Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщение и систематизация изученного по теме « Имя прилагательное» в 5 классе

Фото пользователя Марина Чулкова
Submitted by Марина Чулкова on пн, 09/08/2010 - 13:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Чулкова Марина Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ Песковатская СОШ, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Город Москва
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Повторить морфологические признаки прилагательных.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник русского языка для 5 класса .Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Используемое оборудование: 

мультимедиа

Краткое описание: 
Повторительно-обобщающий урок-практикум с элементами игровой технологии.

 

Тема: Обобщение и систематизация изученного по теме « Имя прилагательное»
 
Цель: обобщение , систематизация и закрепление знаний, полученных учащимися при изучении раздела « Имя прилагательное».
Задачи: повторить морфологические признаки прилагательных;
               закрепить умение опознавать прилагательные в тексте, безошибочно писать, находя
               орфограммы;
               соблюдать орфографические, лексические, грамматические нормы при употреблении
               прилагательных;
               развивать внимание, память, мышление, устную речь учащихся и их творческие
              способности, повышать интерес к предмету ;
              воспитывать уважение к русскому языку и носителям языка, воспитывать чувство
              доброжелательности, целеустремлённости.
Оборудование:
 
 
 
Тип урока: повторительно-обобщающий.Урок-практикум
 
Технология: элементы игровой технологии
 
 
 
Ход урока
1.Организационный момент.
 
-Здравствуйте, мои умные, красивые, весёлые ребятки!Я интересная, занимательная, увлекательная часть речи. У меня есть очень нужные слова              
                                                           Их важно применять.
                                                           И с ними станут предложения
                                                           По-новому сверкать!
Вы меня узнали? Кто я, какая часть речи?( Да, вы- имя прилагательное) /Ставлю на стол табличку « Имя прилагательное»/
-Вообще-то, меня зовут Марина Николаевна. Ну, как вы уже догадались, говорить мы будем об имени прилагательном. На предыдущих уроках вы узнали об этой части речи , наверное, что-то новое.Поделитесь со мной знаниями?
2. Определение темы и задач урока.
-Как вы думаете, что мы должны сегодня на уроке повторить об этой части речи?
(ПОВТОРИТЬ морфологические признаки прилагательного)
-Что ещё вы узнали и мы должны повторить?
(
 
Немного истории.
Наши полные прилагательные произошли следующим образом. В древнерусском языке существовало особое указательное местоимение: мужской род – и, женский – я, средний – е. Именительный падеж этого местоимения очень давно исчез из языка, а косвенные его падежи сохранились (с изменениями) и употребляются в современном языке как косвенные падежи местоимения он: его ему, им и т. д. Полные прилагательные произошли путём прибавления к каждому падежу краткой формы прилагательного того же падежа этого местоимения. Впоследствии местоимение слилось с прилагательным в одно слово. Таким образом, в женском роде из молода+я получилось молодая, в среднем роде из молодо+е получилось молодое. Точно так же, но более сложным путём образовались и остальные формы полных прилагательных. Например, в мужском роде в конце кратких прилагательных произносился особый звук, похожий на о и изображавшийся на письме буквой ъ: из формы молодъ+и получилось молодой. Подобным же образом из слияния с местоимениями получились формы других падежей: из молода + его получилось молодого; из молоду + ему получилось молодому и т. д. На образование форм молодого, молодому и т. п. оказали влияние местоимения того, тому.
 
3.Актуализация опорных знаний.
Ø      Психологический настрой и мотивирование на успех в работе
Встаньте в два круга : внутренний и внешний.Повернитесь, пожалуйста друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику.Пожелайте друг другу успехов в работе.
Учитель: Давайте прочтём это стихотворение все вместе:
                                             -Добрый день!- тебе сказали.
                                             - Добрый день !- ответил ты.
                                             Нас две ниточки связали
                                             Теплоты и доброты.
Учитель:Сейчас я вам предлагаю обменяться той информацией,которая у вас уже есть по теме «Имя прилагательное», используя опорные вопросы на экране.
 
/Использование интерактивного метода «Карусель».
Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Не­которое время (30 с) каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга пере­мещаются по кругу к следующему партнеру и проводят опрос./
На слайде вопросы:
-Что такое имя прилагательное?На какие вопросы отвечает?
(Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвеча­ет на вопросы какой?какая?какое? чей?)
Как изменяются имена прилагательные?
(Имена прилага­тельные изменяются по числам, родам (только в единствен­ном числе), падежам.)
С какой частью речи и каким образом согласуются имена прилагательные?
(Имена прилагательные согласуются с име­нами существительными вроде, числе и падеже.)          ,
Какова роль в предложении имени прилагательного? (В пред­ложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми.)
Как правильно определять падежное окончание имен при­
лагательных?
 (Чтобы определить окончание у прилагательных, нужно:
1.Определить, к какому существительному относится прилага­тельное.
2.    Определить род, число и падеж этого существительного и прилагательного.
3.    Вспомнить, какое окончание пишется у прилагательного в этой форме.
4 Подставить для проверки вопросительное слово какой?)
В каких случаях нельзя для проверки использовать вопро­сительное слово какой (Прилагательные мужского в имени­тельном и винительном падеже имеют окончания -ый, -ий,-ой, а отвечают на вопрос какой? И нужно запомнить, что в этом случае нельзя для проверки использовать вопрос какой?)
Какие бывают имена прилагательные по форме?
 (Имена прилагательные бывают полные и краткие.)
Расскажите порядок морфологического разбора имени при­лагательного.
(1. часть речи. Общее значение.
2. Морфологические признаки: начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода), краткая или полная форма, род (в единственном числе), падеж, число.
3 Синтаксическая роль прилагательного.)
 
Учитель:Время вышло.Внешний круг сделает переход по часовой стрелке и проведёт опрос.
Итог:
 
4.Повторение изученного материала.
На ваших столах лежат белые жетоны: за каждый правильный ответ, выступление, какую-либо другую работу вы должны брать себе один жетон, в конце урока вы подсчитаете свои жетоны, их количество поможет оценить вашу работу на уроке.
 
 
Послушайте, как говорит о море А.С. Пушкин в стихотворении «К морю»:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
 Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Найдите в стихотворении имена прилагательные и запишите в тетрадь.
Что можно сказать об отношении автора к морю? Там, где мы живем, нет моря, есть красивая величественная река Волга, матушка-Волга.
А вы любите свой родной город? Опишите его при помощи имен прилагательных, запишите их в свою тетрадь. (Дети записы­вают в тетрадь имена прилагательные.)
Давайте послушаем, что у вас получилось, зачитайте по одно­му прилагательному друг за другом, стараясь не повторять уже про­звучавших признаков. (Каждый ученик называет одно прилага­тельное из записанных в тетради.)
Вот и вы показали любовь к своему родному городу. У каждого человека есть своя Малая Родина, и он ее любит. Не забывайте брать себе белые жетоны, оценивая свою работу.
 
Физкультурная минутка. Упражнение на снятие эмо­ционального напряжения
Учитель: А теперь немного отдохнем. Несколько раз глу­боко вдохните и выдохните: вдох - выдох, вдох - выдох и еще раз вдох - выдох. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь -соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови - рас­сердитесь, наморщите нос - вам что-то не нравится, расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи: вдох -выдох, вдох - выдох.
 
VI. Закрепление
Учитель: На нашем уроке присутствуют необычные гости: яблоко, груша, банан - для каждой группы свой гость.
Посовещавшись в группе, опишите вашего гостя так, чтобы показать, что он лучше других гостей, используйте для этого как можно больше прилагательных.
(Учащиеся совещаются, потом представитель каждой груп­пы описывает своего гостя.)
VII. Игра «Подарок»
Учитель: Я буду показывать предмет, а вы должны описать его, употребив для этого качественное, относительное и притяжа­тельное имена прилагательные, притяжательное прилагательное образуйте от своего имени, например, тетрадь - толстая, школьная, Колина. (Предметы: ручка, краски, маркер, книга, папка, пенал. После того как ученик описал предмет, правильно подобрав прила­гательные, предмет ему дарится.)
VIII. Волшебная шкатулка
Учитель: В волшебной шкатулке лежат сказочные предме­ты с написанными на них прилагательными. Нужно (выходить по одному человеку от каждой группы, друг за другом) взять предмет, перевернуть его, прочитать записанное на нем прилагательное, оп­ределить разряд прилагательного по значению и положить в соот­ветствующую коробку. (Учащиеся выполняют задание.)
Каждая группа получает одну коробку, и вы все вместе прове­ряете правильность выполнения задания. (Группы осуществляют проверку, рассказывают о результатах.)
IX. Итоги урока (рефлексия)
Учитель: Подходит к концу урок. Подумайте и запишите в тетрадь одно имя прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок. (Ученики записывают прилагательное.)
А теперь прочитайте то, что вы написали. (Ученики читают вслух друг за другом.)
 
 
 
Прикрепленный файл Size
Имя прилагательное2003.ppt 4.02 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн