Вы не зарегистрированы

Авторизация



Внеклассное занятие по русскому языку "Зов джунглей"

Фото пользователя Зоя Владимировна Долганова
Submitted by Зоя Владимировна Долганова on Tue, 27/07/2010 - 00:02
Данные об авторе
Автор(ы): 
Долганова Зоя Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ № 19
Регион: 
Свердловская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Класс(ы): 
3 класс
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Предмет(ы): 
Русский язык
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 
показать возможности предмета русский язык, увлечь и заиетересовать предметом
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Используемая методическая литература: 

1.   Нуждина Т. Д. «Энциклопедия для малышей ЧУДО_ВСЮДУ: Мир животных и растений»; Ярославль, «Академия развития, Академия Холдинг», 2001 год

2.   Семёнова Е. Е. «Занимательная грамматика»; Москва, «ОМЕГА», 1995 год
 
3.   Яровая Л. Н, Жиренко О. Е. , Барылкина Л. П. «Внеклассные мероприятия.
       2 класс»; Москва, «ВАКО», 2005 год.
Краткое описание: 
Увлекательное и познавательное путешествие по "Джунглям русского языка", наблюдение над инресными законами языка и одновременно за жизнью животных.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

 

Внеклассное занятие
по русскому языку «Зов джунглей»
Цель мероприятия: расширить словарный запас учащихся, звания о природе, прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к русскому языку, развивать внимание, речь, мышление, память, логику;
Оборудование: нагрудные различительные знаки животных,; картинка берёзы (с другой стороны пальмы) и сосна (с обратной стороны лиана); таблички разделов русского языка; карточки с заданиями, бананы и кости;
 
Ход игры:
      1. Активизация внимания    (Вступительное слово ведущего)
                     Что у нас тут приключилось?                    
                      Берёза в пальму превратилась! (переворачивает картинку)
                     Сосна в лиану с тот же час (переворачивает картинку)
                      И позвали в джунгли нас!
 
                      Есть крокодил тут, как ни странно,
                      Есть кенгуру, есть обезьяна,
                      Других зверей немало тут,
                      В общем, джунгли нас зовут.
        2. Деление на команды:    (дети отгадывают загадки; кто отгадал,
                                                      тот и   становится этим животным)


               


Хищники:                                                    
 *    В гости что-то зачастил, 
       К нам зелёный …      (крокодил)
 *    Веселится, как ребёнок,
      Царь зверей, задорный … (львёнок)
 *   В джунглях, братцы, знает толк,
      Злой, голодный серый … (волк)
 *    Где-то прячется в лесах,
      Очень хитрая … (лиса)
*   Готов для интеллектуальных игр
     Суровый, справедливый …(тигр)
*    Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
     Потому что это … (рысь)
*    Пришёл в гости, стал реветь
      Невоздержанный … (медведь)
 
               Травоядные
* Сюда из джунглей по утру,
Прискакала … (кенгуру)
* Такая красивая, без изъяна,
 Шаловливая и весёлая …(обезьяна)
* Перенёс огромный шкаф
Замечательный … (жираф)
* К нам пришёл сегодня он –
       Большой и сильный, добрый (слон)
     *   В пустыне любит тяжкий труд
          Наш выносливый … (верблюд)
*   Кто всегда в тельняшке ходит,
В гости (зебра) к гам приходит.
     *   К нам пришёл, разинув рот,
          Большой, огромный… (бегемот)


    


         3. Объявление темы и цели занятия
   Сегодня мы с сами отправляемся в джунгли! Но это необычные джунгли, джунгли русского языка. Мы побываем в этих непроходимых лесах, понаблюдаем за животными, их повадками, подсмотрим. как они живут, а заодно и повторим русский язык и узнаем его разделы..    Итак,  
ДЖУНГЛИ   ЗОВУТ!
 
           4. Конкурсная программа
     ФОНЕТИКА
       Первый раздел русского языка – фонетика. Это наука о звуках – фонемах. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных.                
       Мы оказались с вами в джунглях, ещё ничего не видим, но звуки животных слышим и довольно странные звуки.
                      Какой-то зверь со свистом убегает,
                      Его другой зверь с криком догоняет.
                      Кто кого тут победит?
                     Смекалистый и будет впереди!
                                  1. Конкурс «Догонялки»   (аукцион звуков)
               По очереди команды, догоняя друг друга, называют звуки, которые произносят животные.
                В русском языке такие слова называют «звукоподражательными». Например, кар-кар,    гав-гав и т. д.
 
                                  2   Конкурс «Чей голос лучше?»  
            Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии пока. Может быть вам это удастся, когда вырастете, а пока…
                   Слышны звуки тут и там.
                    Кто-то рыщет по кустам.
                   Тот поёт, а тот кричит,
                    В джунглях зверь. Он голосит!
            Ваше задание – написать, кто как поёт.


                 Голубь - … (воркует)                  Собака - … (лает)
                 Филин - … (ухает)                       Лягушка - … (квакает)
                 Глухарь - … (токует)                  Коза - … (блеет)
                 Утка - … (крякает)                     Свинья - … (хрюкает)
                 Гусь - … (гогочет)                       Конь - … (ржёт)
                 Лиса - … (тявкает)                      Медведь - … (рычит)                
 


 
 
ГРАФИКА
          Очень тесно с фонетикой дружит графика - второй раздел нашего языка. (вешается табличка). Это наука о буквах русского языка. Букв в нашем алфавите 33:    10 гласных, 21 согласная и 2 буквы, которые не обозначают звуков.
                     Ох, какой у нас изъян!
                      В джунглях зверь попал в капкан
                      Как могло это случиться?
                      Надо бы из буквенного капкана освободиться!
                                              3 Конкурс «Капкан»    (ребусы про животных)
 
4        Конкурс «Один прыжок»
             Мы продолжаем путешествовать по джунглям. В один прыжок, при помощи только одной буквы мы попытаемся с вами разгадать загадки тропиков.
                       Ах, какая незадача!
                       В джунглях зверь сидит и плачет
                       В слове ищет букву он.
                       А терзаний – миллион!
             Следующий конкурс очень прост. Называется он «Один прыжок» Вам надо изменить всего одну подчёркнутую букву в слове, чтобы получилось название животного, птицы, рыбы, насекомого.
             корж - … (морж)                 майка - … (зайка)             дом - … (сом)
             палка -… (галка)                  крыша - … (крыса)           лук - … (жук)
             булка - … (белка)                 баран - … (варан)              сам - … (сом)
             коса - … (коза)                     маки - … (раки)                 кит - …(кот)
            клон - … (слон)                     мушка - … (мышка)           лес - … (лев)
 
 
       ЛЕКСИКА
            Третий раздел русского языка – лексика. ( вешается табличка). Это все слова, которые есть в русском языке. Толковый словарь Ожегова насчитывает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля около 50 тысяч слов. По исследованиям учёных мы знаем и употребляем в речи всего только несколько тысяч слов. Как много слов ещё нам с вами предстоит узнать, запомнить и начать употреблять их в своей речи.
5 Конкурс: «Джунгли ли это?»
       А правда ли, что мы с вами попали в джунгли? Что такое джунгли? Это тот же лес, но только в Африке, в Индии, в Америке, только непроходимый. Что и кого мы можем тут встретить?
                      Ох, и трудная работа.
                       На рассказ пошла охота.
                       Как бы нам не прогадать,
                       Все ошибки разгадать!
        Вам предлагается текст, в котором есть фактические ошибки, их надо найти и исправить.
                 Джунгли – это бескрайний вечнозелёный океан России. Здесь много тепла, воды и снега. Растения здесь цветут, плодоносят только зимой (круглый год). Нередко на одном дереве можно увидеть сразу бутоны, цветы и спелые плоды. Джунгли поражают своей бедностью (богатством) растительности. В траве можно не увидеть друг друга, так как трава достигает 10 метров. Здесь же растёт трава – банан, карликовая берёзка и саксаул.   В джунглях можно встретить стаи термитов, зайцев, львов, гепардов, леопардов, обезьян,  соболей и белок. Из шкурок этих животных местные жители шьют шубы и шапки. В глухих труднодоступных лесах обитают огромные звери с ветвистыми рогами – северные олени и лоси. Их шкура ценится из-за превосходного меха. Там, где есть вода, можно встретить стада огромных бегемотов и кровожадных крокодилов.
 
6 Конкурс «Звери как люди»
              Знакомимся ближе с обитателями джунглей. Вы, наверняка, замечали, что иногда называют человека животным: надутый как индюк, упрямый как баран и т.д.
                           Индюк надутый всем знаком,
                           Но дружат в сим, едва ли,
                           Не важничай, чтоб индюком
                           Тебя не называли.
              Если вы правильно напишете названия животных, то узнаете, как в русском языке называются слова, сравнивающие людей с животными.                                                                                              
                                                         Трусливый, как
*
 
 
 
 
                                                    Голодный, как
                                                  Преданный, как
 
*
 
 
 
 
*
 
 
 
 
 
                 Грязный, как
                Зубастый, как
 
 
 
 
 
 
*
 
 
 
 
 
 
 
 
 
*
 
 
                                                  Трудолюбивый, как
*
 
 
 
 
 
 
                                                         Тихий, как
 
*
 
 
 
Задание болельщикам:
хитрый, как … (лиса)                                        хищный, как … (акула)
беспечный, как … (стрекоза)                           болтливый, как … (сорока)
вольный, как …(птица)                                     выносливый, как … (лошадь)
мудрый, как… (ворон)                                      холодный, как … (лягушка)
верный, как … (лебедь)                                    гримасничающий, как … (обезьяна)
пёстрый, как … (павлин)                                  колючий, как … (ёж)
тощий, как … (глиста)                                      толстощёкий, как … (хомяк)
косолапый, как … (медведь)                            желторотый, как … (цыплёнок)
быстрый, как … (олень, лань)                          прилипающий, как … (пиявка)
            Как называются такие слова в русском языке?   (Зоонимы)
 
Ответы:    заяц, волк, собака, поросёнок, крокодил, муравей, мышь –
                                                              зоонимы
 
 
        
МОРФОЛОГИЯ
                 Мы переходи к следующему, четвёртому, разделу русского языка – морфологии (вешается табличка).  Этот раздел изучает части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д.
7 Конкурс «Заросли лиан»
                    В джунглях, знает и профан,
                    Всюду заросли лиан.
                    Так что с духом соберись,
                    Сквозь лианы проберись!
              Много лиан в джунглях, а в джунглях русского языка их тоже хватает. На первый взгляд вроде одинаковые слова по звучанию и написанию, но если к ним внимательней присмотреться, они неодинаковые. Такие слова в русском языке называют омонимами. Это разные части речи. Подпишите их в выделенных словах
 


1. Однажды кот подкрался
                                          к попугаю:
«Сейчас я тебя, братец, попугаю
2. Медведь в лесу, не зная правил,
   Однажды мотоциклом правил.
3.. На полях, не скошенных косой
   Всё утро дождик шёл косой.
4. Весной небо голубей,
   И развёл я голубей.
5. Иди домой,
     Но сначала коридор домой!  
                        
