Официальный сайт aquaexpert 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Типы взаимодействия организмов

Фото пользователя Наталия Владимировна Уметчикова
Submitted by Наталия Владимировна Уметчикова on Sat, 31/07/2010 - 18:56
Данные об авторе
Автор(ы): 
Уметчикова Наталия Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №77"г.Саратова, учитель биологии и экологии
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Экология
Цель урока: 
1.рассмотреть типы взаимодействия организмов; познакомиться с понятием - биотические связи; 2.углубить знания учащихся о трофических связях.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

 1.учебник,

2.рисунки с изображением живых организмов,

3.фотографии животных,

4.электронное сопровождение урока в виде презентации.

Краткое описание: 
Ход урока Ι. Организационный момент. ΙΙ. Проверка и учет знаний Фронтальный опрос учащихся: 1. Что такое экологический фактор? 2. Какие факторы среды вы знаете? 3. Что такое абиотические факторы? 4. Какие факторы среды называют биотическими? 5.Какие факторы среды называют антропогенными? Индивидуальная работа у компьютера: ΙΙΙ. Изучение нового материала На предыдущих уроках мы с вами рассматривали взаимоотношения между организмами и средой обитания. Но в природе существуют и такие отношения как Живое – живое. Каждый организм живет в окружении множества других, вступает с ними в самые разнообразные отношения. Как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями, и в конечном счете не может существовать без этого живого окружения. Весь мир животных, грибов и значительная часть бактерий живет за счет тех соединений, которые создаются растениями. Но и растения не могли бы существовать без микроорганизмов, освобождающих минеральные соли из мертвого опада (рис 1), животных – опылителей и распространителей семян, грибов, помогающих питанию корней, или других растений, создающих необходимый микроклимат. Биотические факторы среды – вся сумма воздействий, которые оказывают друг на друга живые существа. Наиболее важными в природе являются трофические связи, т.к. именно они удерживают организмы разных видов друг возле друга, объединяя их в сообщества. Трофические связи: 1.Прямые – непосредственное влияние одного вида на другой другие виды 2.Косвенные – влияние на внешнюю среду или на другие виды Живые организмы поселяются друг с другом неслучайно. Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют типы биотических связей. Типы биотических связей (рассмотрение и заполнение таблицы) Объяснение и одновременный просмотр видеосюжетов. 1.Симбиоз 2.Мутуализм 3.Протокооперация 4.Коменсализм 5.Паразитизм 6.Конкуренция 7.Аменсализм Вывод: Не смотря на разнообразие взаимодействий результат один: 1) обеспечение пищей; 2) изменение среды обитания; 3) расселение видов в пространстве. Связи между организмами сложны и полностью не изучены. Поэтому о результатах неосторожного вмешательства человека в жизнь природы можно только предполагать. Цепная реакция событий возникших при воздействии на какой-либо вид может привести к неожиданным последствиям. ΙV. Закрепление. 1. Раздать карточки с изображением животных и растений. Ребята, посмотрите, кто с кем и в какие взаимоотношения вступает. 2. Вспомните летние наблюдения. Представьте, что вы составляете букеты: в первую вазу поместите только розы; во вторую – только гвоздики; в третью – гвоздики и розы вместе. Какой букет дольше сохранит свою свежесть? Где растения проявят признаки увядания? 3. Тестовое задание на электронном носителе. Д/З §8 Творческое задание: 1.Составьте список организмов, имеющих разного типа экологические связи с берёзой. 2. Каким образом в процессе эволюции могли сформироваться отношения симбиоза?

Типы взаимодействия организмов

Цель урока: рассмотреть типы взаимодействия организмов; познакомиться с
  понятием - биотические связи; углубить знания учащихся о
  трофических связях.
Оборудование: учебник, рисунки с изображением живых организмов, фотографии животных, электронное сопровождение урока в виде презентации.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный с использованием интерактивных методов обучения.
Формы обучения: беседа, рассказ и объяснение.
Ход урока
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Проверка и учет знаний

  Фронтальный опрос учащихся:
  1. Что такое экологический фактор?
  2. Какие факторы среды вы знаете?
  3. Что такое абиотические факторы?
  4. Какие факторы среды называют биотическими?
  5.Какие факторы среды называют антропогенными?
  Индивидуальная работа у компьютера:

ΙΙΙ. Изучение нового материала
На предыдущих уроках мы с вами рассматривали взаимоотношения между организмами и средой обитания. Но в природе существуют и такие отношения как Живое – живое. Каждый организм живет в окружении множества других, вступает с ними в самые разнообразные отношения. Как с отрицательными, так и с положительными для себя последствиями, и в конечном счете не может существовать без этого живого окружения.
 Весь мир животных, грибов и значительная часть бактерий живет за счет тех соединений, которые создаются растениями. Но и растения не могли бы существовать без микроорганизмов, освобождающих минеральные соли из мертвого опада (рис 1), животных – опылителей и распространителей семян, грибов, помогающих питанию корней, или других растений, создающих необходимый микроклимат.
 Биотические факторы среды – вся сумма воздействий, которые оказывают друг на друга живые существа. Наиболее важными в природе являются трофические связи, т.к. именно они удерживают организмы разных видов друг возле друга, объединяя их в сообщества.


Трофические связи

  Прямые – непосредственное влияние одного вида на другой (питание львов живыми антилопами,гиен – трупами зебр)

Косвенные – влияние на внешнюю среду или на другие виды  (конкуренция разных видов за один пищевой ресурс)

 Живые организмы поселяются друг с другом неслучайно. Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют типы биотических связей.



Типы биотических связей




Объяснение и одновременный просмотр видеосюжетов.
Симбиоз – сожительство, при котором оба партнера или 1 из них извлекает пользу от другого. Пример: лишайник. Симбиоз – широкое понятие, включающее варианты. Если присутствие одного вида или популяции благоприятно для другого, но не является обязательным условием существования. То это, протокооперация - на панцирях ракообразных обитают различные кишечнополостные, которые получают пищу, когда его хозяин ловит и поедает других животных, но они могут существовать и отдельно.
Мутуализм – взаимовыгодное сожительство, когда один из партнеров, либо оба не могут существовать без сожителя. Пример: образование микоризы грибов и высших растений, птицы и крокодилы.
Протокооперация - отношения взаимополезные, но не обязательны для обоих видов. Пример: насекомоопыляемые растения и цветковые растения.
Коменсализм - форма взаимодействия между видами, когда один питается за счет другого, не нанося ему никакого вреда.
Нейтрализм - сожительство двух популяций живых организмов, когда ни одна из них не испытывает влияния другой. Пример: белки и лоси живут в лесу и не контактируют между собой.
Хищничество – одна популяция неблагоприятно воздействует на другую в результате прямого нападения, но зависит от другой. У хищников имеются средства овладения, умерщвления и поедания добычи. Пример: у кошачьих – когти, у паукообразных и змей – ядовитые железы и т.д. Кроме животных есть и растения хищники – раффлезия.
Паразитизм - форма взаимоотношений разных организмов, один из которых является паразитом, а другой - хозяином. Паразиты делятся на внутренних (эндопаразиты), которые живут внутри хозяина в органах и тканях человека и животных. Имеют мощные органы прикрепления – присоски, крючья, отсутствуют органы чувств, упрощена пищеварительная система, т.к. всасывание питательных веществ осуществляется всей поверхностью тела. Очень плодовиты. И внешних (эктопаразиты).
- Приведите примеры? Пример: плоские и круглые черви, членистоногие, клещи, клопы, вши.
Паразиты также бывают временными, которые нападают на жертву только для питания (слепни, комары) и постоянными (бычий цепень, свиной солитер). Среди животных паразитов есть и растения паразиты такие как петров крест, повелика.
Конкуренция - любое антагонистическое отношение, связанное с борьбой за существование, за доминирование, за пищу, пространство и другие ресурсы между организмами (видами), нуждающимися в одних и тех же ресурсах.
Аменсализм - форма взаимодействия между популяциями, при которой одна из них подавляет другую без извлечения пользы для себя и без обратного отрицательного воздействия со стороны подавляемой. Плесневый гриб пенициллин – вещество, подавляющее рост бактерий, но бактерии не оказывают влияния на плесневые грибы. При клинических испытаниях пенициллина было выявлено, что при его применении увеличилось число грибковых заболеваний, т.к. в естественных условиях развитие грибов сдерживается присутствием бактерий.

Вывод: Не смотря на разнообразие взаимодействий результат один:
 1) обеспечение пищей;
 2) изменение среды обитания;
 3) расселение видов в пространстве.
  Связи между организмами сложны и полностью не изучены. Поэтому о результатах неосторожного вмешательства человека в жизнь природы можно только предполагать. Цепная реакция событий возникших при воздействии на какой-либо вид может привести к неожиданным последствиям.

ΙV. Закрепление.
1. Раздать карточки с изображением животных и растений. Ребята, посмотрите, кто с кем и в какие взаимоотношения вступает.
2. Вспомните летние наблюдения. Представьте, что вы составляете букеты: в первую вазу поместите только розы; во вторую – только гвоздики; в третью – гвоздики и розы вместе. Какой букет дольше сохранит свою свежесть? Где растения проявят признаки увядания?
3. Тестовое задание на электронном носителе.
Д/З §8
 Творческое задание: 1.Составьте список организмов, имеющих разного типа экологические связи с берёзой.  
  2. Каким образом в процессе эволюции могли сформироваться отношения симбиоза?

 

Прикрепленный файл Size
Типы взаимодействия организмов.ppt 4.33 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн