Подготовительна работа с детьми:
а) занесколькоднейдоклассногочасапредложитьдетямответитьнавопросыанонимнойанкеты:
1. Пробовалиливыкурить?
2. Если«да», товкакомвозрасте?
3. Первуюсигаретувыкурили: а) один; б) сдругом; в) вкомпании.
4. Курю:
а) длятого, чтобысчитатьсебявзрослым;
б) закомпанию;
в) радиинтереса.
Затемобработатьрезультатыанкетыиподготовитьинформационныйлисток, которыйследуетповеситьнавидномместевклассе. Пробоваликурить - (количество).
Первуюсигаретувыкурили:
одни - (количество);
сдругом - (количество);
вкомпании - (количество).
Курят, чтобысчитатьсебявзрослыми - (количество).
Курятзакомпанию - (количество,).
Курятрадиинтереса - [количество);
б) предложить 2 ученикамсыгратьроливрачей, чтобызачитать советыкурильщикам, которыерешилиброситькурить;
в) предложить 6 ученикам (4 мальчика, 2 девочки) прочитатьдиалогиизсценария. Детимогутограничитьсяпредложенными репликами, могутдобавитьсвои.
Оформление класса
Передкласснымчасомподготовитькласснуюдоску:
а) написатьтему: «Курение - коварнаяловушка»;
б) нарисоватьтаблицу (колонка«за»будетзаполненавходемероприятия):
«Курение - «за»и«против»
«Против» «За»
Отнимаетжизнь
Добавляетболезни
Отравляеторганизм
Ухудшаетвнешность
Вянеткожа
Сипнетголос
Желтеютзубы
Отнимаетденьги
Отравляетнекурящих
Мешаетработеибизнесу
Причинапожаров
Этонемодно
Запрещенозаконом
План классного часа
1. Информационныйблоковредекурения.
2. Интерактивнаябеседа«Причиныкурения».
3. Дискуссия«Чтодаеткурение?»
4. Выработкаобщегомненияотом, чтотакоекурение.
5. Ролеваяигра«Умейсказать "нет"».
6. Информационныйблок«Советуютврачи».
7. Подведениеитогов (рефлексия).
Ходклассногочаса
I. Информационныйблоковредекурения
Классныйруководитель. Сегоднямыпоговоримовреде курения. Порезультатаманкетывнашемклассепробоваликурить(называетколичество). Большинстворебятпервуюсигаретувыкурилисдругомиливкомпании. Курят, чтобысчитатьсебявзрослыми - (количество). Курятзакомпанию - (количество). Курятради интереса - (количество). Акаквыдумаете, ребята, многолилюдей наземлекурят?
Детивысказываютпредположения.
Поподсчетамученых, каждыйтретийчеловекназемлекурит. Аэтозначит, чтонекурящихлюдейназемлезначительнобольше, чемкурильщиков.
Посмотритенадоску. Нанейязаписалаосновныедоказательства противкурения.
Курениеотнимаетжизнь. Курильщиксокращаетсвоюжизньна 6 лет.
Курениедобавляетболезни. Всеорганычеловеческоготеластрадаютоттабака.
Курильщикив 10-30 разчащеумираютоттакихболезней, как инфаркт, рак, язважелудка.
Длядетейкурениев 2 разаопаснее, чемдлявзрослых. Смертельнаядозадлявзрослогочеловекасодержитсяводнойпачке сигарет, еслиеевыкуритьсразу, адляподростковполпачки. Иногда детиумиралипосле 2-3 сигарет, выкуренныхподряд, отостановки сердца.
Втабакесодержится 1200 ядовитыхвеществ. Самыйстрашныйиз нихникотин, которыйпосвоейядовитостиравенсинильнойкислоте - смертельномуяду.
Ученые, долгоевремяизучавшиекурящихинекурящихшкольников, пришликвыводу, чтоукурильщиковплохаяпамять, слабое физическоездоровье, неустойчиваяпсихика, онимедленнодумают, плохослышат. Дажевнешнекурильщикиотличаютсяотнекурящих: унихбыстреевянеткожа, сипнетголос, желтеютзубы.
Курениеотнимаетнашиденьги, которыеможнобылобыпотратитьначто-тополезное. Ученыеподсчитали, чтокаждыйкурильщик тратитвсреднемпо 2000 рублейвгоднасигареты.
Откурениястрадаютнекурящие. Половинавредныхвеществ, которыеестьвсигарете, курильщиквыдыхает, отравляявоздух. Этим воздухомвынужденыдышатьокружающие, которыестановятсяпассивнымикурильщиками.
Курениемешаетработеибизнесу. Многиекомпанииотказываютсябратьнаработукурильщиков.
Курениестановитсяпричинойпожаров, откоторыхгибнутлюди, уничтожаютсяматериальныеценности.
Курение - этонемодно. Сейчасвмодегладкая, ухоженнаякожа, ослепительнобелыезубы, спортивнаяфигураикрепкиемышцы.
ЕвропаиАмерикаотказываютсяотсигарет. Норвегиятвердо решиластатьнекурящейнацией. НаЗападемолодежьзанимается спортом, ведетздоровыйобразжизни. Вомногихстранахприняты законы, запрещающиеподросткамкурить. День 31 маяобъявленкак
Всемирныйденьбезтабака.
ВРоссиипринятызаконыпротивкурения. Внашейстраненельзя куритьвоДворцахспорта, бассейнах, спортзалах, учебныхимедицинскихзаведениях, санаториях, накурортахитранспорте.
II. Интерактивнаябеседа«Причиныкурения»
Классный руководитель. Ребята, факты, окоторыхмы здесьуслышали, известныкаждомукурильщику. Чтожезаставляетих постояннопокупатьсигареты? Давайтепопробуемзаполнитьколонку «За»нашейтаблички. Итак, почемужевашисверстникикурят? Примерныеответыдетей:
- Закомпанию.
-Излюбопытства.
- Понезнанию.
- Чтобыуспокоитьнервы.
- Чтобыснятьнапряжение.
- Чтобыказатьсястарше, взрослее.
- Чтобыказатьсясовременным.
- Чтобылучшеработалаголова. III. Дискуссия«Чтодаеткурение?»
Классныйруководитель.Каквыдумаете, ребята, неужеликурениеобладаеттакоймагическойсилой, чтоможетсделать человекавзрослым, современным, уравновешенным?
Примерныеаргументыдетей:
- Нет, курящийребеноквсеравновыглядитребенком. Взрослый человек - тот, ктоумеетотвечатьзасвоипоступки.
- Сигаретанеделаетчеловекасовременным. Курилилюдиисто летназад. Адевушкассигаретойвыглядитнесовременно,авульгарно.
- Инервытабачныйдымнеуспокаивает, наоборот, делаетчеловекаболеераздражительным.
- Откуренияголоваработаетхуже, ухудшаетсяпамять. Детимогутиспользоватьаргументыколонки«Против»изтаблицы. Классныйруководитель. Значит, людискрываютотсебя истиннуюпричинукурения. Давайтевсе-такивыясним, вчемжеона состоит?
ЯпрочитаюцитатуизкнигианглийскоговрачаАлленаКарра«Легкийспособброситькурить». Авторкнигисталзнаменитым, придумавсвойспособизбавлениялюдейоткурения. Онназываетсигарету «коварнойловушкой». Воткаконобъясняет, почемулюдипопадают вэтуловушку.
«Никотин - бесцветное, маслянистоевещество, содержащееся втабакеивызывающееукурильщиказависимость. Этотнаркотик вызываетсамоебыстроепривыканиеизвсехизвестныхчеловечеству веществ: чтобыпристраститьсякнему, можетпотребоватьсялишь однасигарета.Каждаязатяжкасигаретойпоставляетчерезлегкиевмозгнебольшуюдозуникотина, действующуюнамногобыстрее, чем, например, дозагероина, которуюнаркоманвводитввену.Если, курясигарету, выделаете 20 затяжек, выполучаете 20 дознаркотика».
Итак, истиннаяпричинакурения - этонаркотическаязависимость.
Большинствокурильщиковвыкуриваетоднупачкувдень. Но, когдаониначинали, тодумали, чтобудутвыкуриватьнебольше 5 сигаретвденьичтосмогутброситьвлюбоймомент.
Пословамученых, половинакурильщиковхочетброситькурить, нонеможет. Онипопадаютвзависимостьотникотина.