 1.. Бабка Дарья холст чернила,
     Внучка пролила чернила.
2. Скользнув с небесного стекла,
     Дочь грома на цветок стекла.
3. Деревенский сторожил
    Сад колхозный сторожил.
4 . Стою на нашем берегу,
     Покой границы берегу.
5.. Дым из трубы ползёт, свиваясь в жгут.
      Дрова сегодня зря лисицы жгут.


                

ОРФОГРАФИЯ

                 Мы переходим к последнему, пятому, разделу русского языка – орфографии (вешается табличка).  Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка. Орфография изучает правописание слов в нашем языке.
8   Конкурс «Узнай по описанию»
                                    Зверюшка хитрая сидит,
                                    Ничего не говорит.
                                    Но мы себя ещё покажем,
                                    На листке её укажем.
              По описанию узнайте существо, которое обитает в джунглях. Если не можете, впишите недостающие слова из текста: каждой точке соответствует буква.
(задание первой команде)
           Сколько чудес в природе! Одно из таких – самая маленькая птичка на земле и самая красивая Её пёрышки похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются и меняют свою окраску. Ни одна птица в мире так не умеет летать: и на боку, и на спине, и хвостиком вперёд. Они, как бабочки могут зависать над цветком и собирать нектар. Это их пища.
           Гнездо маленькой птички сплетено из травинок, в нём два яичка величиной с горошину. Но смелости этой птицы можно позавидовать: она бесстрашно нападает даже на змей, вонзая свой длинный острый клюв в нос или глаз противника,   если враг подберётся к гнезду.                                       

 
*
 
её пёрышки *             
*
* * * *      на драгоценныё камни
так не умеет
*
* * * * * 
 
*
 
если враг * * *
*
* * * * * *   к гнезду
в нос или глаз * 
*
* * * * * * * *
 
*
 

                                                                                                          Ответ: колибри
(задание второй команде)
                      Современники динозавров, они не любят солёной морской воды, а водятся только на берегах тёплых рек, прудов и озёр. Свой водоём это животное держит в чистоте, убирая со дна ил или грязь. А если пруд обмелел, то он его углубляет В воде они подстерегают свою добычу: птиц, рыб, животных, пришедших на водопой. А на берегу нежатся на солнце, дремлют и выводят потомство Заботливая мамаша делает холмик из травы, выкладывает туда яйца и два месяца лежит возле своего гнезда. малыши рождаются 20-30 сантиметров. Сразу после рождения мать уводит их на мелководье и зорко следит за ними. Живёт это животное 60-80 лет, тело достигает длиной 5-7 метров, а во рту у него много острых зубов, которые постоянно обновляются.    
                                                                   

 
*
 
             
*
 
сразу после   *
*
* * * * * *    мать уводит …
 
*
 
у него много 
*
* * * * *     зубов 
 
*
 
 
*
 
заботливая мамаша делает *
*
* * * *   из травы

                                                                                                      Ответ: крокодил
 
9   Конкурс «Чудесное превращение»
               Бывает так, что мы думаем одно, а получается совсем другое. Так и у нас в джунглях, мы думаем, это один зверь, а глядь, это совсем и другой.
                               Что случилось? Что случилось?
                                Коза вдруг в волка превратилась!
                                Разве может это быть?
                                Да, если букву заменить.                               
                        И заканчивает наше путешествие по джунглям чудесное превращение одного животного в другое путём сиены одной буквы на другую
 

К О З А
 
 
какое-либо положение
 
низ пальто
 
тысяча солдат
В О  Л К
 

Ответ: коза – поза; поза – пола; пола – полкполк– волк
 
 
1.      Подведение итогов игры, награждение победителей
                   Вот и закончилось наше путешествие по джунглям. Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное. До новых встреч в удивительном мире природы и русского языка!
 
Ход игры:
      1. Активизация внимания    (Вступительное слово ведущего)
                     Что у нас тут приключилось?                    
                      Берёза в пальму превратилась! (переворачивает картинку)
                     Сосна в лиану с тот же час (переворачивает картинку)
                      И позвали в джунгли нас!
 
