МОУ «Лицей № 2 г.Буинска Республики Татарстан»
Программа курса по выбору по географии
«Экологическое краеведение»
для 9 классов в рамках предпрофильной подготовки
Разработала учитель географии
МОУ «Лицей № 2 г.Буинска РТ»
Вишнякова Зейтуна Миналиевна
Пояснительная записка
Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы вооружить учащихся глубокими экологическими знаниями, привить им навыки осознанной экологической культуры поведения.
Изучением экологических проблем занимаются специалисты разных наук, в том числе географии. В настоящее время познание различных аспектов взаимосвязей между природой и обществом, поиски путей оптимизации отношений между ними - важнейшее направление географических исследований. Глобальные и региональные проблемы экологии целиком находятся в центре внимания географии. Основная задача предлагаемого курса - познакомить учащихся с этими проблемами.
Новое направление экологии - экологическое краеведение. Оно имеет большое значение для образования и воспитания учащихся. Экологическое краеведение - это познание природы, выявление взаимосвязей с нею населения в прошлом и настоящем, определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для ребят путей их решения, т.е. данное направление краеведения - это две взаимосвязанные стороны - познание и преобразование родного края. И оно, конечно, не может осуществляться в рамках лишь одной географии или биологии, это междисциплинарное направление.
Предлагаемому курсу присуща развивающая функция, содержание его соответствует познавательным возможностям девятиклассников, предоставляет ученику возможность приобрести опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.
Программа рассчитана на 17 часов.
Методическая часть
Цели курса:
I. Изучение экологических проблем района и выявление их
взаимосвязей с региональными и глобальными проблемами.
2. Создание объективной основы патриотизма и любви к родной местности.
3. Содействие воспитанию природоохранного экологического сознания.
4. Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению своего района и охране его природы.
5. Сформировать умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Достижение данных целей возможно при решении следующих задач:
1. Усвоение учащимися знаний о причинах возникновения и путях решения экологических проблем.
2. Воспитание у ребят любви, бережного отношения к природе и ресурсам своего района.
3. Овладение школьниками умениями применять приобретенные знания в практической деятельности, включая правила поведения в природе, умение пользоваться различными источниками информации, картами, оценивать природу и хозяйственную обстановку своей местности.
В результате обучения учащиеся должны:
- объяснять влияние природных условий на человеческую деятельность и ее воздействие на природу, понимать суть экологических проблем;
- знать принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- применять правила природоохранительного поведения в повседневной деятельности.
Программа состоит из трех разделов:
I. Введение.
П. Общая характеристика природы своего района.
III. Заключение.
Специфика содержания курса предполагает использование различных методов и форм обучения, помимо форм традиционного урока, можно проводить уроки-экскурсии, практические занятия в природе, деловые игры, самостоятельные работы, которые могут проявиться:
1. В подборе описаний, интересных фактов из книг, журналов и газет, иллюстрирующих то или иное явление.
2. В подготовке небольшого сообщения об этих фактах на занятиях.
3. В изготовлении некоторых несложных наглядных пособий, альбомов, схем, моделей.
4. В проведении простейших наблюдений в природе.
5. В сборе экспонатов для коллекции.
№ п/п
|
Наименование темы
|
Всего часов
|
Лек.
|
Прак.
|
Форма контроля
|
Методы
|
1.
|
Введение. Моя малая Родина – Буинский район
|
1
|
1
|
|
|
Информационно-
развивающие,
словесные.
|
2.
|
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
|
2
|
1
|
1
|
Оформление материала экскурсии
|
Информационно-
развивающие,
словесные,
частично-поисковые.
|
3.
|
Архитектурные и природные памятники Буинского района.
|
2
|
1
|
1
|
Сбор рисунков, фотоматериалов.
|
Информационно-
развивающие, работа в группах.
|
4.
|
Вода в жизни природы.
|
2
|
1
|
1
|
Оформление материала экскурсии
|
Информационно-
репродуктивные,
словесные.
|
5.
|
Почвы и земельные ресурсы.
|
2
|
1
|
1
|
Практическая работа
|
Информационно-репродуктивные, работа в группах, частично-поисковые.
|
6.
|
Климат.
|
2
|
1
|
1
|
Графики,
диаграммы
|
Информационно-
развивающие, работа в группах.
|
7.
|
Экология Буинского района.
|
2
|
1
|
1
|
Экскурсия
|
Информационно-
развивающие,
частично- поисковые.
|
8.
|
Животный и растительный мир района.
|
3
|
2
|
1
|
Практическая работа
|
Информационно-
репродуктивные, работа в группах.
|
|
|
|
|
|
|
|
9.
|
Заключение.
|
1
|
|
1
|
Практическая работа
|
Работа в группах
|
Содержание
Введение. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – Буинский район.(1 час.)
