урок развития речи по русскому языку "Чудеса рукотворные". Публичный доклад.
Предварительная подготовка: посещение этнографического музея, находящегося в школе (по возможности других музеев, имеющихся в населенном пункте.) Сбор материала, расказывающего о народных промыслах России. Нахождение предметов народного промысла у себя дома, у родственников, знакомых. Подготовка рассказов о них.
1. Создание мотивационного момента.
Учитель: Сегодня мы подведем итог той работе, которую провели, готовясь к данному уроку. Каждый из вас имеет возможность получить высокую оценку за тот материал, который вами найден. Я предлагаю вам два варианта: рассказ о том предмете художественной культуры вашего народа, который вы принесли на урок, или рассказ о произведении народной культуры, о котором вы узнаете сегодня на уроке.
2. Словарная работа.
- При подготовке публичного выступления вам понадобятся определенные слова: это географические названия, названия народных промыслов и т.д. Напишем словарный диктант, а затем вы сами его проверите. (Слова проектируются на экране.)
После написания диктанта обучающиеся проверяют свои записи, самостоятельно ставят себе оценки.
3. Следующий этап урока мы назовем "Я хочу вам рассказать". Сейчас из вас, кто нашел интересный материал о народных промыслах народов России, расскажет всем о них. Чтобы ваше представление о мастерстве народа было более полным, просмотрим слайды с изображением предметов художественного творчества.
Далее следуют рассказы ребят о мастерах из Гжели, Хохломы, Вологды, Павлова Посада, Дымково.
после рассказов слушатели отвечают на вопросы: в чем особенность данного промысла, какие материалы используются, какие краски присущи данному промыслу.
4. "А что есть у моего народа?" - так мы назовем следующую часть урока. Многие из вас подготовили рассказы о тех предметах народной культуры, которые выполнены мастерами - даргинцами, калмыками, татарами. казахами, русскими, то есть теми народами, которые населяют наш поселок.
Звучат рассказы ребят о дагестанских шалях, посуде, все эти предметы отражают традиции народов Кавказа, его природу, образ жизни. Ребята - казахи рассказывают о декоративных ковриках, национальной одежде. Калмыки демонстрируют предметы домашней утвари и т.д. Зависит от того, что смогут найти дети дома, у родственников, знакомых.
5. Публичный доклад. Обучающиеся. прослушав все рассказы, выбирают один из предметов народного промысла и готовят свой рассказ о нем. Их цель - показать, насколько прекрасно, талантливо это произведение и чем оно их привлекло. Слушатели оценивают все рассказы. оценка выставляется всем коллективом. Определяется лучший рассказчик.
6.Итоги урока. Ответ на вопрос: почему мы должны знать о народных умельцах? Необходимо ли нам знать культуру не только своего народа, но и других, живущих рядом с нами?
7. Домашнее задание. Написать о том, какие впечатления вызвал данный урок.