит изучить бифункциональные соединения проявляющие основные и кислотные свойства. Химический характер таких соединений мы называем…
Учащиеся: амфотерным.
IV. Постановка задачи, распределение групповых заданий, порядок работы.
Учитель: итак, наши задачи?
Учащиеся: проанализировав особенности строения аминокислот убедиться в том, что это бифункциональные амфотерные органические соединения. А также познакомится с номенклатурой, изомерией, гомологией, способами получения, биологическими функциями и применением.
Порядок работы:
– Шесть групп: пять – работают в соответствии с планом, шестая группа заполняет паузы. «Это интересно знать». Информация этой группы принимается к сведению, но в схему-конспект не вносится. Следовательно, в опорном конспекте пять блоков.
– Отбор информации по алгоритму предложенному учителем.
– Составление блока схемы конспекта в тетрадях и на листе бумаги маркером.
– Выбор оформителя, учащегося, который будет проговаривать блок схемы-конспекта, тетради для отчета учителю.
– Отчет у доски (устная оценка отчета учителем)
(10-15 минут).
– Собираем схему-конспект в виде образа. Узнаем его, отвечаем на вопрос, что олицетворяет этот образ.
– Проговаривание полного конспекта в группах (2-3 минуты).
Демонстрации:
1. Три пробирки с раствором аминоуксусной кислоты + лакмус.
2. К одной пробирке добавляем раствор NaOH.
3. К другой – раствор HCl.
V. Рефлексия (беседа).
Итак, подводим итог нашей работы.
– Что представляют собой аминокислоты по строению и свойствам? (Это бифункциональные, амфотерные по характеру вещества).
– Какое практическое значение имеют аминокислоты?
(Аминокислоты – исходные вещества для синтеза белков, но и сами они выполняют определенные физиологические функции. Сами аминокислоты и их производные используют многие отрасли промышленности).
– Что напоминает собранный конспект, что олицетворяет?
(Двуликий Янус. Двойственный химический характер аминокислот).
Домашнее задание: § 26(17). Схема конспект.
Упр. 4-6, 7*
Творческая работа
VI. Закрепление знаний.
Самостоятельная работа в группах и самопроверка.
VII. Итоги работы.
Сдача отчета – одна тетрадь со схемой-конспектом и самостоятельная работа.