Вы не зарегистрированы

Авторизация



Декоративно-прикладное искусство ( кружковая работа)

Submitted by Наталия Юрьевна Павлова on вс, 01/08/2010 - 14:12
Данные об авторе
Автор(ы): 
Павлова Наталия Юрьевна
Место работы, должность: 
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №50" города Саратова , учитель начальных классов
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
1 класс
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Предмет(ы): 
Искусство
Цель урока: 
Цель и задачи: 1.Познакомить с новым видом народного искусства – золотой хохломой. Дать некоторые сведения о промысле. Учить различать и называть предметы с хохломской росписью. Закрепить знания о том, что хохломские предметы из дерева расписаны растительным узором (ягоды, цветы, листья, усики, травка на большом завитке – криуле), что мастера используют определённые цвета (золотой, красный, чёрный и немного зелёного). Формирование умения работать концом кисти. 2. Развитие внимания, образного мышления. 3. Воспитание нравственно-эстетических чувств.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемая методическая литература: 

1. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию. лепке , аппликации. Конспекты занятий.-М.: "Издательство Скрипторий 2003", 2008
2.Наглядно-дидактическое пособие Хохлома.Издательство "Мозаика-Синтез",2007

Используемое оборудование: 

1. Аудио-видео-аппаратура
2. Изделия хохломских мастеров
3. Мольберт
4. Краски (гуашь)
5. Папка для акварели
 

Краткое описание: 
Данное занятие может быть использовано воспитателями, учителями начальной школы, учителями ИЗО, педагогами дополнительного образования как на уроке, так и во внеклассной работе.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

                      Ход занятия.

I. Организация детей.

             Добрый день, мои друзья!

             Новой встрече рада я!

 

II. Актуализация знаний.

     Рассказ педагога.

 

  Недалеко от города Нижний Новгород находится село Хохлома. Отсюда и началось происхождение хохломского промысла. Большую часть занимали дремучие леса, и особенно много леса шло на изготовление деревянной посуды – ложек, чашек, туесов, братин. (Туес – цилиндрический сосуд из бересты для хранения жидкости, сверху закрывается крышкой с ручкой; братина – сосуд для напитков, выточенный из дерева, имеет округлую форму.)

 

Все предметы вытачивали из дерева липы. На эти пахнущие деревом изделия так и просится яркий цветочный узор, который хохломские мастера увидели в лесу, на лугу. Это веточки, цветы, ягоды, листья, украшенные тонкими лёгкими травками, ресничками, завитками, усиками.

 

 Но прежде заготовки надо подготовить: просушить, покрыть металлическим алюминиевым порошком, расписать красками и поставить в печь для обжига. Краски становятся яркими, звучными, а серебряный порошок превращается в золотой, поэтому эту роспись ещё называют Золотой хохломой. Золочение изделий из древесины было заимствовано у иконописцев.

 

  Деревянная посуда с древних времён была в повсеместном употреблении: деревянную ложку миской можно было увидеть на столе богатых бояр, бедных крестьян, и даже в царском обиходе. Из дерева на токарном станке вытачивали различные чаши, миски, но больше всего требовалось ложек. На стол можно было поставить одну чашку с кашей, но ложка требовалась каждому едоку.

 Самой почётной посудой на столе была солонка, потому что хлеб и соль всегда рядом, и мастера старались украсить её очень красиво. Среди праздничной посуды выделялись сосуды, в которых подносились к столу напитки, -- ковшики, братины.

 

В хохломской росписи художник использует масляные жаростойкие краски 4-х цветов: чёрную, жёлтую, красную и немного зелёной. А кисточку он делает сам из беличьего хвоста.

 

Гибкими мазками создаётся «травный» орнамент. Травинки образуют «древко» - дерево жизни, «криуль».  По старинным преданиям считалось, что именно с такого дерева началась жизнь на земле.

      

  Рассматривание изделий мастеров Хохломы.

 

III. Пальчиковая физминутка.

   Кулачок-ладошка (3 раза)

  Я иду как кошка.

 

  Две весёлые лягушки

  Ни минуты не сидят.

 Ловко прыгают подружки,

  Только брызги вверх летят.

 

IV. Рисование травного элемента – криуля по образцу учителя. Роспись горшочка.

   Криуль состоит из травинок, осочек (более тонкие), капелек. Которые вместе составляют небольшие кустики.

V. Итог занятия.

      Хохломская роспись –

      Алых ягод россыпь,

     Отголоски лета в зелени травы,

     Рощи, перелески, шелковые всплески

     Солнечно-медовой, золотой листвы!

     Роспись хохломская, словно колдовская,

    В сказочную песню просится сама,

    И нигде на свете нет таких соцветий,

    Всех чудес чудесней наша Хохлома!