Официальный сайт moscowout 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Крылатая радуга

Фото пользователя Лариса Викторовна Миронова
Submitted by Лариса Викторовна Миронова on Wed, 14/07/2010 - 19:04
Данные об авторе
Автор(ы): 
Миронова Лариса Викторовна
Место работы, должность: 
МОУ ДОД "Сианция юных натуралистов" г. Мичуринска, зав. эколого-биологическим отделом
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Биология
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Природоведение
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Методическая разработка занятия "Крылатая радуга" разработана с целью ознакомления воспитанников с многообразием отряда Бабочки, особенностями их строения, жизнедеятельности, ролью в жизни человека. Выполнена в виде текста формата Times New Romen. Вопросы педагога к обучающимся выделены жирным шрифтом. К текстовому материалу прилагается презентация, иллюстрирующая занятие.К конспекту прилагаются списки информационных источников и литература для обучающихся и родителей.

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов» г. Мичуринска Тамбовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Автор идеи:

                                                            Миронова Лариса Викторовна,

зав. эколого-биологическим отделом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

образовательная:  познакомить обучающихся с особенностями внешнего             

                               строения, движения, питания бабочек;

воспитательная:   воспитание чуткого и бережного отношения к природе на

                              примере насекомых, воспитание чувства прекрасного;

                              воспитание чувства гордости за свой народ, победивший 

                              в Великую Отечественную войну;

                              формирование нравственной культуры личности;

развивающая:      развитие интереса обучающихся к изучению мира живой

                              природы, в том числе насекомых, памяти, внимательности.

 

 

словесные  -   рассказ, диалог;

наглядные  -  презентация, использование коллекций бабочек, иллюстраций с изображением представителей отряда;

игровой      -  загадки, ребусы; стихотворения;

проблемный    -  постановка проблемного вопроса;

практический  -   индивидуальная работа по карточкам «Строение бабочки».

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, прочитайте тему нашего занятия. (Сл. 1) Как вы думаете, о какой радуге  сегодня пойдет речь? Я вам подскажу, загадав загадки:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, -

Он вспорхнул и улетел.

О каком «цветке» идет речь? О бабочке.

Еще загадка:

Что за пестрые цветочки

Над цветочками порхают?

Что за пестрые цветочки

На цветочках отдыхают?

Подружиться не хотят –

Подойдешь, -  опять взлетят!

Это бабочки! Итак, сегодня речь пойдет о бабочках, которые имеют окраску крыльев, включающую все цвета радуги. (Сл. 2)

 «Порхающими цветами»  называл бабочек и известный русский писатель Аксаков, автор знакомой вам  сказки «Аленький цветочек». А древние римляне считали, что бабочки – это оторвавшиеся от цветов лепестки.

Отряд Бабочки – один из самых многочисленных на Земле – 150 тысяч видов, по разнообразию форм и численности уступает только отряду Жуки. Бабочки широко расселены по земному шару: даже за  полярным кругом живет бабочка полярная перламутровка. (Сл. 3)

Размеры бабочек различны. Самые маленькие – разнообразные мотыльки – до 2 мм величиной, а самая большая в мире бабочка – южноамериканская ночница агриппа – до 35-40 см в размахе крыльев. Самой загадочной бабочкой считается бражник «мертвая голова», которая на самом деле безобидна, а таким отношением обязана рисунком в виде черепа на спинке.

Ребята, перед вами коллекции бабочек. Внимательно рассмотрите их. Проблемный вопрос: Как вы думаете, имеют ли  бабочки сходство с другими, уже знакомыми,  вам насекомыми? В чем это сходство проявляется? ( Все насекомые имеют сходное строение).

Для ответа на поставленный вопрос необходимо вспомнить, какое строение имеют насекомые. На какие отделы подразделяется тело насекомых? (Голову, грудь и брюшко) Подразделяется ли тело бабочки на отделы?  (Да, оно имеет голову, грудь и брюшко.) (Сл.4) А на вопрос: «Что расположено на каждом отделе тела бабочки?»  каждый из вас ответит самостоятельно, получив карточку-задание, на которой вы должны подписать напротив стрелок название частей тела бабочки. Вам помогут выполнить это задание коллекции, иллюстрации с изображением бабочек. (Работа по карточкам «Строение бабочки». Наиболее активные и подготовленные воспитанники получают усложненное задание. При необходимости, например, в случае работы с детьми с ограниченными возможностями или слабой подготовки детей, можно заменить индивидуальную форму работы по карточкам на групповую. Выполняется 5-7 минут.)

Итак, все закончили выполнение задания. Давайте проверим, насколько правильно вы его выполнили. Отвечаем на вопросы:

Какие органы располагаются на голове бабочки? (Сл.5)

1.     Глаза – органы зрения. По бокам головы у бабочки находится пара огромных выпуклых полусферических глаз.  Бабочки различают движущиеся предметы лучше, чем неподвижные, довольно чётко видят близкие объекты и воспринимают силуэты отдалённых. Глаз насекомого даже более тонко различает цвета окружающей среды, чем глаз человека. Различать цвета они начинают метров с трёх-четырёх. Красный цвет бабочки не видят, но улавливают ультрафиолетовую, не видимую человеком часть спектра. Картина мира для насекомых видится более яркой и разноцветной, чем для нас.