IV.Выработкаобщегомненияотом, чтотакоекурение
Классныйруководитель.Итак, ребята, давайтесделаем выводотом, чтотакоекурениеизапишемегонадоске.
Курение - этовреднаяиопаснаяпривычка, коварнаяловушка, никотиноваязависимость.
V. Ролеваяигра«Умейсказать "нет"».
Классныйруководитель. Многиедетиначинаюткурить подвлияниемдрузей. Имнехочетсякурить, ноонинезнают, какотказаться.
Сейчасмысвамипоиграемвигру«Умейсказать "нет"». Вэтойигре мыбудемучитьсяотказыватьсяоттого, чегомынехотимделать.
Кдоскевыйдут 2 ученика. Ониразыграютсценкупредложения закурить. Интереснопосмотреть, ктолучшевсехумеетуговаривать, актоумеетотказыватьсятак, чтобынепоссориться. Всеостальные будутвнимательноследитьзадиалогомирешат, ктопобедилвсловеснойдуэли.
ПервыйдиалогподготовилиМишаиСаша.
Учительдаетдетямкнигу, предлагаяразыгратьдиалоги.
Диалог№ 1
Миша. Давайзакурим!
Саша. Янемогу.
Миша. Почему?
Саша. Родителиувидят.
Миша. Амыотойдемзаугол.
Саша. Мненельзя, уменясердцеболит.
Миша. Нутыженеумрешьотоднойсигареты.
Саша. Аясигаретыбезфильтранекурю.
Миша. Уменясдвойнымфильтром.
Саша. Даяспичкизабыл.
Миша. Уменяестьзажигалка.
Саша. Соседиизоконнасувидят.
Миша. Амыпойдемвподвал. Сашамолчит, незная, чтоответить.
Классныйруководитель.Каквысчитаете, ктооказался сильнеевэтомспоре?
Детисчитают, чтопобедилМиша.
Какэтонистранно, Сашаниразунесказал: «Янехочу». Аведь этогобылобыдостаточно, чтобыМишаотнегоотстал. Ведьесли Мишаегодруг, тоондолженуважатьегожелания. Иначе, окакой дружберечь. ОтговоркиСашисумбурныислучайны. Когдачеловек обосновываетсвойотказтакимобразом, возникаетвпечатление, что онвот-вотсогласится. Есливыдействительнорешилиотказаться, выберитесамоевесомое, свашейточкизрения, объяснениеинастаивайтенанем.
Атеперьдругойдиалог: КатииЛены.
Диалог№ 2
Катя. Уменяестьсигареты, давайпокурим.
Лена. Ой, нет, янемогу!
Катя. Апочему?
Лена. Отменябудетпахнутьтабаком.
Катя. Нуичто?
Лена. Родителиузнают.
Катя. Атыкнимнеподходи.
Лена. Моясобакаучует. Онаневыноситзапахтабака. Яприду домой, онаменяобнюхаетиубежит, ародителиспросят, почемуэто собакаотменяубежала. Потому, чтоякурила.
Катя. Атынадушись.
Лена. Тогдародителиобовсемдогадаются. Катянезнает, чтоещепредложить.
Классныйруководитель.Каквысчитаете, ктооказался сильнеевэтомдиалоге?
Класссчитает, чтопобедилаЛена.
ВэтомдиалогеЛенанастаиваланаоднойверсии, чтородители ееразоблачатвлюбомслучае. ЕслибыКатяпродолжаланастаивать, этобылобынеуважениемксемьеЛены. Поэтомудиалогпрекратился. Теперьпослушаемтретийдиалог: СережииДимы.
Диалог№3
Сережа. На, кури.
Дима. Янебуду.
Сережа. Ачтотогдасюдапришел?
Дима. Простотак.
Сережа. Нутогдаидиотсюда. Димауходит.
Классныйруководитель.Ктооказалсясильнеевэтом диалоге?
Детизатрудняютсяответить.
ВэтойсценкевродебысильнееоказалсяДима, ноемупридется уйтиипотерятьуважениегруппы. Онмогбысказать: «Ужебросил» или«Что-тосейчаснехочется», нораноилипозднонужнобудетзакурить.
Давайтеповторимэтотдиалогпо-другому.
Диалог№ 4
Сережа. На, кури.