                      Есть крокодил тут, как ни странно,
                      Есть кенгуру, есть обезьяна,
                      Других зверей немало тут,
                      В общем, джунгли нас зовут.
        2. Деление на команды:    (дети отгадывают загадки; кто отгадал,
                                                      тот и   становится этим животным)
 

               

Хищники:                                                    
 *    В гости что-то зачастил, 
       К нам зелёный …      (крокодил)
 *    Веселится, как ребёнок,
      Царь зверей, задорный … (львёнок)
 *   В джунглях, братцы, знает толк,
      Злой, голодный серый … (волк)
 *    Где-то прячется в лесах,
      Очень хитрая … (лиса)
*   Готов для интеллектуальных игр
     Суровый, справедливый …(тигр)
*    Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
     Потому что это … (рысь)
*    Пришёл в гости, стал реветь
      Невоздержанный … (медведь)
 
               Травоядные
* Сюда из джунглей по утру,
Прискакала … (кенгуру)
* Такая красивая, без изъяна,
 Шаловливая и весёлая …(обезьяна)
* Перенёс огромный шкаф
Замечательный … (жираф)
* К нам пришёл сегодня он –
       Большой и сильный, добрый (слон)
     *   В пустыне любит тяжкий труд
          Наш выносливый … (верблюд)
*   Кто всегда в тельняшке ходит,
В гости (зебра) к гам приходит.
     *   К нам пришёл, разинув рот,
          Большой, огромный… (бегемот)

    

         3. Объявление темы и цели занятия
   Сегодня мы с сами отправляемся в джунгли! Но это необычные джунгли, джунгли русского языка. Мы побываем в этих непроходимых лесах, понаблюдаем за животными, их повадками, подсмотрим. как они живут, а заодно и повторим русский язык и узнаем его разделы..    Итак,  
ДЖУНГЛИ   ЗОВУТ!
 
           4. Конкурсная программа
     ФОНЕТИКА
       Первый раздел русского языка – фонетика. Это наука о звуках – фонемах. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных.                
       Мы оказались с вами в джунглях, ещё ничего не видим, но звуки животных слышим и довольно странные звуки.
                      Какой-то зверь со свистом убегает,
                      Его другой зверь с криком догоняет.
                      Кто кого тут победит?
                     Смекалистый и будет впереди!
                                  1. Конкурс «Догонялки»   (аукцион звуков)
               По очереди команды, догоняя друг друга, называют звуки, которые произносят животные.
                В русском языке такие слова называют «звукоподражательными». Например, кар-кар,    гав-гав и т. д.
 
                                  2   Конкурс «Чей голос лучше?»  
            Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии пока. Может быть вам это удастся, когда вырастете, а пока…
                   Слышны звуки тут и там.
                    Кто-то рыщет по кустам.
                   Тот поёт, а тот кричит,
                    В джунглях зверь. Он голосит!
            Ваше задание – написать, кто как поёт.

                 Голубь - … (воркует)                  Собака - … (лает)
                 Филин - … (ухает)                       Лягушка - … (квакает)
                 Глухарь - … (токует)                  Коза - … (блеет)
                 Утка - … (крякает)                     Свинья - … (хрюкает)
                 Гусь - … (гогочет)                       Конь - … (ржёт)
                 Лиса - … (тявкает)                      Медведь - … (рычит)                
 

 
 
ГРАФИКА
          Очень тесно с фонетикой дружит графика - второй раздел нашего языка. (вешается табличка). Это наука о буквах русского языка. Букв в нашем алфавите 33:    10 гласных, 21 согласная и 2 буквы, которые не обозначают звуков.
                     Ох, какой у нас изъян!
                      В джунглях зверь попал в капкан
                      Как могло это случиться?
                      Надо бы из буквенного капкана освободиться!
                                              3 Конкурс «Капкан»    (ребусы про животных)
 
4        Конкурс «Один прыжок»
             Мы продолжаем путешествовать по джунглям. В один прыжок, при помощи только одной буквы мы попытаемся с вами разгадать загадки тропиков.
                       Ах, какая незадача!
                       В джунглях зверь сидит и плачет
                       В слове ищет букву он.
                       А терзаний – миллион!
             Следующий конкурс очень прост. Называется он «Один прыжок» Вам надо изменить всего одну подчёркнутую букву в слове, чтобы получилось название животного, птицы, рыбы, насекомого.
             корж - … (морж)                 майка - … (зайка)             дом - … (сом)
             палка -… (галка)                  крыша - … (крыса)           лук - … (жук)
             булка - … (белка)                 баран - … (варан)              сам - … (сом)
             коса - … (коза)                     маки - … (раки)                 кит - …(кот)
            клон - … (слон)                     мушка - … (мышка)           лес - … (лев)
 
 
       ЛЕКСИКА
            Третий раздел русского языка – лексика. ( вешается табличка). Это все слова, которые есть в русском языке. Толковый словарь Ожегова насчитывает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля около 50 тысяч слов. По исследованиям учёных мы знаем и употребляем в речи всего только несколько тысяч слов. Как много слов ещё нам с вами предстоит узнать, запомнить и начать употреблять их в своей речи.
5 Конкурс: «Джунгли ли это?»
       А правда ли, что мы с вами попали в джунгли? Что такое джунгли? Это тот же лес, но только в Африке, в Индии, в Америке, только непроходимый. Что и кого мы можем тут встретить?
                      Ох, и трудная работа.
                       На рассказ пошла охота.
                       Как бы нам не прогадать,
                       Все ошибки разгадать!
        Вам предлагается текст, в котором есть фактические ошибки, их надо найти и исправить.
                 Джунгли – это бескрайний вечнозелёный океан России. Здесь много тепла, воды и снега. Растения здесь цветут, плодоносят только зимой (круглый год). Нередко на одном дереве можно увидеть сразу бутоны, цветы и спелые плоды. Джунгли поражают своей бедностью (богатством) растительности. В траве можно не увидеть друг друга, так как трава достигает 10 метров. Здесь же растёт трава – банан, карликовая берёзка и саксаул.   В джунглях можно встретить стаи термитов, зайцев, львов, гепардов, леопардов, обезьян,  соболей и белок. Из шкурок этих животных местные жители шьют шубы и шапки. В глухих труднодоступных лесах обитают огромные звери с ветвистыми рогами – северные олени и лоси. Их шкура ценится из-за превосходного меха. Там, где есть вода, можно встретить стада огромных бегемотов и кровожадных крокодилов.
 
6 Конкурс «Звери как люди»
              Знакомимся ближе с обитателями джунглей. Вы, наверняка, замечали, что иногда называют человека животным: надутый как индюк, упрямый как баран и т.д.
                           Индюк надутый всем знаком,
                           Но дружат в сим, едва ли,
                           Не важничай, чтоб индюком
                           Тебя не называли.
              Если вы правильно напишете названия животных, то узнаете, как в русском языке называются слова, сравнивающие людей с животными.                                                                                              
                                                         Трусливый, как
*
 
 
 
 
                                                    Голодный, как
                                                  Преданный, как
 
*
 
 
 
 
*
 
 
 
 
 
                 Грязный, как
                Зубастый, как
 
 
 
 
 
 
*
 
 
 
 
 
 
 
 
 
*
 
 
                                                  Трудолюбивый, как
*
 
 
 
 
 
 
                                                         Тихий, как
 
*
 
 
 
Задание болельщикам:
хитрый, как … (лиса)                                        хищный, как … (акула)
беспечный, как … (стрекоза)                           болтливый, как … (сорока)
вольный, как …(птица)                                     выносливый, как … (лошадь)
мудрый, как… (ворон)                                      холодный, как … (лягушка)
верный, как … (лебедь)                                    гримасничающий, как … (обезьяна)
пёстрый, как … (павлин)                                  колючий, как … (ёж)
тощий, как … (глиста)                                      толстощёкий, как … (хомяк)
косолапый, как … (медведь)                            желторотый, как … (цыплёнок)
быстрый, как … (олень, лань)                          прилипающий, как … (пиявка)
            Как называются такие слова в русском языке?   (Зоонимы)
 
Ответы:    заяц, волк, собака, поросёнок, крокодил, муравей, мышь –
                                                              зоонимы
 
 
        
МОРФОЛОГИЯ
                 Мы переходи к следующему, четвёртому, разделу русского языка – морфологии (вешается табличка).  Этот раздел изучает части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д.
7 Конкурс «Заросли лиан»
                    В джунглях, знает и профан,
                    Всюду заросли лиан.
                    Так что с духом соберись,
                    Сквозь лианы проберись!
              Много лиан в джунглях, а в джунглях русского языка их тоже хватает. На первый взгляд вроде одинаковые слова по звучанию и написанию, но если к ним внимательней присмотреться, они неодинаковые. Такие слова в русском языке называют омонимами. Это разные части речи. Подпишите их в выделенных словах
 

1. Однажды кот подкрался
                                          к попугаю:
«Сейчас я тебя, братец, попугаю
2. Медведь в лесу, не зная правил,
   Однажды мотоциклом правил.
3.. На полях, не скошенных косой
   Всё утро дождик шёл косой.
4. Весной небо голубей,
   И развёл я голубей.
5. Иди домой,
     Но сначала коридор домой!  
                        
 1.. Бабка Дарья холст чернила,
     Внучка пролила чернила.
2. Скользнув с небесного стекла,
     Дочь грома на цветок стекла.
3. Деревенский сторожил
    Сад колхозный сторожил.
4 . Стою на нашем берегу,
     Покой границы берегу.
5.. Дым из трубы ползёт, свиваясь в жгут.
      Дрова сегодня зря лисицы жгут.

                

ОРФОГРАФИЯ

 

 

                 Мы переходим к последнему, пятому, разделу русского языка – орфографии (вешается табличка).  Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка. Орфография изучает правописание слов в нашем языке.
8   Конкурс «Узнай по описанию»
                                    Зверюшка хитрая сидит,
                                    Ничего не говорит.
                                    Но мы себя ещё покажем,
                                    На листке её укажем.
              По описанию узнайте существо, которое обитает в джунглях. Если не можете, впишите недостающие слова из текста: каждой точке соответствует буква.
(задание первой команде)
           Сколько чудес в природе! Одно из таких – самая маленькая птичка на земле и самая красивая Её пёрышки похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются и меняют свою окраску. Ни одна птица в мире так не умеет летать: и на боку, и на спине, и хвостиком вперёд. Они, как бабочки могут зависать над цветком и собирать нектар. Это их пища.
           Гнездо маленькой птички сплетено из травинок, в нём два яичка величиной с горошину. Но смелости этой птицы можно позавидовать: она бесстрашно нападает даже на змей, вонзая свой длинный острый клюв в нос или глаз противника,   если враг подберётся к гнезду.                                       

 

 
*
 
её пёрышки *             
*
* * * *      на драгоценныё камни
так не умеет
*
* * * * * 
 
*
 
если враг * * *
*
* * * * * *   к гнезду
в нос или глаз * 
*
* * * * * * * *
 
*
 

 