2.     Усики – органы обоняния. (Сл. 5) Усики бабочки являются важными  органами: помогают распознавать запахи, ими воспринимаются различные сигналы из окружающей сред,  помогают балансировать при полете.  Бабочки используют усики для обнаружения цветков, в которых содержится нектар, а также для поиска пары. Усиками бабочка воспринимает также вибрацию и колебания воздуха, получая информацию об опасности. С их помощью она сохраняет равновесие в полёте. Антенны «работают» и как радарное устройство, позволяя в полете огибать различные препятствия, свободно порхать даже в густых зарослях. Экспериментально установлено, что без усиков бабочка фактически «слепнет»: налетает на все предметы, превращая свои крылья в лохмотья. Без усиков бабочка жить не сможет. Форма усиков разнообразна. Они бывают булавовидные, нитевидные, перистые, щетинковидные, пиловидные и др.

3.     Рот - превращенный в хоботок, скрученный в спираль.

 А знаете ли вы, чем питается бабочка? На этот вопрос вы ответите, разгадав ребус (ребус «Нектар»). (Сл. 6 - 12) Отгадав названия животных в указанном порядке, из начальных букв названий вы составите слово, которое обозначает лакомство для бабочек. (3 минуты)

Сладкий жидкий нектар бабочки высасывают, прокалывая нектарник цветка хоботком. Да, рот бабочки превращен в хоботок, который в спокойном состоянии свернут в спираль и подогнут под тело. У некоторых бабочек, например у бражников, хоботок достигает в длину 30 см. Как вы думаете, почему он такой длинный? (Потому что цветок, с которого собирается нектар трубчатый и нектарник расположен глубоко.)

Некоторые бабочки, например липовый бражник, питаются соком деревьев. Есть и такие виды, которые питаются пыльцой цветов и даже кровью животных. Ребята, как вы думаете, для чего нужна пища бабочкам?  (Пища – источник энергии, благодаря которой бабочки могут жить в постоянном движении. Пища нужна им не для роста, как другим животным.)

Сколько конечностей у бабочки? (шесть) Для чего они служат бабочке? (для передвижения). А знаете ли вы, что конечности или «ножки» бабочки выполняют еще одну очень важную функцию – определяют вкус пищи? Каким образом? На кончиках лапок бабочки находятся чувствительные клетки, распознающие сладкий вкус пищи. Прежде чем «запустить» хоботок в еду, бабочка пробует её лапками. И если вкус ей «нравится», она опускает хоботок.

Ребята, посмотрите на бабочек в коллекции и ответьте, сколько крыльев у бабочки? У бабочки 4 крыла. Известный русский поэт А. Фет посвятил бабочке стихотворение. Послушайте его очень внимательно:

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой

С его живым миганьем

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот – дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскрою крылья

И улечу.

Какую ошибку допустил великий русский писатель?  (Он «наградил» бабочку только 2 крыльями, а у неё их 4). Итак, у бабочек 4 крыла: 2 передних и 2 задних. Далекие предки бабочек были бескрылы, а на месте крыльев у них были маленькие наросты, предохраняющие дыхательные щели от высыхания. На протяжении тысячелетий маленькие наросты постепенно увеличивались в размерах и превратились в крылья. Посмотрите коллекцию бабочек. Крылья не сцеплены одно с другим. Но в полете движутся совместно. Основную работу выполняют передние крылья. Если их повредить, бабочка не сможет летать.  С поврежденными задними крыльями бабочка все же летает.

Бабочки много двигаются. И для этого им необходимо тепло. Когда становится холодно, бабочки не летают. Почему? (нет пищи, нет энергии для движения)

 

 

Ребята, внимательно рассмотрите коллекции бабочек, открытки с изображением разных видов. Все ли бабочки ярко, пестро окрашены? (Нет, есть бабочки со «скромной», не заметной и почти однотонной окраской.)  Давайте вспомним, как называется яркая, вызывающая окраска животных и для чего она служит? ( Сл. 14) (Предостерегающая окраска, защищает от врагов и предостерегает от нападения других животных) Какие бабочки имеют предостерегающую окраску? (по коллекциям, наборам открыток)

Это бабочки дневной павлиний глаз, медведица, Махаон, Сатурния, Апполон. У других бабочек крылья имеют не яркую, скромную окраску, под цвет коры дерева или камня. Как называется такая окраска? (защитная, она делает насекомое незаметным там, где оно обитает). (Сл. 15) К таким бабочкам относятся белянки, ленточницы и совки, шмелевидки, маскирующиеся под ос и шмелей, коконопряды, похожие на сухой листок дерева. Гусеницы бабочек тоже имеют  окраску, делающую их невидимыми среди зеленых листьев.