Знакомство с содержанием курса «Экологическое краеведение» и его задачами.
РАЗДЕЛ П. (15 ч.)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДЫ СВОЕГО РАЙОНА.
Тема № I. Строение земной поверхности (2 часа).
Теория. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
Геологическое строение, рельеф и развитие форм рельефа, полезные ископаемые района. Формы рельефа, созданные хозяйственной деятельностью человека. Охрана недр (1 час)
Практическая работа: «Изучение горных пород по образцам» (1 час).
Тема № 2 Архитектурные и природные памятники Буинского района (2 часа).
Теория. Архитектурные и природные памятники Буинского района (1 час).
Практика: Экскурсия по городу (1 час).
Тема №3. Вода в жизни природы (2 часа).
Теория. Водные ресурсы района: реки, озера, болота, подземные воды, их использование человеком. Проблема пресной воды, охрана водных источников.
Практическая работа: «Описание р.Свияга» (1час)
.
Тема № 4. Почвы и земельные ресурсы (2 часа).
Теория. Типы почв нашего края. Виды эрозийных процессов.
Земельные ресурсы нашей местности и борьба с разрушением и загрязнением почв (1 час).
Практическая работа: « Описание почв по образцам» (1 час).
Тема № 5. Климат (2 часа).
Теория. Атмосферный воздух. Его состояние в районе. Вред, наносимый загрязнением воздуха человеку и окружающей среде. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Влияние автомобильного транспорта на атмосферу (1 час).
Практическая работа: « Составление климатических графиков и диаграмм по статистическим материалам» (1 час).
Тема № 6. Экология района (2 часа).
Теория. Экологическая обстановка в районе. Влияние загрязнений на здоровье человека (1 час).
Практика. Посещение центра охраны природы (1 час).
Тема № 7. Животный и растительный мир района (3 часа).
Теория. Животный мир нашего района. Видовой состав. Исчезнувшие виды и виды, находящиеся под угрозой исчезновения. Видовой состав птиц района. Значение птиц в природе и хозяйстве человека. Промысловые виды птиц, их использование, охрана, восстановление численности.
Растительный мир нашего района. Растительность, растительные комплексы и флористические особенности нашего района. Охрана растений и растительных комплексов. Растения, занесенные в «Красную книгу» и в список сокращающих свой ареал растений на территории Буинского района (2 часа).
Практика. Изготовление и развешивание искусственных гнездовий и кормушек. Праздник-«День птиц» (1 час).
РАЗДЕЛ Ш. Итоговое занятие (1 час).
Открытие экологической тропы. Экскурсия в краеведческий музей.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Формы работы:
1. Лекции.
2. Практические работы.
3. Семинары.
4. Экскурсии.
5. Изготовление несложных предметов для проведения практических работ.
6. Подготовка вопросов для учащихся.
7. Использование справочных материалов, Интернета.
Литература для учителя.
Ахметзянов И.Г. Буа ягым-тау ягым. Буинские просторы. Казань,2000.
Ахмадуллин Ш.А.. Буинск: страницы истории. Казань, 1991.
Билалов И.Б. Путь длиною в 30 лет. Казань, 1991.
Бабанов Ю.В.,Филатов В.И. Природа РТ. Казань,1993.
Бутаков Г.П. География Татарстана. Казань,19994.
Зайнуллин И.Г. Буа районы.-Казан утлары. 1986. № 2
Гайсин И.Г., Хайруллина Н.М. Методическое пособие по географии РТ. Казань КГПУ, 2001.
Сергейчев И.В. Материалы по истории Буинского района ТАССР.- Буинск, 1981.
Тайсин А.С. География Татарстана. Казань, 2002
Красная книга Татарстана
Литература для учащихся.
Ахметзянов И.Г. Буа ягым-тау ягым. Буинские просторы. Казань,2000.
Бутаков Г.П. География Татарстана. Казань,19994.
Тайсин А.С. География Татарстана.Казань, 2002.
Красная книга Татарстана
|