Дима. Нехочу!
Сережа. Кури, закомпанию!
Дима. Отстань, курисам, еслихочешь!
Сережа. Ачтотогдасюдапришел?
Дима. Захотелипришел.
Сережа. Нутогдаидиотсюда.
Дима. Нехочу.
Классныйруководитель. ВотсейчасДимаявнооказался сильнее. Нотакможетвестисебятолькочеловек, уверенныйвсебе. Человек, которогоуважаютвгруппе. Грубоедавлениесверстники оказываютчащевсегонатех, когонеоченьуважают. Азачтомогут уважать?
Примерныеответыдетей:
- Заспортивныедостижения.
- Засилу.
- Засмелость.
- Зато, чтохорошоразбираетсявчем-то.
Классныйруководитель.Чтожеделать, еслитыпока неуверенвсебеинеможешьпротивостоятьдавлениютоварищей? Психологидаюттакиесоветы:
- Простосказать«нет»безобъяснения.
- Отказатьсяиобъяснитьпричиныотказа.
- Отказатьсяиуйти.
- Говоритькакзаезженнаяпластинка, навсеуговорыотвечать«нет», «небуду».
- Необращатьвниманиянапредложениязакурить.
- Постаратьсяобъединитьсяскем-то, ктотоженекурит.
- Постаратьсяизбегатькурящихкомпаний.
VI. Информационныйблок«Советуютврачи»длятех, кторешилброситькурить
Классныйруководитель. Ребята, выувидели, чтовнашем классексожалению, естькурильщики. Ихименавсемвамизвестны. Можетбыть, посленашегоклассногочасакто-тоизнихзахочетброситькурить, захочетвырватьсяизэтойковарнойловушки. Мыдолжныпонять, чтоэтотребуеточеньбольшогомужестваисилыволи. Имывседолжныпомочьэтимребятам.
ВРоссиисейчасширитсядвижение«Некурящийкласс», «Некурящаяшкола». Давайтеимыпоборемсязаэтозвание!
Атем, ктовсе-такирешилброситькурить, нашиврачидаютсоветы. Кдоскевыходят«врачи».
«Врач 1 ». Итак, наступилнамеченныйденьивыбольшенекурите. Однакопервые 5-7 днейнужновыполнятьнекоторыенесложныерекомендации, чтобыотказоткуренияпротекаллегче.
«Врач 2 ». Нужнопитьбольшежидкости: воды, соков, некрепкогочаяслимоном (лимонсодержитвитаминС, которыйособенно нужентем, ктобросаеткурить).
«Врач 1 ». Впервыеднивоздержитесьоткурящейкомпании.
«Врач 2 ». Впервыедниешьтебольшекисломолочныхпродуктов.
«Врач 1 ». Каждыйденьсъедайтеложкумеда - онпомогает печениочиститьвашорганизмотвредныхвеществ.
«Врач 2 ». Физкультуранетолькопомогаетотвлечьсяоткурения, ноиочищаетдыхание.
«Врач 1 ». Ежедневнопринимайтедуш.
«Врач 2 ». Ломайтепривычки: курите, например, вопределенномместе, вопределенноевремя, послеопределенныхделит. д.
«Врач 1 ». Вампридетсязаводитьновые«бездымные»привычки. Запишитесьвспортивнуюсекцию.
«Врач 2 ». Всеэтирекомендациинужны, чтобывпервыеже дникакможнобыстрееосвободитьорганизмотникотинаидругих вредныхвеществ.
VII. Подведениеитогов (рефлексия)
Классныйруководитель. Нашклассныйчасподошелк концу. Каквысчитаете, быллиполезнымнашсегодняшнийразговор? Чтоондалвам?
Примерныеответыдетей:
- Яузналотом, чтокурение - этооченьвреднаяиопаснаяпривычка.
- Яузнал, какотказатьсяотпредложениязакуритьинеобидетьдрузейсвоимотказом.
- Яузналспособы, какочиститьорганизмотвредныхвеществ.
- Яузнал, чтокурение - этонаркотическаязависимость, анепросторазвлечение.
- Узнал, чтокурение - этоковарнаяловушка, инивкоемслучае нельзявнеепопадать.
- Очень хочется, чтобынашклассзавоевалзвание«Некурящийкласс».
|