Явление, при котором животное по окраске и форме становится похоже на предметы окружающей среды, в которой оно обитает, называется  мимикрия. Мимикрия способствует сохранению животного в борьбе за существование. (Сл. 10) Есть бабочки, похожие по форме и окраске на лист дерева, на цветок, на кору дерева, а их гусеницы – на веточку. (сл. 16) Существует легенда, согласно которой ученый Борис Николаевич Шванвич, заведующий кафедрой энтомологии Ленинградского университета, в 1942 году вывел общие закономерности маскировки военной техники, баз и аэродромов, основываясь на принципах маскировки насекомых. Он не эвакуировался из Ленинграда вместе с институтом, в котором работал, а остался в родном городе.  Будучи глубоко больным человеком, он прибыл на совещание генералов во главе со Сталиным по вопросу маскировки военных сил русских солдат. Он прочел лекцию генералам и под его руководством художники сделали необходимые эскизы. Всю оставшуюся войну наша армия воевала и побеждала благодаря идеям этого ученого-энтомолога. Борис Шванвич умер в 1957 году. Похоронен на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. На могиле его стоит памятник с изображением плана строения рисунка крыльев дневных бабочек, изучению которых он посвятил свою жизнь. (Сл. 17)

Ребята, сегодня вы узнали, как видят бабочки, чувствуют запах, вкус пищи, ориентируются в полете. Но ничего не было сказано о том, как они слышат. А слышат ли бабочки? Да,  орган слуха расположен либо в области заднегруди (совки, хохлатки), либо в основании брюшка (пяденицы, огнёвки).

Бабочки всегда привлекали внимание людей своей красотой, порхающим полетом. Они вдохновляли поэтов, композиторов и художников. В литературе бабочки чаще выступали в качестве символа свободы, любви и надежды. Образ бабочки вдохновлял и великого американского писателяЭдгара По. Прекрасная и жутковатая бабочка бражник мёртвая голова описана им в рассказе «Сфинкс». Бабочка ползала по паутине на окне, а герою рассказа казалось, что существо двигается по далёким склонам холмов.

До наших дней дожили такие сокровища художественного искусства, как картина В. Фон Каульбаха «Бабочки», написанная  около 1860 г. и миниатюра А.М.С. Мериан «Бабочки», написанная в 1705 г. (Сл. 18)

Подведение итогов.

 Сегодня вы познакомились с отрядом Бабочки.

Что необычного, нового вы узнали о бабочках? (что пробует пищу на вкус лапками, рот превращен в хоботок, «уши» расположены на груди или брюшке; крылья покрыты чешуйками, придающими бабочкам окраску и помогающими летать; бабочки живут даже за полярным кругом, размеры некоторых достигают 40 см в размахе крыльев). Какая бабочка вам запомнилась и понравилась больше всех?

Рефлексия. Ребята, если вам очень понравилось занятие, покажите мне силуэт бабочки красного цвета, если понравилось - желтого, а если вам было скучно - синюю бабочку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Журнал «Юный натуралист», №№ 6/1991 г., 4, 7/ 1994 г.

3.     Кокс Р.К., Килпатрик К. Бабочки. Чудо на ладони. Цветы. – М.: Аст-Пресс, 1997.

4.     Плавильщиков Н.Н. Занимательная энтомология. – М.: Просвещение, 1986.

5.     http://coolclipart.narod.ru/nasekom/

6.     http://www.netpredela.ru

7.     http://ru.wikipedia.org/wiki/

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Лев Ф. Потому что они красивые.- М.: Просвещение, 1998.

3.     Плешаков А.А. Зеленые странички. – М.: Просвещение, 1996.

4.   Журнал «Юный натуралист», №№ 6/1991 г., 4, 7/ 1994 г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Кокс Р.К., Килпатрик К. Бабочки. Чудо на ладони. Цветы. – М.: Аст-Пресс, 1997.

Литература для обучающихся и родителей

 

 

1.     Газета «Биология», № 20/1997 г. (стр. 13).

Источники

 

 

 

 

 

Отряд Бабочки имеет еще одно название. Он называется Чешуекрылые (название написать на доске или прикрепить на стенде). Какие ассоциации, мысли возникают у вас при  прочтении этого слова – «чешуекрылые»? (чешуя, крылья; крылья, покрытые чешуей). (Сл. 7) Крылья бабочки покрыты цветными и блестящими чешуйками, образующими на их поверхности пыльцу, — этого нет ни у каких иных представителей животного мира. Чешуйки эти особые. Они устроены так, что падающий на них солнечный свет распадается на все цвета радуги. Число чешуек на одном крыле может достичь миллиона. Значит, своей красотой бабочки обязаны чешуйкам на их крыльях! Если тронуть крыло – чешуйки сотрутся. Крыло без чешуек не способно поднять бабочку вверх, а значит она не сможет летать. Поэтому, никогда не надо трогать крылья бабочки руками!

Ход занятия:

 

 

Материалы и оборудование: коллекции бабочек, дидактический материал «Строение бабочки», наборы открыток «Бабочки», мультимедиа, экран, бумажные бабочки красного, синего и желтого цвета для каждого воспитанника (для рефлексии).

Методы:

Задачи:

Цель: ознакомление обучающихся с многообразием представителей отряда Чешуекрылые, особенностями их строения, жизнедеятельности.

2008 г.

г. Мичуринск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крылатая радуга

 

 

 

Методическая разработка

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн