Елена здравствуйте!
Предлагаю вам вариант тематического планирования. Он расчитан на 28 часов Всемироной истории и 40 Отечественной. Однако хочу заметить, что в любом случае планирование лучше составлять под свой тип ведения урока и психофизические данные. А также с учетом каждого класса и интеллекуального уровня учеников, с опорой на учебно-методические возможности кабинета истории. Еще один вариант, можно вести интегрированные уроки с Всемирной историей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Временных требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе (при учебной нагрузке 2 часа в неделю 40 часов в год).
Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в основной школе:
- ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития человечества, многообразии форм исторического бытия и деятельности людей в среднее века;
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории и современности;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей в средние века), применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- формирования ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в среднее века, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
-развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, воспитание уважения к истории средних веков, культуре народов средневековой Европы.
Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.
Учитель имеет возможность выбрать ту форму урока, которая является наиболее целесообразной для данного класса: традиционный урок, урок изучения нового материала; урок-практикум, урок-семинар, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-игру и т.д.
В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей истории, лучшей познавательной деятельности учащихся.
Для преподавания истории средних веков в 6 классе применяется следующая учебно-методическая литература:
1. История средних веков. Р.В.Агибалов, Г.М.Донской. Учебник Москва, «Просвещение», 2002г.
2. История средних веков. В.Е.Степанов. Хрестоматия в 2 частях. Москва, «Просвещение», 1999г.
3. Рабочая тетрадь по истории средних веков. Р.В.Агибалова. Москва, «Просвещение».2002г.
В основу преподавания курса истории средних веков положена программа по истории составитель Л.Н.Алексашкина Москва, «Дрофа», 2000г.
Основные блоки курса истории средних веков для 6 класса
№п.п.
|
Название раздела, тем
|
1.
|
Введение 1 ч
|
2.
|
Рождение средневековой Европы 5 ч
|
3.
|
Византия и православный мир на перекрёстке миров и 2 ч
Цивилизаций
|
4.
|
Мир европейского средневековья 5 ч
|
5.
|
Средневековый Запад в 11-15 вв. 5 ч
|
6.
|
Культура Западной Европы в средние века 1 ч
|
7.
|
Мир кочевников: арабы и монголы в средние века 1 ч
|
8.
|
Земледельческие цивилизации за пределами средневековой 3 ч
Европы
|
9.
|
Взаимоотношения цивилизаций Европы и Ближнего 3 ч
Востока в средние века
|
10.
|
Итоговое повторение 2 ч
|
11.
|
Всего 28
|
Обязательный минимум содержания курса истории средних веков
Учащиеся должны:
Называть хронологические рамки средневековья.
Называть:
- имена наиболее известных правителей; общественных и религиозных деятелей; первооткрывателей, ученых, представителей духовной, художественной культуры средневековья;
- участников и результаты наиболее значительных социальных, религиозных движений в средние века.
Показывать на исторической карте местоположение государств средневекового мира.
Описывать занятия и образ жизни людей в средневековых обществах Европы и Востока.
Составлять описание средневековых памятников: жилых и общественных зданий, храмов; предметов быта; произведений искусства.
Называть характерные, существенные черты:
- политического устройства средневековых обществ в Европе и на Востоке;
- социального положения людей в средние века (правителей, знати, подданных, свободных и зависимых);
- представлений средневекового человека о мире; религиозных воззрений, ценностей, господствовавших в средневековых обществах.
Объяснять значение понятий: аграрное общество, натуральное хозяйство, община, феодальные отношения, сословие, иерархия (феодальная, церковная), монархия, политическая раздробленность, централизованное государство, Возрождение, гуманизм.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к тематическому планированию. 6 класс
Модульный курс. В основе поурочная разработка А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России» и Р.В.Агибалова, Г.М.Донского «История средних веков»
История России. 6 класс.
Рабочая программа по истории для 6 класса составлена на основе Временных требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе (при учебной нагрузке 2 часа в неделю 68 часов в год).
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившееся сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Планирование по истории в 6 классе составлено на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программе основного общего образования по истории. Программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой (15,7 % от общего объема учебных часов). Пользуясь примерной программой, учитель самостоятельно структурирует учебный материал в рамках основных тематических блоков, установленных ею, определяя последовательность изучения этого материала.
Календарно-тематическое планирование по истории России в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, национальными традициями применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе.
Тематический план составлен в соответствии с нормативными документами:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Приказ Министра образования и науки А.А. Фурсенко «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2009/10 учебный год"
Для работы по данному тематическому планированию используются следующие учебные пособия:
Данилов А.А., Косулина Л.Г. Учебник для 6 класса общеобразовательных учебных заведений.- Просвещение 2007
Серов Б.Н., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории России для 6 класса
№ урока
|
Дата
|
Тема урока
|
Домашнее задание
|
Глава 1. Русь Великая 9 часов
|
|
1
|
|
Восточные славяне
|
|
2
|
|
Соседи восточных славян
|
|
3-4
|
|
Формирование Древнерусского государства
|
|
5
|
|
Первые киевские князья
|
|
6
|
|
Владимир Святославович. Принятие христианства
|
|
7
|
|
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
|
|
8
|
|
Культура Древней Руси
|
|
9
|
|
Быт нравы Древней Руси
|
|
10
|
|
Обобщение Русь Древняя
|
|
Глава 2. Политическая раздробленность на Руси 9 часов
|
|
11
|
|
Начало раздробления Древнерусского государства
|
|
12
13
|
|
Главные политические центры Руси
|
|
14
|
|
Нашествие с Востока
|
|
15
|
|
Борьба Руси с западными завоевателями
|
|
16
|
|
Русь и Золотая Орда
|
|
17
|
|
Русь и Литва
|
|
18
19
|
|
Культура русских земель в 12-13 веках
|
|
20
|
|
Обобщение
Политическая раздробленность на Руси
|
|
Глава 3. Русь Московская 18 часов
|
|
21
|
|
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.
|
|
22
23
|
|
Москва- центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.
|
|
24
|
|
Московское княжество и его соседи в конце 14- середине 15 века
|
|
25
|
|
Создание единого Русского государства и конец ордынского 6владычества
|
|
26
27
|
|
Московское государство в конце 15-начале 16 века
|
|
28
|
|
Церковь и государство в конце 15- начале 16 века
|
|
29
30
|
|
Обобщение Формирование централизованного государства
|
|
31
|
|
Реформы Избранной рады
|
|
32
|
|
Внешняя политика Ивана 4
|
|
33
|
|
Опричнина
|
|
34
35
|
|
Просвещение, устное народное творчество, литература в 14-16 веках.
|
|
36
37
|
|
Архитектура и живопись в 14-16 веках
|
|
38
|
|
Быт 15-16 веков
|
|
39
|
|
Обобщение Русь Московская
|
|
40
|
|
Итоговый урок с древнейших времён до конца 16 века
|
|
|