                                                                                                          Ответ: колибри
(задание второй команде)
                      Современники динозавров, они не любят солёной морской воды, а водятся только на берегах тёплых рек, прудов и озёр. Свой водоём это животное держит в чистоте, убирая со дна ил или грязь. А если пруд обмелел, то он его углубляет В воде они подстерегают свою добычу: птиц, рыб, животных, пришедших на водопой. А на берегу нежатся на солнце, дремлют и выводят потомство Заботливая мамаша делает холмик из травы, выкладывает туда яйца и два месяца лежит возле своего гнезда. малыши рождаются 20-30 сантиметров. Сразу после рождения мать уводит их на мелководье и зорко следит за ними. Живёт это животное 60-80 лет, тело достигает длиной 5-7 метров, а во рту у него много острых зубов, которые постоянно обновляются.    
                                                                   

 

 
*
 
             
*
 
сразу после   *
*
* * * * * *    мать уводит …
 
*
 
у него много 
*
* * * * *     зубов 
 
*
 
 
*
 
заботливая мамаша делает *
*
* * * *   из травы

 

                                                                                                      Ответ: крокодил
 
9   Конкурс «Чудесное превращение»
               Бывает так, что мы думаем одно, а получается совсем другое. Так и у нас в джунглях, мы думаем, это один зверь, а глядь, это совсем и другой.
                               Что случилось? Что случилось?
                                Коза вдруг в волка превратилась!
                                Разве может это быть?
                                Да, если букву заменить.                               
                        И заканчивает наше путешествие по джунглям чудесное превращение одного животного в другое путём сиены одной буквы на другую
 

К О З А

 
 
 
какое-либо положение
 
низ пальто
 
тысяча солдат
В О  Л К
 

 

Ответ: коза – поза; поза – пола; пола – полкполк– волк
 
 
1.      Подведение итогов игры, награждение победителей
                   Вот и закончилось наше путешествие по джунглям. Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное. До новых встреч в удивительном мире природы и русского языка!
 
Внеклассное занятие
по русскому языку «Зов джунглей»
Цель мероприятия: расширить словарный запас учащихся, звания о природе, прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к русскому языку, развивать внимание, речь, мышление, память, логику;
Оборудование: нагрудные различительные знаки животных,; картинка берёзы (с другой стороны пальмы) и сосна (с обратной стороны лиана); таблички разделов русского языка; карточки с заданиями, бананы и кости;
 
Ход игры:
      1. Активизация внимания    (Вступительное слово ведущего)
                     Что у нас тут приключилось?                    
                      Берёза в пальму превратилась! (переворачивает картинку)
                     Сосна в лиану с тот же час (переворачивает картинку)
                      И позвали в джунгли нас!
 
                      Есть крокодил тут, как ни странно,
                      Есть кенгуру, есть обезьяна,
                      Других зверей немало тут,
                      В общем, джунгли нас зовут.
        2. Деление на команды:    (дети отгадывают загадки; кто отгадал,
                                                      тот и   становится этим животным)

               

Хищники:                                                    
 *    В гости что-то зачастил, 
       К нам зелёный …      (крокодил)
 *    Веселится, как ребёнок,
      Царь зверей, задорный … (львёнок)
 *   В джунглях, братцы, знает толк,
      Злой, голодный серый … (волк)
 *    Где-то прячется в лесах,
      Очень хитрая … (лиса)
*   Готов для интеллектуальных игр
     Суровый, справедливый …(тигр)
*    Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»
     Потому что это … (рысь)
*    Пришёл в гости, стал реветь
      Невоздержанный … (медведь)
 
               Травоядные
* Сюда из джунглей по утру,
Прискакала … (кенгуру)
* Такая красивая, без изъяна,
 Шаловливая и весёлая …(обезьяна)
* Перенёс огромный шкаф
Замечательный … (жираф)
* К нам пришёл сегодня он –
       Большой и сильный, добрый (слон)
     *   В пустыне любит тяжкий труд
          Наш выносливый … (верблюд)
*   Кто всегда в тельняшке ходит,
В гости (зебра) к гам приходит.
     *   К нам пришёл, разинув рот,
          Большой, огромный… (бегемот)

    

         3. Объявление темы и цели занятия
   Сегодня мы с сами отправляемся в джунгли! Но это необычные джунгли, джунгли русского языка. Мы побываем в этих непроходимых лесах, понаблюдаем за животными, их повадками, подсмотрим. как они живут, а заодно и повторим русский язык и узнаем его разделы..    Итак,  
ДЖУНГЛИ   ЗОВУТ!
 
           4. Конкурсная программа
     ФОНЕТИКА
       Первый раздел русского языка – фонетика. Это наука о звуках – фонемах. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных.                
       Мы оказались с вами в джунглях, ещё ничего не видим, но звуки животных слышим и довольно странные звуки.
                      Какой-то зверь со свистом убегает,
                      Его другой зверь с криком догоняет.
                      Кто кого тут победит?
                     Смекалистый и будет впереди!
                                  1. Конкурс «Догонялки»   (аукцион звуков)
               По очереди команды, догоняя друг друга, называют звуки, которые произносят животные.
                В русском языке такие слова называют «звукоподражательными». Например, кар-кар,    гав-гав и т. д.
 
                                  2   Конкурс «Чей голос лучше?»  
            Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии пока. Может быть вам это удастся, когда вырастете, а пока…
                   Слышны звуки тут и там.
                    Кто-то рыщет по кустам.
                   Тот поёт, а тот кричит,
                    В джунглях зверь. Он голосит!
            Ваше задание – написать, кто как поёт.

                 Голубь - … (воркует)                  Собака - … (лает)
                 Филин - … (ухает)                       Лягушка - … (квакает)
                 Глухарь - … (токует)                  Коза - … (блеет)
                 Утка - … (крякает)                     Свинья - … (хрюкает)
                 Гусь - … (гогочет)                       Конь - … (ржёт)
                 Лиса - … (тявкает)                      Медведь - … (рычит)                
 

 
 
ГРАФИКА
          Очень тесно с фонетикой дружит графика - второй раздел нашего языка. (вешается табличка). Это наука о буквах русского языка. Букв в нашем алфавите 33:    10 гласных, 21 согласная и 2 буквы, которые не обозначают звуков.
                     Ох, какой у нас изъян!
                      В джунглях зверь попал в капкан
                      Как могло это случиться?
                      Надо бы из буквенного капкана освободиться!
                                              3 Конкурс «Капкан»    (ребусы про животных)
 
4        Конкурс «Один прыжок»
             Мы продолжаем путешествовать по джунглям. В один прыжок, при помощи только одной буквы мы попытаемся с вами разгадать загадки тропиков.
                       Ах, какая незадача!
                       В джунглях зверь сидит и плачет
                       В слове ищет букву он.
                       А терзаний – миллион!
             Следующий конкурс очень прост. Называется он «Один прыжок» Вам надо изменить всего одну подчёркнутую букву в слове, чтобы получилось название животного, птицы, рыбы, насекомого.
             корж - … (морж)                 майка - … (зайка)             дом - … (сом)
             палка -… (галка)                  крыша - … (крыса)           лук - … (жук)
             булка - … (белка)                 баран - … (варан)              сам - … (сом)
             коса - … (коза)                     маки - … (раки)                 кит - …(кот)
            клон - … (слон)                     мушка - … (мышка)           лес - … (лев)
 
 
       ЛЕКСИКА
            Третий раздел русского языка – лексика. ( вешается табличка). Это все слова, которые есть в русском языке. Толковый словарь Ожегова насчитывает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля около 50 тысяч слов. По исследованиям учёных мы знаем и употребляем в речи всего только несколько тысяч слов. Как много слов ещё нам с вами предстоит узнать, запомнить и начать употреблять их в своей речи.
5 Конкурс: «Джунгли ли это?»
       А правда ли, что мы с вами попали в джунгли? Что такое джунгли? Это тот же лес, но только в Африке, в Индии, в Америке, только непроходимый. Что и кого мы можем тут встретить?
                      Ох, и трудная работа.
                       На рассказ пошла охота.
                       Как бы нам не прогадать,
                       Все ошибки разгадать!
        Вам предлагается текст, в котором есть фактические ошибки, их надо найти и исправить.
                 Джунгли – это бескрайний вечнозелёный океан России. Здесь много тепла, воды и снега. Растения здесь цветут, плодоносят только зимой (круглый год). Нередко на одном дереве можно увидеть сразу бутоны, цветы и спелые плоды. Джунгли поражают своей бедностью (богатством) растительности. В траве можно не увидеть друг друга, так как трава достигает 10 метров. Здесь же растёт трава – банан, карликовая берёзка и саксаул.   В джунглях можно встретить стаи термитов, зайцев, львов, гепардов, леопардов, обезьян,  соболей и белок. Из шкурок этих животных местные жители шьют шубы и шапки. В глухих труднодоступных лесах обитают огромные звери с ветвистыми рогами – северные олени и лоси. Их шкура ценится из-за превосходного меха. Там, где есть вода, можно встретить стада огромных бегемотов и кровожадных крокодилов.
 
6 Конкурс «Звери как люди»
              Знакомимся ближе с обитателями джунглей. Вы, наверняка, замечали, что иногда называют человека животным: надутый как индюк, упрямый как баран и т.д.
                           Индюк надутый всем знаком,
                           Но дружат в сим, едва ли,
                           Не важничай, чтоб индюком
                           Тебя не называли.
              Если вы правильно напишете названия животных, то узнаете, как в русском языке называются слова, сравнивающие людей с животными.                                                                                              
                                                         Трусливый, как
*
 
 
 
 
                                                    Голодный, как
                                                  Преданный, как
 
*
 
 
 
 
*
 
 
 
 
 
                 Грязный, как
                Зубастый, как
 
 
 
 
 
 
*
 
 
 
 
 
 
 
 
 
*
 
 
                                                  Трудолюбивый, как
*
 
 
 
 
 
 
                                                         Тихий, как
 
*
 
 
 
Задание болельщикам:
хитрый, как … (лиса)                                        хищный, как … (акула)
беспечный, как … (стрекоза)                           болтливый, как … (сорока)
вольный, как …(птица)                                     выносливый, как … (лошадь)
мудрый, как… (ворон)                                      холодный, как … (лягушка)
верный, как … (лебедь)                                    гримасничающий, как … (обезьяна)
пёстрый, как … (павлин)                                  колючий, как … (ёж)
тощий, как … (глиста)                                      толстощёкий, как … (хомяк)
косолапый, как … (медведь)                            желторотый, как … (цыплёнок)
быстрый, как … (олень, лань)                          прилипающий, как … (пиявка)
            Как называются такие слова в русском языке?   (Зоонимы)
 
Ответы:    заяц, волк, собака, поросёнок, крокодил, муравей, мышь –
                                                              зоонимы
 
 
        
МОРФОЛОГИЯ
                 Мы переходи к следующему, четвёртому, разделу русского языка – морфологии (вешается табличка).  Этот раздел изучает части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д.
7 Конкурс «Заросли лиан»
                    В джунглях, знает и профан,
                    Всюду заросли лиан.
                    Так что с духом соберись,
                    Сквозь лианы проберись!
              Много лиан в джунглях, а в джунглях русского языка их тоже хватает. На первый взгляд вроде одинаковые слова по звучанию и написанию, но если к ним внимательней присмотреться, они неодинаковые. Такие слова в русском языке называют омонимами. Это разные части речи. Подпишите их в выделенных словах
 

1. Однажды кот подкрался
                                          к попугаю:
«Сейчас я тебя, братец, попугаю
2. Медведь в лесу, не зная правил,
   Однажды мотоциклом правил.
3.. На полях, не скошенных косой
   Всё утро дождик шёл косой.
4. Весной небо голубей,
   И развёл я голубей.
5. Иди домой,
     Но сначала коридор домой!  
                        
 1.. Бабка Дарья холст чернила,
     Внучка пролила чернила.
2. Скользнув с небесного стекла,
     Дочь грома на цветок стекла.
3. Деревенский сторожил
    Сад колхозный сторожил.
4 . Стою на нашем берегу,
     Покой границы берегу.
5.. Дым из трубы ползёт, свиваясь в жгут.
      Дрова сегодня зря лисицы жгут.

                

ОРФОГРАФИЯ

 

 

                 Мы переходим к последнему, пятому, разделу русского языка – орфографии (вешается табличка).  Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка. Орфография изучает правописание слов в нашем языке.
8   Конкурс «Узнай по описанию»
                                    Зверюшка хитрая сидит,
                                    Ничего не говорит.
                                    Но мы себя ещё покажем,
                                    На листке её укажем.
              По описанию узнайте существо, которое обитает в джунглях. Если не можете, впишите недостающие слова из текста: каждой точке соответствует буква.
(задание первой команде)
           Сколько чудес в природе! Одно из таких – самая маленькая птичка на земле и самая красивая Её пёрышки похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются и меняют свою окраску. Ни одна птица в мире так не умеет летать: и на боку, и на спине, и хвостиком вперёд. Они, как бабочки могут зависать над цветком и собирать нектар. Это их пища.
           Гнездо маленькой птички сплетено из травинок, в нём два яичка величиной с горошину. Но смелости этой птицы можно позавидовать: она бесстрашно нападает даже на змей, вонзая свой длинный острый клюв в нос или глаз противника,   если враг подберётся к гнезду.                                       

 

 
*
 
её пёрышки *             
*
* * * *      на драгоценныё камни
так не умеет
*
* * * * * 
 
*
 
если враг * * *
*
* * * * * *   к гнезду
в нос или глаз * 
*
* * * * * * * *
 
*
 

 

                                                                                                          Ответ: колибри
(задание второй команде)
                      Современники динозавров, они не любят солёной морской воды, а водятся только на берегах тёплых рек, прудов и озёр. Свой водоём это животное держит в чистоте, убирая со дна ил или грязь. А если пруд обмелел, то он его углубляет В воде они подстерегают свою добычу: птиц, рыб, животных, пришедших на водопой. А на берегу нежатся на солнце, дремлют и выводят потомство Заботливая мамаша делает холмик из травы, выкладывает туда яйца и два месяца лежит возле своего гнезда. малыши рождаются 20-30 сантиметров. Сразу после рождения мать уводит их на мелководье и зорко следит за ними. Живёт это животное 60-80 лет, тело достигает длиной 5-7 метров, а во рту у него много острых зубов, которые постоянно обновляются.    
                                                                   

 

 
*
 
             
*
 
сразу после   *
*
* * * * * *    мать уводит …
 
*
 
у него много 
*
* * * * *     зубов 
 
*
 
 
*
 
заботливая мамаша делает *
*
* * * *   из травы

 

                                                                                                      Ответ: крокодил
 
9   Конкурс «Чудесное превращение»
               Бывает так, что мы думаем одно, а получается совсем другое. Так и у нас в джунглях, мы думаем, это один зверь, а глядь, это совсем и другой.
                               Что случилось? Что случилось?
                                Коза вдруг в волка превратилась!
                                Разве может это быть?
                                Да, если букву заменить.                               
                        И заканчивает наше путешествие по джунглям чудесное превращение одного животного в другое путём сиены одной буквы на другую
 

К О З А

 
 
 
какое-либо положение
 
низ пальто
 
тысяча солдат
В О  Л К
 

 

Ответ: коза – поза; поза – пола; пола – полкполк– волк
 
 
1.      Подведение итогов игры, награждение победителей
                   Вот и закончилось наше путешествие по джунглям. Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное. До новых встреч в удивительном мире природы и русского языка!
 
Прикрепленный файлSize
Зов джунглей - б.doc4.29 MB

»  Размещено в сообществах: