Submitted by Людмила Ивановна Красюкова on Tue, 13/07/2010 - 09:39
Красюкова Людмила Ивановна, Топчихинский район
Самоанализ урока по теме «Охрана растений»
Данный урок является 11 уроком в блоке «Растительный мир Земли». Эта тема является логическим продолжением предыдущего материала и тесно связана с последующими уроками. Она воспринимается учащимися несложно, т.к. восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся: самостоятельная работа, работа в малых группах. Материал дается не полностью в готовом виде, а прорабатывается учениками в большей части самостоятельно. Я помогаю им в этом.
При планировании были учтены индивидуальные психологические особенности детей. Высокий интерес у изучению данного предмета, развитие на достаточном уровне и общеучебные умения и навыки, полученные учениками на данный момент, хорошие потенциальные возможности к овладению темой ( например: развитие интеллектуального мышления, стремление к самостоятельному высказыванию), мотивация, которая стимулировалась формой урока.
Тип урока – комбинированный. На предыдущих занятиях учащиеся получили знания, которые они использовали на этом уроке.
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Несомненно, материал данного урока будет использован в дальнейшем для обобщения этого блока и в жизни в целом; знания, которые получают дети на уроках окружающего мира, подготовят эрудированного школьника и использующего свои знания в жизни.
Для решения поставленных задач к уроку я, опираясь на знания учащихся, рассказываю о некоторых особенностях, по которым растения занесены в Красную книгу. Содержание беседы позволяет учащимся узнать как можно больше о растениях, о месте их нахождения, о красоте.
Урок строю так, чтобы ребенок почувствовал себя творцом, исследователем, конструктором, чтобы в нем раскрылись все таланты и способности, данные ему от природы.
Ученик чувствует поддержку учителя, товарищей по группе, в которой он работает, но в то же время старается выполнить работу самостоятельно.
К уроку поставлены следующие задачи:
Образовательная – *создать условия для расширения и углубления знаний детей о растениях занесенных в Красную книгу;
Развивающие – создать условия для организации самостоятельной работы младших школьников в малых группах;
Воспитательная – воспитывать в детях бережное отношение к природе, познакомить со способами сохранения растений на Земле;
- экологическое воспитание учащихся на уроке окружающего мира.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, т.к. моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия , осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд такие условия были созданы.
Отображенное содержание урока; оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные и фронтальные формы организации учебной деятельности школьника, самостоятельная работа, умение оценивать себя, применение словесно – визуальных методов, работа с иллюстративным материалом, дополнительный материал, подготовленный и рассказанный учащимися; визуальный кроссворд, творческие работы учащихся.
Для активизации мышления учащихся использовала систему вопросов по новой теме, иллюстрации с изображением растений, которые сопровождались сообщением учащихся.
Особое место на уроке занимает формирование и развитие у учащихся общеучебных навыков.
Специфика предмета определяет структуру урока окружающего мира, которая наиболее полно реализует требования программы, поэтому очень важно в начале урока создать условия для мотивации. На этом этапе создана проблемная ситуация.
Применение различных форм организации познавательной деятельности ( индивидуальная, групповая), различных приемов работы способствовало переключению внимания и как следствие – меньшему утомлению учащихся.
Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший.
На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для познавательной дальнейшей деятельности учеников.
Для эмоционального восприятия материала использовала музыку, кроссворд, познавательный дополнительный материал с целью интересного ведения беседы организации работы творческих групп.
Особый аспект на уроке имел здоровье сберегательный эффект: я старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказаться. На уроке предусмотрены виды деятельности, которые позволяют двигательную активность каждого ребенка.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культуры общения «учитель – ученик» и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала.
Считаю, что мне удалось достичь поставленных целей и задач.