Пояснительная записка.
Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профмастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Эффективное решение проблем современного образования на уровне образовательного учреждения возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования.
В условиях модернизации российского образования, предусматривающей значительные изменения в содержании и структуре образовательного процесса, программа развития становится необходимым условием для достижения нового качества образования, предусмотренного основными нормативно-правовыми документами. Такой программой развития стала программа ГОУ лицей - интерната «Центр одаренных детей» «Школы успеха» на период 2006 – 2010 г.г.
При разработке программы руководствовались результатами:
- проблемно-ориентированного анализа деятельности Лицея за предшествующий период (2002-2005г.г.);
- изучения социального заказа;
- мониторинга образовательной деятельности;
- деловой игры, проведенной в педагогическом коллективе «Модель Лицея будущего»;
- изучения достижений в области педагогики;
а так же:
- Законом РФ « Об образовании»;
- Типовым положением об общеобразовательном учреждении;
- Концепцией модернизации российского образования до 2010 года;
- Концепцией профильного обучения на старшей ступени;
- Уставом ГОУ лицея-интерната «ЦОД»;
- Конвенцией о правах ребенка и другими нормативно-правовыми документами в области образования.
Сегодня ГОУ Лицей-интернат «ЦОД» в соответствии с концепцией модернизации образования осознанно выбирает следующим шагом своего развития создание «Школы успеха».
Решение проблемы разработки модели «Школы успеха» связано с пониманием понятия «успех».
По определению «успех» - удача в каком-либо деле, удачное достижение поставленной цели.
Признание такой удачи со стороны окружающих, общественное одобрение чего-либо, признание чьих-либо заслуг (словарь Ожегова С.И.).
В условиях современного общества гуманистическая образовательная парадигма ориентирует школу на формирование у выпускника позитивных стремлений к достижению успеха, в том числе в интеллектуальном развитии и социально-профессиональном самоопределении. Мы рассматриваем категорию «успеха» не только в разрезе отдельно взятой личности, но и с точки зрения общественных интересов.
Школа успеха - школа, в которой будем учить человека работать над собой, чтобы достичь собственных результатов на благо общества, создавать ситуации успеха.
Реализация программы развития строится на следующих принципах:
- программно-целевого подхода;
- преемственности;
- включения в реализацию программы всех участников образовательного процесса, партнеров Лицея;
- обновления методов обучения, использования эффективных образовательных технологий.
На протяжении трех последних лет педагогический коллектив Лицея работал над темой «Формирование успешной модели ЦОД».
Приоритетными направлениями в работе стали:
- реализация профильного обучения на III ступени;
- формирование творчески активной, психологически комфортной атмосферы;
- развитие ученического самоуправления;
- сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
В Лицее создаются все условия для максимального раскрытия творческого потенциала учащихся, о чем свидетельствуют призовые места на областных и городских олимпиадах по общеобразовательным предметам, олимпиадах при ННГУ «Таланты Земли Нижегородской», «Будущие исследователи», «Знатоки русской словесности и истории», специализированной олимпиаде при ВВАГС, НГПУ, НГТУ, НФ ГУ ВШЭ. За годы существования лицея более 100 лицеистов поступили в ВУЗы по результатам олимпиад различного типа (2 из них в МГУ) (без вступительных экзаменов). Лицеисты ведут большую научно-исследовательскую работу, результаты которой освещаются на ежегодной научно-практической конференции, лучшие работы рекомендуются для участия в городской научно-практической конференции «Эврика». За прошедшие годы из 85 представленных работ 60 были удостоены призовых мест. Трое учащихся Лицея награждены стипендией Президента Российской Федерации.
Педагоги ГОУ лицея –интерната «Центр одарённых детей» ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы. Каждым педагогом в рамках общей методической темы ведется собственное исследование по индивидуальной теме. Результаты этой работы обобщаются на заседаниях методических объединений, публикуются статьи в сборниках и педагогических изданиях. У каждого учителя школы имеется научно-методическая папка (портфолио), в которой собрана по разделам вся информация о деятельности педагога, его достижениях, ходе работы над исследовательской темой.
Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.
Представленный в портфолио материал отражает мою деятельность по созданию такой образовательной среды, в основе которой приоритет отдаётся формированию личностного роста учащихся. Родители предъявляют Лицею заказ на получение детьми качественного образования, создания условий для воспитания личности, успешной в жизненных ситуациях способной к профессиональному самоопределению.
Портфолио состоит из пяти основных разделов.
I. Общие данные об учителе.
II. Результаты профессиональной педагогической деятельности.
III. Научно-методическая деятельность педагога.
IV. Внеурочная деятельность.
V. Учебно - материальная база.
I.Общие данные об учителе. В этом разделе собран материал, отображающий моё становление как педагога: с момента окончания ВУЗа, до сегодняшнего дня: копии диплома о высшем образовании, копии трудовой книжки, грамоты, благодарности и документы о повышении квалификации.
II. Результаты профессиональной педагогической деятельности. В этом разделе дано обоснование выбора УМК, а также анализы выполнения учебных планов и программ по предметам, анализ письменных работ, анализ результатов государственной аттестации, количество участников предметных олимпиад, копии наград лицеистов. Образовательный процесс предусматривает различные формы и методы обучения и воспитания, направленные на развитие личности. На своих занятиях я использую технологии дифференцированного, развивающего, проектного обучения, информационно-коммуникативные технологии, отличительной чертой которых являются особое внимание к индивидуальности школьника, ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.
III. Научно-методическая деятельность педагога. В этом разделе даётся характеристика основным направлениям моей педагогической деятельности. Говорится о развитии системного подхода при изучении истории и обществознания, научению обучающихся не только свободному владению понятиями и терминами, но и умению устанавливать внутренние связи, способности понимать логику законов, закономерностей и процессов. Основными напрвлениями своей деятельности считаю:
1. Научно- исследовательская деятельность.
2. Создание школьного музея.
3. Подготовка учащихся к олимпиадам различного уровня и ЕГЭ по истории и обществознанию.
Кроме того, в этом разделе находится обоснование, цели и задачи моей педагогической деятельности, статьи, выступления на научных конференциях и педагогических советах и методических объединениях.
IV. Внеурочная деятельность. Здесь представлен материал по внеклассной работе: уроки- экскурсии, музейные уроки, классные часы, лицейские мероприятия. Цель воспитательной работы лицея: воспитание духовно богатой, конкурентоспособной и творчески мыслящей личности, с высоким уровнем гражданско-патриотического сознания, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в будущем участвовать в культурном развитии общества. Вся внеурочная деятельность учащихся и педагогов лицея строится на основании традиционных лицейских мероприятий и коллективных творческих дел. При подготовке и проведении мероприятий тщательно продумываются виды и содержание деятельности детей и взрослых, педагогически обоснованные формы проведения, учитывается положительный опыт прошлых лет. В рамках воспитания гражданственности своей главной целью ставлю- воспитание у лицеистов любви к малой Родине. Сельские дети, проходящие обучение в ЦОДе, совсем не собираются возвращаться на село. Поэтому считаю необходимым шире использовать разные формы работы с детьми по воспитанию патриотизма( уроки истории, краеведения, творческие работы, создание школьного музея).
V. Учебно - материальная база. Успех в современном, динамично меняющемся обществе без эффективного использования компьютеров, внесения качественных изменений в организацию и содержание всего образовательного процесса на основе использования компьютерно-сетевых технологий невозможен. Информационные технологии прочно входят в нашу работу, становятся обычным инструментарием как учителей, так и учащихся. Но, активное использование новых технологий требует сбалансированных разумных решений, т.е. не должно наносить ущерб классическим методам обучения, навыкам работы с классическими материалами.
На основании работы, проведённой в течение 2006-2009 гг., можно говорить об эффективности и результативности деятельности. В перспективе необходимо продолжить работу по формированию информационной и проектной культуры как у учителя, так и у лицеистов; особое внимание следует уделить формированию исследовательских навыков у учащихся, несмотря на то, что в последнее время этот вид деятельности потерял свою актуальность, так как формат Единого Государственного Экзамена не предусматривает развитие данных навыков. Кроме того, представляется важным дальнейшее освоение и использование информационных технологий в рамках уроков истории и обществознания.
1.Общие данные об учителе:
1. Кокорина Ирина Николаевна, учитель истории и обществознания.
2. В 1996 году закончила Южно-Сахалинский Государственный Педагогический институт, специальность учитель истории .
3. Педагогический стаж Кокориной И.Н. составляет 12 лет. В Государственном образовательном учреждении лицее- интернате «Центр одарённых детей » работает с 1 сентября 2004 года. Учитель имеет первую квалификационную категорию, которую получила в 2001 и успешно подтвердила в 2005 году.
4. Кокорина Ирина Николаевна награждена:
-Почётной грамотой Министерства Образования Нижегородской области, 2009 год.
- Почётным Дипломом Губернатора Нижегородской области, 2008 год;
-Благодарственным письмом НГАСУ за подготовку победителя городской научно-практической конференции «Эврика», 2006г;
-Благодарственным письмом оргкомитета областной Интернет - викторины «Нижегородский подвиг в истории России», 2005г;
- Благодарственным письмом оргкомитета VIII Всероссийской телекоммуникационной олимпиады юных журналистов, 2007 год;
-Благодарственным письмом Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век», 2008 год;
-Благодарственным письмом Председателя Оргкомитета Всероссийской конференции «Открытие», 2008г;
-Благодарственным письмом председателя Малой академии наук «Интеллект будущего», 2008г;
-Благодарственным письмом председателя избирательной комиссии Нижегородской области, 2008г.
-Благодарственным письмом председателя избирательной комиссии Нижегородской области, 2009г.
Качество выполнения учебных планов и программ.
Для определения качества обученности лицеистов и выполнения государственных программ были проверены классные журналы за три года, а так же календарно-тематическое планирование учителя.
Анализ выполнения учебных планов и программ был сделан на основе следующих показателей:
1.Обеспеченность учителя и лицеистов необходимой литературой (программа, УМК, календарно-тематическое планирование)
2. Соответствие календарно-тематического планирования требованиям государственной программы.
3.Определение количественных показателей выполнения программы (Соответствие количества проведенных уроков числу запланированных в календарно-тематическом планировании)
4.Определение качественных показателей выполнения программы (успеваемость учащихся, качество знаний, объективность оценок)
Преподавание истории и обществознания ведется в соответствии с программой «История и обществознание» для общеобразовательных школ и календарно-тематического планирования учителя Преподавание предметов ведется по следующим УМК:
1.Программы ОУ. История России. 10-11 классы. Москва. Просвещение.2009
2.Программа курса «Всеобщая история. Конец ХIX – начало XXI века». 10,11 класс. Н.В.Загладин, Х.Т.Загладина, «Русское слово», Москва, 2009
3.Программа курса для 8-9 и 10-11 –х классов ОУ. Обществознание. Москва. «Русское слово». 2009
4. Элективный курс: «Мир и человек» 11 класс.Обществознание. Автор состав. Н.В.Кузьмина. «Учитель». Волгоград.2007
5.Факультативный курс: Элективный курс: «Работа с историческими документами» Серия «Профильная школа» Элективные курсы по истории для профильного обучения учащихся 10-11-х классов» Москва. «Глобус», 2007 Авторы-сост: Н.И.Чеботарева.
Учебники:
1. Левандовский. А.А. История России 19-начала 21 века:Уч кл.-М.:Просвещение, 2007.
2. Буганов. История России конец 17-19 век.-М.:Просвещение, 2008.
3.Шестаков История России 20-нач 21 века: 11 кл.-М.:Просвещение, 2007
4. Загладин Н.В. История Отечества 20-начало 21 века.-М. Русское слово, 2004-05.
5. Кравченко А. И. Обществознание: 11 кл. –М.: Просвещение, 2005.
6.Человек и общество: Учебник для 10-11 кл В 2 частях.Ч 2.11 кл../Под ред. Л.Н. Боголюбова. -М.: Просвещение, 2005.
Обеспеченность лицеистов учебниками составляет 100%.
Зам. директора по учебной работе /Марова М.Ю/
Анализ
выполнения учебных планов и программ
по истории России за 3 года.
Год
|
класс
|
Количество часов по плану
|
Количество проведенных часов
|
Не проведенные уроки
|
Причины отставания
|
2006-2007
|
10 а
10 в
10 ж
10 з
|
32
32
32
32
|
34
32
34
32
|
|
|
2007-2008
|
11 а
11 в
11 ж
11 з
|
34
34
34
34
|
33
32
32
33
|
1
2
2
1
|
Праздничные дни, дни здоровья, Всероссийские олимпиады по немецкому и английскому языкам.
|
2008-2009
|
10а
10б
10в
10г
10д
10е
10ж
10з
|
32
96
32
32
64
32
32
32
|
32
94
33
31
66
31
30
29
|
2
1
1
2
3
|
Смена учителя (10з,10д,
10в,10г,10е).Праздничные дни, дни здоровья, промежуточная зимняя и весенняя аттестация.
|
Зам. директора по учебной работе /Марова М.Ю/
Анализ
выполнения учебных планов и государственных программ
по Всеобщей истории
за 3 года.
Год
|
класс
|
Количество часов по плану
|
Количество проведенных часов
|
Не проведенные уроки
|
Причины отставания
|
2006-2007
|
10а
10в
10ж
10 з
|
32
32
32
32
|
29
30
30
31
|
11
12
11
|
Праздничные дни, дни здоровья, Всероссийские олимпиады по немецкому и английскому языкам.
|
2007-2008
|
11а
11в
11ж
11з
|
34
34
34
34
|
32
30
33
33
|
2
4
1
1
|
Праздничные дни, дни здоровья, Всероссийские олимпиады по немецкому и английскому языкам, командировки учителя.
|
2008-2009
|
10а
10б
10д
|
32
64
32
|
31
57
31
|
1
7
1
|
Праздничные дни, дни здоровья, промежуточные аттестации, командировки учителя.
|
Зам. директора по учебной работе /Марова М.Ю/
Анализ
выполнения учебных планов и программ
по обществознанию за 3 года.
Год
|
класс
|
Количество часов по плану
|
Количество проведенных часов
|
Не проведенные уроки
|
Причины отставания
|
2006-2007
|
10 а
10б
10в
10г
10д
10е
10ж
10 з
|
64
64
64
64
64
64
64
64
|
62
55
59
58
60
59
59
56
|
2
9
5
6
4
5
5
8
|
Дни здоровья, Всероссийская олимпиада по английскому языку.
|
2007-2008
|
11а
11б
11в
11г
11д
11е
11ж
11з
|
64
64
64
64
64
64
64
64
|
61
63
60
61
63
66
65
60
|
3
1
4
3
1
4
|
Праздничные дни, дни здоровья, Всероссийские олимпиады по немецкому и английскому языкам, зимняя сессия.
|
2008-2009
|
10а
10б
10в
10г
10д
10е
10ж
10з
|
64
64
64
64
32
64
64
64
|
58
59
61
59
30
55
61
56
|
6
5
3
5
2
9
3
8
|
Смена учителя(10з,10д,10в,10г,10е)Праздничные дни, дни здоровья, промежуточная зимняя и весенняя аттестация, командировка, курсы.
|
Анализ классных журналов (по годам и по предметам ) показал, что учебная программа полностью выполняется в строгом соответствии с учебным планом и государственной программой. Все темы запланированные учителем изучены в полном объеме, в запланированные сроки. Отставаний в прохождении программы нет. В связи с выпадением уроков на праздничные дни, дни здоровья, из-за больничных листов учителя, ежегодно , тематическое планирование корректировалось за счет обобщающих уроков, уроков повторения, уплотнения материала. Таким образом , государственные программы по истории России, всеобщей истории и обществознанию у Кокориной И.Н. за последние три года выполнены на 100%.
Зам. директора по учебной работе /Марова М.Ю/
Качество знаний, умений и навыков учащихся.
Учебный год
|
класс
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
«2»
|
% качества
|
% успеваемости
|
История России
|
2006-2007
|
10а
10 в
10ж
10 з
|
11
12
16
12
|
9
12
8
9
|
-
-
-
1
|
-
-
-
-
|
100
100
100
95,9
|
100
100
100
100
|
Всего:
|
90
|
51
|
38
|
1
|
-
|
98,9
|
100
|
2007-2008
|
11а
11в
11ж
11з
|
13
12
11
6
|
7
13
11
10
|
-
-
-
-
|
-
-
-
-
|
100
100
100
100
|
100
100
100
100
|
|
83
|
42
|
41
|
-
|
-
|
100
|
100
|
2008-2009
|
10а
10б
10в
10г
10д
10е
10ж
10з
|
4
8
12
11
13
18
4
2
|
16
13
9
13
12
9
16
13
|
2
3
1
-
-
-
-
1
|
--
-
-
-
-
-
-
-
|
90,9
87,5
95,4
100
100
100
100
93,7
|
100
100
100
100
100
100
100
100
|
Всего
|
170
|
72
|
101
|
7
|
-
|
95,8
|
100%
|
Итого:
|
343
|
165
|
180
|
8
|
-
|
98,2
|
100
|
Всеобщая история
|
2006-2007
|
10а
10в
10ж
10з
|
16
12
17
13
|
4
12
7
9
|
-
-
-
|
-
-
-
|
100
100
100
100
|
100
100
100
100
|
всего
|
90
|
58
|
32
|
-
|
-
|
100
|
100
|
2007-2008
|
11а
11в
11ж
11з
|
19
22
22
11
|
1
3
-
5
|
-
-
-
-
|
--
-
-
-
|
100
100
100
100
|
100
100
100
100
|
всего
|
83
|
74
|
9
|
-
|
-
|
100
|
100
|
2008-2009
|
10а
10б
10д
|
22
22
25
|
-
2
-
|
-
-
-
|
-
-
-
|
100
100
100
|
100
100
100
|
Всего
|
69
|
69
|
-
|
-
|
-
|
100
|
100
|
Обществознание
|
2006-2007
|
10а
10б
10в
10г
10д
10е
10ж
10з
|
18
21
19
18
23
22
23
18
|
2
2
5
7
-
3
1
4
|
-
-
-
-
-
-
-
-
|
-
-
-
-
-
-
-
-
|
100
100
100
100
100
100
100
100
|
100
100
100
100
100
100
100
100
|
всего
|
186
|
162
|
24
|
-
|
-
|
100
|
100
|
2007-2008
|
11а
11б
11в
11г
11д
11е
11ж
11з
|
20
20
23
21
25
21
21
14
|
-
4
2
3
-
2
1
2
|
-
-
-
-
-
-
-
-
|
-
-
-
-
-
-
-
-
|
100
100
100
100
100
100
100
100
|
100
100
100
100
100
100
100
100
|
всего
|
179
|
165
|
14
|
-
|
-
|
100
|
100
|
2008-2009
|
10а
10б
10в
10г
10д
10е
10ж
10з
|
10
12
18
12
14
17
13
3
|
12
12
4
12
11
0
7
13
|
-
-
-
-
-
-
-
-
|
-
-
-
-
-
-
-
-
|
100
100
100
100
100
100
100
100
|
100
100
100
100
100
100
100
100
|
Всего
|
170
|
99
|
71
|
-
|
-
|
100
|
100
|
Таким образом учащиеся Кокориной И.Н. при 100% успеваемости по трем предметам (Истории России, Всеобщей истории и обществознанию) имеют усредненный результат качества знаний- 99,4 , что является высоким процентом . А так же по данным предметам , в течении трех лет можно проследить стабильность высоких результатов, что говорит о качественном обучении .
Зам. директора по учебной работе /Марова М.Ю/
О качестве знаний, умений и навыков учащихся можно судить по результатам внутришкольного контроля, проводимого по истории России на протяжении трех лет, государственной (итоговой) аттестации выпускников лицея а так же 2-х независимых мониторингов проведенных в 2008-2009 году по истории России.
Для проверки были взяты журналы:
2006-2007 учебный год – 10 «Ж» класс;
2007-2008 учебный год – 11 «Е» класс;
2008-2009 учебный год – 10 «Б» класс.
Анализ письменных работ:
|
2006-2007
учебный год
|
2007-2008
учебный год
|
2008-2009
учебный год
|
Класс
|
10 «ж»
|
11 «Е»
|
10 «Б»
|
Тема письменной работы
|
История России:
«Древняя Русь. Политическая раздробленность.
Монголо-татарское нашествие»
|
Обществознание:
«Повторительно-обобщающий урок по теме «Право»
|
История России
«Новые черты старой России»
|
% выполнения
|
100%
|
100%
|
95,4%
|
% качества
|
95,4%
|
100%
|
95,4%
|
Усредненный балл по классу
|
4,3
|
4,5
|
4,5
|
Таким образом, средний балл за контрольные работы в каждом учебном году составил:
2006-2007 учебный год – 4,3.
2007-2008 учебный год – 4,5
2008-2009 учебный год -4,5.
В результате анализа классных журналов было выявлено, что у Кокориной И.Н. прослеживается планомерная работа по опросу учащихся, о чем свидетельствует накопляемость оценок , как по истории России, так и по Всеобщей истории и обществознанию.
Текущий учет знаний учащихся учителем осуществляется своевременно, в форме устного и письменного опросов, а так же в форме зачетов по изученным темам и промежуточной аттестации , в профильных классах. Текущие, полугодовые, годовые и экзаменационные оценки носят объективный характер.
Зам. директора по учебной работе /Марова М.Ю/
Анализ
результатов государственной (итоговой) аттестации:
В выпускных классах на итоговой аттестации по истории России учащиеся показывают хорошие знания. Процент качества на экзаменах по выбору –100%
Результаты экзаменов:
Учебный год
|
класс
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
«2»
|
% качества
|
% успеваемости
|
История России
|
2007-2008
|
11в
11ж
|
1
4
|
-
1
|
-
-
|
-
-
|
100%
100%
|
100%
100%
|
Всего
|
6
|
5
|
1
|
-
|
-
|
100%
|
100%
|
Обществознание
|
2007-2008
|
11б
11ж
11е
11г
11д
11в
11з
|
7
5
3
3
1
2
-
|
-
-
-
-
5
-
1
|
-
-
-
-
-
-
-
|
-
-
-
-
-
-
-
|
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
|
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
|
Всеобщая история
|
2007-2008
|
11в
|
1
|
-
|
-
|
-
|
100%
|
100%
|
Итого:
|
28
|
22
|
6
|
-
|
-
|
100%
|
100%
|
В ходе государственной (итоговой) аттестации учащиеся И.Н.Кокориной показали хорошие знания по данным предметам. Их ответы были логически выстроенными, аргументированными, доказательными. Лицеисты показали знание фактического материала, высказывали и отстаивали свою точку зрения на те или иные вопросы. 8 учащихся сдавали экзамен в форме реферата, 7 по обществознанию и 1 по Всеобщей истории.
Анализ данного вида работ показал, что выпускники затрагивали в рефератах актуальные проблемы, излагали материал с учетом основных достижений исторической науки, логически грамотно. На защите учащиеся анализировали, доказывали, делали выводы, выделяли главную и второстепенную информацию, отбирали и систематизировали нужный материал, оценивали информацию исходных текстов с точки зрения их важности. Показали умение определять последовательность изложения материала, делать выводы из прочитанного, обобщать факты.
На защите реферата выпускники Кокориной И.Н. представляли информацию исходных текстов в сжатом виде, осуществляя смысловую и языковую компрессию текста. Каждая работа сопровождалась рецензией учителя.
Экзаменационные оценки выпускников лицея соответствовали годовым и текущим оценкам.
Анализ промежуточной лицейской аттестации по окончанию 10 класса, в историко-филологическом и социально-экономическом 10 «д» классах показал следующие результаты:
Анализ промежуточной аттестации:
Учебный год
|
класс
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
«2»
|
% качества
|
% успеваемости
|
История России
|
2008-2009
|
10 «б»
|
10
|
11
|
3
|
-
|
87,5%
|
100%
|
Всего:
|
24
|
10
|
11
|
3
|
-
|
87,5%
|
100%
|
Обществознание
|
2008-2009
|
10 «д»
|
13
|
10
|
2
|
-
|
92%
|
100%
|
Всего:
|
25
|
13
|
10
|
2
|
-
|
92%
|
100%
|
На основании приказа министерства образования Нижегородской области № 445
«Об организации сравнительных исследований уровня и качества предметных достижений обучающихся государственных образовательных учреждений» и графика проведения тестирования, в октябре 2008 года в лицее был проведен мониторинг на выявление остаточных знаний учащихся по 6 предметам, включая и историю России.
В октябре учащиеся 10-х классов, проучившись на этот момент в лицее 1 месяц ,показали следующие результаты:
Класс
|
10а
|
10б
|
10в
|
10г
|
10д
|
10е
|
10ж
|
10з
|
% выполнения работы
|
40%
|
52,8%
|
41,5%
|
41,8%
|
46,8
|
37,3%
|
40,5%
|
42,4%
|
Средний % выполнения работ по истории у учителя Кокориной И.Н. составил 42,3%.
Мониторинг проведенный по концу учебного года, в апреле 2009 показал, что результаты повысились с 42,3 до 82,7.
Оценки полученные учащимися за тестирование:
5
|
4
|
3
|
2
|
83,3%
|
12,9%
|
3,8%
|
----
|
При 100% успеваемости качество составило 96,2%.
71% обучающихся, выполнили работу в интервале от 80-90 %, а 12,4% более 90%.
В октябре же 3,6% учащихся показали знания в интервале 70-80%, и еще 2,4% от 65 до 70%, все остальные в интервале от 20% до 65%(пик приходиться на 40-50% -31,3 % от всех писавших). Анализ двух проведенных мониторингов показал, что учителем истории Кокориной И.Н. проведена большая работа по обучению учащихся, так как при 100% успеваемости , % качества составил 96,2% , а следовательно учитель сумел дойти до каждого учащегося, сумел заинтересовать и увлечь своим предметом всех лицеистов, не зависимо от профиля класса.
Зам. директора по учебной работе /Марова М.Ю/
Количество участников предметных олимпиад (суммарно за последние три года отдельно по уровням).
№ п/п
|
год
|
предмет
|
Результаты олимпиад
|
|
|
|
Лицейский этап (победители)
|
Районный этап (победители)
|
Областной этап (участники / победители)
|
1
|
2007-2008
|
история
|
3
|
3
|
1
|
2
|
2008-2007
|
история
|
3
|
3
|
1
|
3
|
2008-2009
|
обществознание
|
3
|
3
|
1
|
4
|
2008-2009
|
право
|
4
|
1
|
1
|
5
|
2009-2010
|
история
|
3
|
2
|
2/1
|
6
|
2009-2010
|
обществознание
|
3
|
2
|
2/1
|
Количество участников научных конференций и научных обществ учащихся (суммарно за последние три года отдельно по уровням)
Результаты исследовательской деятельности:
Учебный год
|
Городское НОУ
|
Областные конкурсы
|
Всероссийские конкурсы
|
Международные конкурсы
|
2006-2007
|
|
7
|
|
1
|
2007-2008
|
4
|
1
|
2
|
1
|
2008-2009
|
3
|
2
|
126
|
-
|
Исследовательская деятельность:
Учащиеся лицея ежегодно занимаются научной работой, принимают участие, как в городских, так и областных и Российских конкурсах и достигают высоких результатов.
2006-2007 учебный год.
1. VIII ежегодный конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Мемориал»- международный (участник).
2. VIII Всероссийская телекоммуникационная олимпиада юных журналистов- всероссийский(дипломант).
3. Исторический исследовательский конкурс «Моя семья в истории страны»- областной (благодарность).
4. Краеведческая викторина, посвящённая 220-летию светского образования Нижегородской области- областной(участник).
5. Интеллектуальная игра для старшеклассников «Академия школьных наук»- областной(финалист).
2007-2008 учебный год.
1. IX ежегодный конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Мемориал» - международный(поощрительная грамота).
2. Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»- федеральный(участник).
3. Московская Интернет-викторина по законодательству и праву «Закон и порядок»- федеральный(12 участников).
4. Конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»- областной (участник).
5. Конференция НОУ «Эврика» - городской( призёры- 2- 2-х места и 2- 3-х места).
6. Конференция НОУ «Эврика»- лицейский (7 призёров).
2008-2009 учебный год.
1. Заочный конкурс «Познание и творчество» - федеральный(участник).
2. Московская открытая викторина по истории России «И грянул бой…», посвящённая 300-летию Полтавской битвы( on- line)- федеральный ( 22 участника 10-Б, 19 участников 10-Д).
3. Московская открытая викторина по законодательству и праву «Закон и порядок»( on- line) – федеральный (22 участника10-Б, 19 участников 10-Д).
4. Московская открытая викторина по истории II мировой и Великой Отечественной войн, посвящённой 64-ой годовщине Победы ( on- line)- федеральный ( 22 участника 10-Б, 19 участников 10-Д).
5. Конференция «Жизнь провинции как феномен духовности» (к 190 - летию П.И.Мельникова -Печерского) – областной(участники) .
6. Конференция НОУ «Эврика» - городской (призёр- 2 место).
7. Конференция НОУ «Эврика»- лицейский ( 5 призёров).
Научно- методическая деятельность педагога.
В 2005 году ГОУ Лицей-интернат «ЦОД» в соответствии с концепцией модернизации образования осознанно выбирает следующим шагом своего развития создание «Школы успеха».
Решение проблемы разработки модели «Школы успеха» связано с пониманием понятия «успех».
По определению «успех» - удача в каком-либо деле, удачное достижение поставленной цели.
Признание такой удачи со стороны окружающих, общественное одобрение чего-либо, признание чьих-либо заслуг (словарь Ожегова С.И.).
В условиях современного общества гуманистическая образовательная парадигма ориентирует школу на формирование у выпускника позитивных стремлений к достижению успеха, в том числе в интеллектуальном развитии и социально-профессиональном самоопределении. Мы рассматриваем категорию «успеха» не только в разрезе отдельно взятой личности, но и с точки зрения общественных интересов.
Школа успеха - школа, в которой будем учить человека работать над собой, чтобы достичь собственных результатов на благо общества, создавать ситуации успеха.
Реализация программы развития строится на следующих принципах:
- программно-целевого подхода;
- преемственности;
- включения в реализацию программы всех участников образовательного процесса, партнеров Лицея;
- обновления методов обучения, использования эффективных образовательных технологий.
Особенностью обучения в Лицее является профильный характер 10-х и 11-х классов. Для реализации профильного обучения в Лицее заключены договоры с Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Нижегородским государственным педагогическим университетом им. М. Горького (НГПУ), Нижегородским государственным лингвистическим университетом им. Н.А. Добролюбова (НГЛУ), Нижегородским государственным техническим университетом (НГТУ), Нижегородским филиалом государственного университета высшей школы экономики (НФ ГУ ВШЭ), Нижегородской государственной медицинской академией.
Методическое объединение учителей истории и обществознания в рамках реализации программы «ЦОД- школа успеха» в 2009-2010 учебном году выбрало тему « Самоопределение, саморазвитие, самореализация личности учащегося и педагога через систему дифференциации, интеграции и гуманизации образования».
Цель: Создание условий для самоопределения, саморазвития, самореализации.
Задачи:
1. Повышение качества обучения
А) через использование наиболее эффективных методов и технологий.
Б) через создание интегрированных курсов и программ с учётом специализации ЦОД.
2. Повышения качества преподавания через изучение и обобщение передового педагогического опыта, участия в семинарах, совещаниях, творческих мастерских и работы по самообразованию
3. Совершенствование воспитательного процесса через возрождение духовности, нравственности, патриотических чувств.
Каждый член методического объединения ежегодно выбирает тему самообразования. Моей темой самообразования на 2009-2010 учебный год стала- «Развитие навыков, умений учащихся при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию ».
Главными направлениями своей работы я выбрала:
1. Научно- исследовательская деятельность.
2. Школьный музей.
3. Подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию.
1. Научно- исследовательская деятельность.
ГОУ лицей – интернат «ЦОД» имеет статус областного учреждения, реализующее программы среднего (полного) общего образования, программы повышенного уровня, программы дополнительного образования. Лицей участвует в реализации областных программ «Педагогические кадры», «Нижегородский край в ХХI веке», «Одаренные дети», «Сельская школа».
Лицеисты ведут большую научно-исследовательскую работу, результаты которой освещаются на ежегодной научно-практической конференции, лучшие работы рекомендуются для участия в городской научно-практической конференции «Эврика».
Особенностью нашего лицея является то, что в нём учатся и живут дети со всей Нижегородской области, поэтому особую роль в исследовательской работе мы уделяем историческому краеведению
Историческое краеведение является эффективным средством обучения и воспитания подростков. Интерес к родному краю- неотъемлемая часть человеческого сознания, позволяющая понять окружающий мир и место человека в нём.Стремление молодёжи докопаться до корней проявляется сегодня всё отчётливее, и краеведение является одним из ведущих направлений деятельности нашего лицея «Центр одарённых детей», в котором обучаются и проживают дети со всей Нижегородской области.
Нижегородская земля уникальна. Много «белых пятен» в истории Нижегородской области ждут своего заинтересованного исследования.
Основными задачами, которые я ставлю в работе над этим направлением, являются:
1. Познакомить учащихся с историей Нижегородского края и помочь им осмыслить связь истории с настоящим.
2. Научить лицеистов объективным методам краеведческого исследования.
3. Объединить усилия родителей, педагогов в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Спектр тематики исследовательских работ по краеведению разнообразен:
1. Это «написание» истории своей семьи, своего рода. Многие лицеисты приходят с уникальным материалом, которые они начали собирать ещё в своих школах, у нас этот материал превращается в большие труды , такие как «История семьи в истории страны». В дальнейшем эти работы мы отправляем на конференции разного уровня- «Отечество», «Мемориал» и др.
2. Изучение названия городов, посёлков. Много работ наши лицеисты пишут по топонимике, практический выход- это Всероссийский конкурс им. Вернадского, «Юность. Наука. Культура».
3. Культура, история районов нашей области.
В целях обобщения и распространения педагогического опыта я принимала участие во Всероссийской научной конференции, которая проходила в г.Обнинске и выступала с докладом «Подготовка учащихся к научному исследованию» ( см. приложение №2). Итогом работы по этому направлению можно считать методическую разработку программы по историческому краеведению.
Методическая разработка программы по историческому краеведению для учащихся 10-11 классов.
Историческое краеведение является эффективным средством обучения и воспитания подростков. Интерес к родному краю- неотъемлемая часть человеческого сознания, позволяющая понять окружающий мир и место человека в нём.Стремление молодёжи докопаться до корней проявляется сегодня всё отчётливее, и краеведение является одним из ведущих направлений деятельности нашего лицея «Центр одарённых детей», в котором обучаются и проживают дети со всей Нижегородской области.
Нижегородская земля уникальна. Много «белых пятен» в истории Нижегородской области ждут своего заинтересованного исследования.
Программа выстроена с учетом восприятия материала учащимися, позволяет им на основе собственного опыта, а также с учётом прочитанной литературы и проводимой исследовательской работы получить целостную картину развития нашей области, познакомиться с основами краеведения, экскурсионной работы.
Учебный план.
№
|
Тема занятий
|
Кол-во часов
|
Содержание учебной темы
|
Форма проведения
|
1
|
История краеведения.
|
1
|
Рассказ об истории краеведения, о разновидностях направлений краеведения.
|
лекция
|
2
|
Краеведческие музеи
|
1
|
Рассказ о краеведческих музеях области.
|
Лекция.
|
3
|
Склонность к исследовательской деятельности
|
1
|
Диагностика и анкетирование учащихся
|
Анкетирование
|
4
|
Выбор темы учащимися, определение целей и задач исследования
|
1
|
Определение целей и задач исследования, темы и направления краеведческой деятельности
|
обсуждение
|
5
|
Виды исследовательских работ учащихся
|
1
|
Классификация учебных исследований школьников
|
семинар
|
6
|
Требования к научной работе
|
1
|
Изучение критерий исследовательских работ
|
лекция
|
7
|
Работа с источниками исследования
|
1-3
|
Знакомство с поисковыми системами Интернета, библиотечными каталогами.
|
Обзор литературы
|
8
|
Оформление проекта
|
1-2
|
Работа с презентациями PowerPoint
|
Урок- практикум
|
9
|
Сбор и систематизация материала. Промежуточные консультации
|
1
|
Демонстрация материалов исследовательских работ
|
отчёты
|
10
|
Защита проекта на научно-практических конференциях
|
1
|
Представление проектов
|
доклады
|
11
|
Итоговое занятие
|
1
|
Обсуждение содержания курса, подведение итогов
|
диспут
|
Занятие 1.
На первом занятии целесообразно рассказать учащимся о краеведении, познакомить их с целями и деятельностью этой отрасли.
Занятие 2.
Краеведческие музеи основательно подходят к своей образовательно-воспитательной функции. Музей выступает как составляющая образовательного пространства и является дополнительным источником познания.
Занятие 3.
Отдельное занятие следует посвятить анкетированию учащихся с целью выяснения их расположенности и желания заниматься исследовательской деятельностью. Для этого используется анкета, а также собеседование.
Диагностика учащихся.
1. какая область человечес кх знаний вам наиболее нтересна?
2. какой школьный предмет вам наиболее интересен?
3. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?
4. какую познавательную литературу вы прочитали за последний год?
5. какие факультативы вы посещаете?
6. какая из проблем современности вам представляется наиболее актуальной?
7. В исследовании какой проблемы вы хотели бы участвовать?
Занятие 4.
После вводных занятий по истории краеведения учащиеся пытаются сформулировать тему и определить направление краеведческой работы:
Религиозное краеведение:
1. Старообрядчество Нижегородской области.
2. Католицизм Нижегородской области.
3. Мусульмане нашей области.
Лингвистическое краеведение:
Топоника Нижегородской области.
Историческое краеведение:
1. История храмов, зданий.
2. история купеческих фамилий нашей области.
3. Светское образование в нижегородской области.
4. История семьи в истории страны.
Занятие 5.
Отдельное занятие следует посвятить объяснению важности работы с литературными источниками. Вначале объясняется важность умения пользоваться каталожной системой в библиотеках, умения делать выписки для поиска необходимого источника в читальном зале.
Ребята учатся пользоваться поисковыми системами, а также открывают новые сайты, которые помогают им организовать и наполнить работу.
Занятие 6. создание презентаций с помощью PowerPoint.
Данная методическая была заслушана и одобрена методическим советом лицея.
2. Создание школьного музея.
Уникальность нашего образовательного учреждения в том, что в Лицее обучаются дети из большинства районов Нижегородской области. Поэтому наш Лицей- это Нижегородская область в миниатюре. Это настоящая «сокровищница».
Соответственно профиль предполагаемого музея определили как комплексный: история образовательного учреждения и краеведческий, причём краеведение многоаспектное: историческое, литературное, мемориальное.
Создание музея сейчас находится на первом этапе, а именно отбор, накопление материала. Класс оборудован специальными витринами, и уже сейчас мы проводим экспозиции. Материал в основном предоставляется учащимися:
1. Выставка фотографий «Старый Нижний Новгород».
2. Экспозиция «Тайна разбитого зеркала»- Колесниковой М. были представлены документы конца- XIX- начала ХХ века, найденные после того, как разбилось старое зеркало. Это документы о хозяйственной деятельности известнейшего нижегородского купца, мецената Овчинникова.
3. После проведения музейных уроков, после экскурсионных поездок детей собираются фотографии, их впечатления.
4. «Секрет бабушкиного сундука»- в экспозиции использовались старинные вещи, которые хранят сундуки и комоды наших бабушек.
В этом направлении лицей- интернат «ЦОД» тесно сотрудничает с музеями Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Учителя лицея( в том числе и я) принимали участие во Всероссийской научно- практической конференции «Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве», где выступала с докладом «Школьный музей» ( см. приложение № 3).
3. Подготовка учащихся к различным к ЕГЭ по истории России и обществознанию..
Подготовка учащихся к ЕГЭ имеет сою специфику- необходима система знаний. Причём, у учащихся должно быть чёткое представление об эпохе, о личностях данной , процессах и явлениях. Этого невозможно достичь, изучая историю фрагментарно. При подготовке к экзамену считаю целесообразным использовать следующую схему.
Тема
|
План ответа
|
Личности
|
Понятия
|
Памятники культуры
|
Хронология
|
Историческая география
|
1. План ответа. По каждому блоку составляется учащимися план ответа, причём, чем ответ более развёрнут, тем полнее у учащихся будет представление об исторической эпохе.
2. Понятия. Выписываются основные понятия и их определения.
3. Хронология- это годы правления князей, царей, годы важнейших событий, явлений, открытий.
4. Личности. Здесь представлены не только деятели конкретной эпохи, но и фамилии учёных, работали над конкретной исторической эпохой.
5. Памятники культуры- литература, живопись, архитектура, музыка и т.д., их авторы.
6. Историческая география- названия страны(Древняя Русь, Московская Русь, Российская империя), городов ( Санкт- Петербург, Петроград, Ленинград), рек и т.д.
Пример:
Древнерусское государство (IX- XIвв)
|
План:
1.Восточнославянские племена в VIII-IXвв.
А) Союзы, расселение.
Б) занятия.
В) религия.
2.Складывание государства у восточных славян.
А) Происхождение названия
Б) Теории происхождения древнерусского государства.
В)Борьба Киева и Новгорода.
3. Правление первых русских князей.
4. расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.
|
Личности:
Байер, Шлецер, Ломоносов, Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав, Илларион.
|
Понятия:
Союзы племён, родовая община, соседская община, путь «Из варяг в греки», язычество, перелог, подсека, политеизм, «военная демократия», полюдье, уроки, погосты, печенеги, обычное право, икона, фреска, зернь, скань, перегородчатая эмаль, мозаика.
|
Памятники культуры:
Летопись, «Повесть временных лет», «Моление Даниила Заточника», «Слово о законе и благодати», Десятинная церковь, Софийский храм в Киеве, Золотые ворота в Киеве.
|
Хронология:
VIII- объединение славян в племенные союзы
860г.- нападение руссов на Константинополь
862г- начало княжение Рюрика в Новгороде
882г.- объединение Руси под властью Олега
907,911- походы Олега на Константинополь
957г.- крещение Ольги
967-971- походы Святослава на Дунай
988- крещение Руси
1036- разгром печенегов
1071- создание «Русской Правды»
|
Историческая география:
Среднее Поднепровье, Византийская империя, Киевская Русь, Волжская Булгария, Хазария, Дунайская Болгария,
|
При подготовке к экзамену по обществознанию работа идёт по следующим направлениям:
1. отработка материала, тестов по сферам.
2. отработка навыков по заданиям.
Самообразование и повышение квалификации:
Ирина Николаевна Кокорина регулярно повышает уровень своей квалификации на базе АКП и ППРО Министерства образования РФ, НФ ГУ - ВШЭ, НИРО, Санкт- Петербургской академией постдипломного педагогического образования:
2005год - «Интернет - технологии для учителя-предметника»;
2007 год - «История России. Основы права» ГОУ ВПО НФ ГУ- Высшая школа экономики;
2007 год - «Организация учебно - воспитательного процесса в современной школе: пути и способы их решения» АПК и ППРО МО РФ;
2008 год - «Проблемы инновационного образования в современной школе», «Современные проблемы педагогики и психологии» АПК и ППРО МО РФ;
2008 год - «Школа и Музей: диалог в образовательном пространстве», Санкт- Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
2009 год – «ЕГЭ по истории и обществознанию» ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».
В течении двух лет Ирина Николаевна работала над темой : « Исследовательская деятельность учащихся». Итогом является методическая разработка программы по историческому краеведению.
Практический выход данной работы осуществлялся на педагогических советах, методических объединениях, в ходе мастер класса по данной теме, в ходе проведения открытых уроков (ежегодно).(см. Приложение №4)
В 2009 году темой самообразования Кокориной И.Н. стала «Развитие навыков, умений учащихся при подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию». Прошла обучение на курсах «ЕГЭ по истории и обществознанию» при ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».
Зам. директора по учебной работе /Марова М.Ю/
Внеклассная работа по предмету.
С целью активизации познавательной деятельности лицеистов по истории, повышения результативности обучения учитель уделяет большое внимание внеклассной работе по предмету, которая положительно влияет на результативность обучения.
Ежегодно И.Н.Кокорина участвует в проведении недели истории, которая завершается лицейским праздником или общелицейским мероприятием. Одним из таких мероприятий стал праздник, посвящённый Великой Победе.
Много времени Ирина Николаевна уделяет краеведческой работе с учащимися, тем более, что в учреждении для этого есть все возможности, так как в лицее обучаются дети из всех уголков Нижегородской области. Учащиеся получают на лето, задания по историческим, культурным и просто интересным местам своей малой Родины. Затем все это оформляется в форме научных работ, раскладушек, докладов, устраиваются публичные выступления, выставки. В этом учебном году силами учителей истории совместно с учащимися начал функционировать лицейский «краеведческий музей», в кабинете оформлены экспозиции: «История семьи в истории страны», «Нижний Новгород в XIX веке» , «Старообрядчество в Нижегородской губернии» и другие.
Три раза в Нижегородской области областной избирательной комиссией , на базе ГОУ лицея-интерната «ЦОД» проводился областной конкурс по избирательному праву «Я- будущий избиратель» для учащихся 10-11-х классов. Ирина Николаевна, три раза входила в состав методической комиссии по разработке материалов данного конкурса, а так же является членом жюри. Совместно с коллегой по предмету, Кокориной И.Н. был разработан и проведен урок «Российской Конституции» между учащимися 10-х, 11-х классов, который носит большое гражданское и патриотическое значение.
Зам. директора по учебной работе /Марова М.Ю/
Результаты посещенных уроков:
На основании анализа посещенных уроков можно сделать вывод, что Кокорина Ирина Николаевна -высококвалифицированный педагог. Ее уроки развивают умения анализировать, учат давать свою оценку историческим событиям , определять предметно-следственные связи между историческими явлениями, развивают интерес к предмету, интеллектуальные способности личности. Ирина Николаевна учит оперировать историческими знаниями, выбирать исторический материал для характеристики процессов, явлений. В основе уроков истории и обществознания лежит лекционно-практическая система, с использованием элементов развивающего обучения. В своей работе использует работу в группах, а так же нетрадиционные формы уроков, такие как: «Круглый стол», «Урок-суд», моделирование на уроках обществознания. Такие уроки способствуют развитию самостоятельного мышления учащихся, умения всесторонне, критически анализировать информацию различных источников, творчески осмысливать проблемы общественного развития.
В ходе объяснения нового материала учитель предлагает своих учениках различные точки зрения на одну и тоже проблему.
Большое внимание учитель уделяет на уроках отработке исторических фактов, имен, терминов, исторических представлений, понятий, идей. Объяснение нового материала идет через раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями.
Использует технологии дифференцированного, развивающего, проектного обучения, информационно-коммуникативные технологии, отличительной чертой которых являются особое внимание к индивидуальности школьника, ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления
Зам. директора по учебной работе /Марова М.Ю/
Состояние педагогического мастерства учителя.
Для работы в лицее у всех педагогов, административных работников, в медицинском блоке, психологическом центре имеются компьютеры, которые объединены в единую локальную сеть. Имеется спутниковая антенна, выход в Интернет. В лицее создан и работает сайт.
Учитель Кокорина И.Н. заведует кабинетом истории. Кабинет укомплектован необходимым оборудованием и документацией: компьютер, мультимедийным проектором, экраном, телевизором с DVD, имеется паспорт кабинета, необходимые инструкции, исторические карты .
В кабинете имеется большой дидактический материал, теоретический материал, систематизированный по темам и эпохам, наглядный материал, творческие работы учащихся.
Учителем достаточно накоплено разноуровневых индивидуальных заданий.
Имеются компакт –диски и видио- фильмы по различным временным рамкам и историческим деятелям.
Для обучения учитель использует программно-методические материалы.
Под руководством Ирины Николаевны учащимися создаются электронные пособия по истории России, Всемирной истории и обществознанию. Тематика разнообразна:
1. История России.
· Восстание декабристов.
· Общественная жизнь при Николае I
· Войны и полководцы
· Культура России.
· Эпоха революции и Гражданская война.
2. Всемирная истории.
· История Древнего мира.
· Религии.
3. Обществознание.
· Субкультуры.
4. Краеведение.
· Минин и Пожарский.
· Старообрядчество на севере Нижегородской области.
· Первая женская тракторная бригада.
Пособия активно используются МО учителей истории, МО учителей русского языка и литературы в урочной и внеурочной деятельности.
Обобщение и распространение педагогического опыта учителя.
Кокорина И.Н. принимает участие в круглых столах с преподавателями ВУЗов, в рамках работы факультетов довузовской подготовки: НГПУ,ННГУ.
Готовит материалы для школьных олимпиад по истории и обществознанию.
Кокорина И.Н. является членом методической комиссии по составлению заданий областного конкурса по избирательному праву «Я будущий избиратель».
Тезисы ученических работ опубликованы в сборнике материалов «НЕОФИТ» НГПУ.
Статьи Кокориной И.Н. печатаются в информационно-методическом вестнике «Лицейское содружество».
Кроме того, Ирина Николаевна принимает участие в работе конференций – Всероссийская научно- практическая конференция «Школа и музей: диалог в образовательном пространстве».
В 2009 году принимала участие в конкурсе «Лучшие учителя Нижегородской области», получила грант Губернатора Нижегородской области.
Карта профессиональной активности педагога.
№
|
Место выступления
|
Тема мероприятия
|
Тема выступления, доклада
|
1.
|
Педагогический совет
|
«Организация исследовательской деятельности учащихся в условиях лицея»
|
«Исследовательская деятельность учащихся.»
|
2.
|
Педагогический совет
|
«Деятельность педагогического коллектива по работе с одарёнными детьми»
|
«Развивающаяся образовательная среда»
|
3.
|
Педагогический совет
|
«Роль и место методического обеспечения в инновационной школе»
|
«Использование активных форм обучения на уроках общественных дисциплин»
|
4.
|
Методический совет
|
|
«Концепция использования компьютерных технологий на уроках истории и обществознания»
|
5.
|
Методический совет
|
|
Методическая разработка программы по историческому краеведению.
|
6.
|
Всероссийская научная конференция «Юность. Познание. Культура.»
|
|
«Подготовка учащихся к учебному исследованию»
|
7.
|
Всероссийская научно-практическая конференция
|
«Школа и музей: диалог в образовательном пространстве»
|
«Школьный музей».
|
Внеурочная деятельность.
Целью системы воспитательной работы Лицея является:
· Формирование максимально благоприятных условий для интеллектуального, нравственного, эстетического, физического развития одаренных детей;
· Формирование высокоинтеллектуальной личности, способной к самообразованию, обладающей общекультурными навыками;
· Развитие воспитательной системы Лицея, ученического соуправления.
Специфика контингента одаренных детей, обучающихся в нашем образовательном учреждении состоит не только в повышенной мотивации к учебной деятельности, но и огромному желанию творческой самореализации.
Продемонстрировать свои достижения или провести пробу возможностей лицеисты могут во время подготовки и проведения различных мероприятий, соревнований, творческих конкурсов как на классном, так и на общелицейском уровне. На протяжении ряда лет наработаны и стали традиционными «День Лицея», «День учителя», Новогодний бал, «День влюбленных», «Лицейская весна», Последний звонок, Выпускной бал.
Работа органов детского самоуправления – это возможность проявлять себя и свои способности в различных лицейских делах.
Одаренные дети, обучающиеся в Лицее, являются творческим и интеллектуальным потенциалом нашей страны, надеждой на возрождение и процветание могучей России. Вопросы гражданско-патриотического воспитания являются одними из важнейших в системе воспитательной работы Лицея. Символика Лицея – флаг, гимн ЦОДа является значимой для всех обучающихся. Выборы Президента Лицея, его инаугурация – это очень ответственные моменты в жизни каждого лицеиста.
Учащимися разработаны эмблема «Дежурного класса» и высшая награда «Орден Лицея». Каждому лицеисту на линейке – посвящении вручается майка с эмблемой ЦОДа , изготовлены сувениры с эмблемами Лицея.
Цель воспитательной работы реализуется в процессе жизнедеятельности школьного коллектива через целевые программы. «Школа социальной зрелости» - структурное подразделение Лицея, целью которого является социализация лицеистов, утверждение их активной нравственной жизненной позиции через самопознание, самосовершенствование.
В Лицее созданы все условия не только для углубления интеллектуального потенциала, но и для активного отдыха, повышения культурно-эстетического уровня. Все лицеисты посещают уроки этикета и бальных танцев, активно участвуют в спортивных соревнованиях, культурно-массовых мероприятиях, общественной жизни Лицея. Частыми гостями в ЦОДе являются артисты Нижегородской государственной филармонии, Камерного хора, ансамбль музыкантов «София» под управлением С. Пропищан, ансамбль старинной музыки «Консорт», актеры Нижегородских театров.
Лицей предлагает в системе дополнительного образования следующие направления:
• художественное и техническое творчество,
• туристско-краеведческая работа,
• эколого-биологическая работа,
• физкультурно-спортивная,
• гражданско-патриотическая,
• исследовательская работа,
• «школа социальной зрелости».
План воспитательной работы в 11-Б классе на 2009-2010 уч.год.
11 «Б» ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ.
№
|
Ф.И.
|
Район
|
Семейное положение
|
Доп. образование
|
1
|
Абдулкаюмова Динара
|
|
Полная
|
|
2
|
Алимова Гульсиня
|
|
Полная
|
|
3
|
Баринов Павел
|
|
Полная
|
|
4
|
Головина Ольга
|
|
Полная
|
|
5
|
Горохова Динара
|
|
Полная
|
|
6
|
Гурьева Вероника
|
|
Полная
|
|
7
|
Деулин Евгений
|
|
Полная
|
|
8
|
Еделькина Мария
|
|
Не полная
|
|
9
|
Захаров Андрей
|
|
Полная
|
|
10
|
Конакина Анна
|
|
Полная
|
|
11
|
Куклин Алексей
|
|
Полная
|
|
12
|
Лоскутова Надежда
|
|
Полная
|
|
13
|
Муханова Екатерина
|
|
Отчим
|
|
14
|
Попкова Ксения
|
|
Полная
|
|
15
|
Попова Настя
|
|
Семья опекунов
|
|
16
|
Санагина Елена
|
|
Полная
|
|
17
|
Сизова Анна
|
|
Полная
|
|
18
|
Славнова Ксения
|
|
Не полная
|
|
19
|
Соловьева Анастасия
|
|
Полная
|
|
20
|
Чупачено Дарья
|
Н Новгород
|
Полная
|
|
21
|
Щербакова Анна
|
г. Городец
|
Полная
|
|
22
|
Щербакова Екатерина
|
Г.Городец
|
Полная
|
|
АКТИВ КЛАССА
Министры
|
Ф.И.
|
Староста класса
|
Соловьёва Настя
|
Заместитель
|
|
Информационный центр
|
|
Здравоохранения
|
Конакина Анна
|
ЖКХ
|
|
Наука
|
|
Культура
|
|
Спорт
|
|
11 «Б» ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ.
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА.
11«Б» класс является классом лицея историко-филологического профиля. В нем обучается 22 человека: 4 юноши и 18 девушек. Комплектование класса осуществлялось специальной приемной комиссией из числа выпускников 9-х классов, приехавших из 19 районов Нижегородской области, успешно освоивших общеобразовательную программу, обладающих творческими способностями, имеющих интерес и стремление заниматься углубленным изучением истории.
Большинство учащихся класса закончили или учились в музыкальной или художественной школах, занимались или увлекались спортом. В классе есть ребята, участвовавшие и занявшие призовые места на Олимпиадах разного уровня.
Эмоциональный климат среды развития 11 «Б» класса, по оценке психолога, имеет высокую оценку и из полученных результатов теста можно сделать вывод, что у учеников присутствует чувство благополучия и устойчивости в новых для них условиях.
Коммуникативные и организаторские навыки в целом у класса высокие. Потенциал 10 «б» класса хороший, ученики достаточно эрудированные, нравственные и целеустремленные. Это прослеживалось на адаптационном тренинге и классном часе «Каждый должен выиграть».
Из наблюдений психолога можно сделать вывод о том, что в классе атмосфера доброжелательности, Ученики чувствуют себя принятыми, значимыми для других.
ЦЕЛЬ
Создание устойчивого психологического климата коллектива для развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
ЗАДАЧИ
· Формирование навыков самовоспитания и самообразования.
· Развитие познавательных интересов и творческой активности учащихся.
· Воспитание чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, сплочение коллектива.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
№
|
Содержание деятельности
|
Срок
|
Ответственный
|
1
|
Торжественная линейка «1 сентября- День знаний»
|
Сентябрь
|
Худина М.А.
|
2
|
Кл. час «Моя семья»
|
Сентябрь
|
Кокорина И.Н..
|
3
|
Экскурсия «Мой любимый Нижний Новгород»
|
Сентябрь
|
Худина М.А.
|
4
|
Кл. час «Особая наука- общежитие»
|
Сентябрь
|
Худина М. А.
|
5
|
Экскурсия в г. Болдино «Литературные чтения»
|
Сентябрь
|
Худина М.А.
|
6
|
Выборы президента лицея. Подготовка и участие в выборах. «Президентский бал».
|
Сентябрь
|
Худина М.А.
|
7
|
Мастерская общения «Научи свое сердце добру»
|
Октябрь
|
Гогуленко О.Н..
|
8
|
Просмотр спектакля в Нижегородском театре комедии.
|
Октябрь
|
Худина М.А.
|
9
|
Праздник «День учителя». Подготовка и участие.
|
Октябрь
|
Худина М.А.
|
10
|
Участие в подготовке праздника «С днём рождения лицей» Просмотр кинофильма в кинотеатре «Сормовский».
|
Ноябрь
|
Худина М.А.
|
11
|
Участие в выставке «Природа и фантазия» Экскурсия в Нижегородский планетарий.
|
Ноябрь
|
Худина М.А.
|
12
|
«Сильнее всех – владеющих собой» Кл. час
|
Ноябрь
|
Гогуленко О.Н.
|
13
|
Участие в подготовке Новогоднего праздника «Новогодний бал».
|
Декабрь
|
Худина М.А.
|
14
|
Кл. час «Культура общения».
|
Декабрь
|
Терентьева И.Н.
|
15
|
«Шоу именинников» развлекательная программа
|
В теч. года
|
Худина М.А.
|
16
|
Кл. час «Семья и карьера: возможна ли гармония»
|
Январь
|
Коркина М.В.
|
17
|
Просмотр спектакля в ТЮЗе
|
Январь
|
Худина М.А.
|
18
|
Диспут «О мужественности и женственности»
|
Февраль
|
Коркина М.В.
|
19
|
Праздник «День Святого Валентина»
|
Февраль
|
Худина М.А.
|
20
|
Поздравление к «Дню Защитников Отечества»
|
Февраль
|
Худина М.А.
|
21
|
Праздник «Женский день – 8 марта»
|
Март
|
Худина М.А.
|
22
|
Ролевая игра «Внимание: стресс!»
|
Апрель
|
Бирюкова Л.А.
|
ГАРЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
№
|
Содержание деятельности
|
Срок
|
Ответственный
|
1
|
Экскурсия по Сормовскому парку. Посещение зоопарка
|
Сентябрь
|
Худина М.А.
|
2
|
Участие в выборах Президента лицея
|
Сентябрь
|
Худина М.А.
|
3
|
Кл. час «Зарубежные соблазны»Просмотр видеофильма
|
Октябрь
|
Кокорина И.Н
|
4
|
Экскурсия в «Музей деревянного зодчества»
|
Ноябрь
|
Кокорина И.Н.
|
5
|
Экскурсия в музей «Русской интеллигенции»
|
Декабрь
|
Кокорина И.Н.
|
6
|
«Урок мужества» встреча с ветеранами ВОВ
|
Май
|
Худина М.А.
|
7
|
Экскурсия к Вечному Огню «Этот День Победы»
|
Май
|
Худина М.А.
|
УЧЕБНАЯ РАБОТА
№
|
Содержание деятельности
|
Срок
|
Ответственный
|
1
|
Участие в игре «Что, где, когда?» 1тур
|
Сентябрь
|
Худина М.А.
|
2
|
Создание интеллектуального паспорта класса «Экран успеваемости»
|
Сентябрь
|
Кокорина И.Н..
|
3
|
Коллективное посещение Нижегородского университета.
|
Октябрь
|
Худина М.А.
|
4
|
Игра «Что, Где, Когда?»
|
В теч. года
|
Худина М.А.
|
5
|
Участие в олимпиадах всех уровней
|
В теч. года
|
Кокорина И.Н.
|
6
|
Кл. час «Итоги I полугодия»
|
Декабрь
|
Кокорина И.Н.
|
7
|
Участие в конкурсе эрудитов
|
Февраль
|
Кокорина И.Н.
|
8
|
Кл. час «Итоги II полугодия»
|
Май
|
Кокорина И.Н.
|
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
№
|
Содержание деятельности
|
Срок
|
Ответственный
|
1
|
Прогулка по осеннему парку
|
Сентябрь
|
Худина М.А.
|
2
|
«Дни здоровья»
|
В теч. года
|
Худина М.А.
|
3
|
Спартакиада лицея
|
Октябрь
|
Учитель физ.
|
4
|
Участие в акции «Мы за здоровый образ жизни»
|
Октябрь
|
Худина М.А.
|
5
|
Создание уюта в классной комнате и комнатах общежития
|
В теч. года
|
Худина М.А.
|
6
|
Беседы о здоровье врача лицея
|
В теч. года
|
Врач лицея
|
7
|
Кл. час «От девочки - к женщине» Видеофильм
|
Ноябрь
|
Коркина М.В..
|
8
|
Участие в спортивных соревнованиях по волейболу, баскетболу, футболу
|
В теч. года
|
Учитель физ.
|
9
|
Прогулки на свежем воздухе
|
Ежедневно
|
Худина М.А.
|
10
|
Участие в оздоровительных мероприятиях лицея
|
По плану медиков
|
Худина М.А.
|
11
|
Посещение катка на стадионе «Труд»
|
Февраль-Март
|
Худина М.А.
|
12
|
Субботники по благоустройству и озеленению территории лицея
|
В теч. года
|
Худина М.А.
|
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
№
|
Содержание деятельности
|
Срок
|
Ответственный
|
1
|
Ежедневная уборка класса и комнат в общежитии
|
Ежедневно
|
Худина М.А.
|
2
|
Генеральная уборка класса, коридора, комнат
|
1 раз в месяц
|
Худина М.А.
|
3
|
Дежурство по лицею
|
Октябрь, Январь Май
|
Худина М.А.
|
4
|
Уборка территории
|
1 раз в месяц
|
Худина М.А.
|
5
|
Утепление комнат в общежитии
|
Октябрь
|
Худина М.А.
|
6
|
Уборка территории от снега «Снежный десант»
|
Зим. мес.
|
Худина М.А.
|
7
|
Мелкий ремонт мебели
|
В теч. года
|
Худина М.А.
|
РАБОТА С АКТИВОМ КЛАССА
№
|
Содержание деятельности
|
Срок
|
Ответственный
|
1
|
Составление графика дежурства по классу, по столовой, по комнатам в общежитии
|
Сентябрь
|
Худина М.А.
|
2
|
Составление плана работы на учебный год
|
Сентябрь
|
Худина М.А.
|
3
|
Разработка сценариев праздников
|
В теч. года
|
Худина М.А.
|
4
|
Подведение итогов дежурств по лицею.
|
Октябрь, Март
|
Худина М.А.
|
5
|
Подведение итогов трудовой деятельности
|
В теч. года
|
Худина М.А.
|
6
|
Подготовка и проведение развлекательной программы, посвященной окончанию учебного года.
|
Май
|
Худина М.А.
|
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
№
|
Содержание деятельности
|
Срок
|
Ответственный
|
1
|
Родительское собрание «Перспективы жизнедеятельности классного коллектива». Анкетирование родителей. Социальный паспорт класса. Выбор родительского актива.
|
Сентябрь
|
Худина М.А.
Кокорина И.Н.
|
2
|
Родительское собрание «Итоги успеваемости за первую четверть». Советы педагогов. Индивидуальные консультации с учителями-предметниками.
|
Октябрь
|
Худина М.А.
Кокорина И.Н.
|
3
|
Родительское собрание «Итоговая аттестация за первое полугодие». Табель успеваемости учащихся. Посещаемость. Советы педагогов.
|
Декабрь
|
Худина М.А.
Кокорина И.Н.
|
4
|
Родительское собрание. Итоги успеваемости за 2009-2010 учебный год.
|
Май
|
Худина М.А.
Кокорина И.Н.
|
5
|
Проведение индивидуальных консультаций родителей.
|
В теч. года
|
Худина М.А.
Кокорина И.Н.
|
6
|
Поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса и лицея.
|
В теч. года
|
Худина М.А.
Кокорина И.Н.
|
В лицее- интернате «Центр одарённых детей» действует программа исследовательской деятельности учащихся и педагогов с рабочим названием «Лицей ЦОД- Нижегородская область в миниатюре». Спектр тематики для написания работ по Нижегородской области разнообразен:
1. Смирнов Антон «История семьи в истории страны. Астафий Смирнов», 11-Ж класс.
2. Никеев Руслан « Светское образование Нижегородской губернии», 11-Ж
3. Зуйкова Екатерина «История Дивеевского района», 11-Ж
4. Богачёва Влада « В.П.Чкалов. история чкаловского района», 11-Ж
5. Абдрахманова Гузель « Дело о ликвидации восстания д.Семёновка Сергачского уезда 13 января 1919года», 11-Б.
6. Щепеткова Анна «Первая женская тракторная бригада», 10-Ж.
7. Еделькина Мария «Мифология мордовских племён», 10- Б.
8. Соловьёва Анастасия « Старообрядчество на Севере Нижегородской области».
9. Тужилкина Любовь «История и топонимика Балахнинского района».
Кроме родного края наших лицеистов интересует и история России, события Всемирной истории и те процессы, которые происходят в современном обществе. Это нашло также отражение в исследовательских работах:
1. Сухова Марина « Сталинградская битва», 11-Ж.
2. Калягина Екатерина «Психология терроризма», 11-Ж.
3. Емельцова Валерия « Гражданская война в Испании», 11-Ж.
4. Швечков Кирилл «Политическая реклама», 11-Г.
5. Гусева Мария « Выявление агрессии у старшеклассников лицея-интерната ЦОД и школы №11 г. Балахны», 11-Д.
6. Антонова Любовь « Понятие и виды юридической ответственности», 11-Б.
7. Целикова Анастасия « Самоубийство», 11-В.
8. Сычёва Татьяна «Инквизиция: охота на ведьм», 11-В.
9. Тиняева Нина « История Российского герба», 11-В.
10. Зрячева Дарья « Соотношение права и государства», 11-Е.
11. Грабарёва Анна «Средний класс в России», 11-Ж
Ребята представляют свои работы не только на научных конференциях различного уровня, но и защищают их в классе и организуют экспозиции в кабинете истории:
1. «Старый Нижний».
2. «Тайна разбитого зеркала: история в документах».
3. «Наше наследие : Дивеево. Городец.»
4. «История одной семьи».
Во время учебного процесса проводятся музейные уроки:
1. «История светского образования в Нижегородской области» на базе Музея Нижегородской интеллигенции.
2. «Музей архитектуры и быта народов нижегородского Поволжья».
3. Музейный урок: Нижний Новгород- Вад- Нижний Новгород.
4. Музейный урок: Нижний Новгород- Арзамас-Дивеево- Нижний Новгород
5. Музейный урок: Нижний Новгород- Городец - Нижний Новгород и другие.
|