Атмосфера кабинета истории в школе, его внешний вид, оформление уже подготавливают учащихся к восприятию материала; наличие в кабинете истории необходимого демонстрационного оборудования, наглядных пособий позволяют учителю более качественно и эффективно подготавливать и проводить урок. Именно оформление кабинета в наибольшей степени является визитной карточкой кабинета и учителя истории проводящего в нем занятия. Одно из основных назначений оформления кабинета истории в школе – это патриотическое воспитание учащихся. Оформление кабинета истории обязательно должно содержать символы российского государства (герб, портрет президента, гимн Российской Федерации), которые можно расположить в информационном стенде, либо в рамках А4. Также к обязательному оформлению кабинета истории относятся: портреты историков, великих полководцев, лента времени, стенды для наглядной информации, такой как таблицы важных дат в истории, таблицы времен, схемы, карты, методический материал, плакаты, отражающие великие события отечественной и мировой истории. Использование шнуровой композиции позволит увеличить поле для размещения наглядных пособий к уроку истории, за счет расположения материала на шнурах. Расстояние между стендами со шнурами может быть до 2 метров. Для комплексного оформления кабинета рекомендуем использовать предметный стенд в паре с классным уголком. Панно с цитатой великих людей поможет гармонично завершить образ кабинета истории в школе. Купить школьные стенды для оформления кабинета истории Вы можете связавшись с нашими менеджерами.
1.1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->приказа об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы (по профилю кабинета);
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->приказа о назначении зав. кабинетом и лаборанта, их функциональных обязанностях (по профилю кабинета):
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, приборов. технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->инвентарной и дефектной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->правил техники безопасности при работе в кабинете;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы (по профилю кабинета) на конкретный учебный год;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->журнала регистрации функционирования учебного кабинета по выполнению плана работы на учебный год;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->заключения методической комиссии о готовности программно-учебно-методических комплексов средств обучения (тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, схемы, кадрофильмы, слайды, таблицы, планы ответов и др.) в кабинете к успешному выполнению образовательной программы школы (по профилю кабинета);
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->аналитического материала о выполнении образовательной программы по профилю кабинета в текущем учебном году;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->самоанализа работы кабинета учителем;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->планируемых мер по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.
1.2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
1.3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, подиум для ряда предметных кабинетов и др.);
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов и др. (по плану работы учебного кабинета).
2. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета
2.1. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.
2.2. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекта средств обучения по профилю кабинета требованиям стандарта образования и образовательной программы.
2.3. Наличие комплекта дидактических материалов типовых заданий(, тестов, контрольных работ, эссе. сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).
2.4. Укомплектованность средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамкаx функционирования кабинета.
3. Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета
3.1. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.
3.2. Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).
3.3. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта.
3.4. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.
3.5. Стендовый материал учебного кабинета: образцы успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализ типичных ошибок, результаты интеллектуального марафона, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий и др.
3.6. Стендовый материал учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен и др.).
3.7. Экран результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.
3.8. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.
3.9. Образцы индивидуальных учебных планов, программ учащихся, результаты и анализ их выполнения по профилю кабинета.
3.10. Оценка деятельности учебного кабинета учащимися.
4. Требования к планированию и организации работы учебногокабинета по созданию оптимальных условий для успешного выполнения образовательной программы школы, переводу ее в режим работы как школы развивающей и развивающейся
4.1. Безусловное выполнение учителями и учащимися требований образовательного стандарта.
4.2. Разработка и внедрение индивидуальной образовательной программы (по профилю учебного кабинета).
4.3. Внедрение методики развивающего обучения.
4.4. Дифференциация обучения.
4.5. Гуманитаризация обучения.
5.Сапитарно-гигиенические требования к учебным кабинетам
5.1. Размещение ученических столов (парт) в кабинете. В учебных кабинетах обычной прямоугольной конфигурации СТОЛЫ размещаются в три ряда с соблюдением нужной освещенности рабочих мест, разрывов между рядами парт (столов) и стенами. При этом должно выдерживаться следующее расстояние:
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->от наружной стены до первого ряда парт (столов) - не менее 0,5 м;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->от внутренней стены до третьего ряда - 0,5 м;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->от задней стены до последних парт (столов) - 0,65 м;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->от классной доски до первых парт (столов) -2м;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->от классной доски до последней парты (стола) - не более 8 м;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->между рядами — 0,6 м.
В каждом классе в соответствии с количеством ростовых групп необходимо ставить мебель не менее трех различных групп (номеров) Если возникает затруднение с подбором мебели, лучше посадит!, школьника за парту большего, чем требуется, номера.
Для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 см. В соответствии с этой шкалой изготавливаются парты и комплекты ученических столов со стульями шести номеров.
Размеры парт, ученических столов и стульев
№ мебели
Группа
Группа роста, см
Высота крышки стола, обращенного к ученику (над полом, в см)
Высота переднего края сиденья (над полом, в см)
Цветовая маркировка
№
стола
Группа
столов
№
стульев
Группа
стульев
№
мебели
Группа
мебели
1
-
100- 115
46,0
-
26,0
-
Оранжевый
-
2
А
115-130
52,0
54,0
30,0
32,0
Фиолетовый
Желтый
3
Б
130- 145
58,0
60,0
34,0
36,0
Желтый
Красный
4
В
145- 160
64,0
66,0
38,0
40,0
Красный
Голубой
5
Г
160- 175
70,0
72,0
42,0
44,0
Зеленый
Зеленый
6
Д
От 175
76,0
78,0
46,0
48,0
Голубой
-
Учебные кабинеты для учащихся 5-11-х классов оборудуются двухместными ученическими столами, при этом количество столон каждого номера определяется количеством кабинетов на предмет. Для оборудования учебных помещений требуется более всего мебель групп Б, В и Г. Ориентировочное распределение мебели по классам представлено в таблице.
Распределение мебели по классам
класс
№ мебели
А
Б
В
Г
Д
5
1
8
11
-
6
-
13
6
1
-
7
-
6
12
2
-
8
-
2
11
6
1
9
-
-
10
8
2
10
-
-
5
10
5
11
-
-
4
8
8 I
Рассаживание учащихся должно проводиться учителями и классными руководителями под руководством врача (медицинской сестры) после измерения роста учащихся (в обуви) в начале каждого учебного года.
Согласно гигиеническим требованиям рабочие места в классах в кабинетах за первыми и вторыми партами в любом ряду нужно отводить учащимся со сниженным слухом. Учащиеся с пониженной остротой зрения должны сидеть за первыми партами в ряду у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места лучше отводить дальше от окон.
Не менее двух раз за учебный год учащихся, сидящих в 1-м и 3-м рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номера парты их росту.
При оборудовании учебных помещений для учащихся 6-летнего возраста рекомендуется использовать дошкольную мебель.
При расстановке в классе мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, а больших размеров - дальше. В тех случаях, когда возникает необходимость поставить мебель больших номеров ближе к классной доске, ее следует ставить только первой в 1-м и 3-м (4-м)рядах.
Поверхность классной доски должна быть ровной, без изъянов и выпуклостей, равномерно окрашенной по всей площади. Цвет покрытия может быть темно-зеленым, темно-коричневым, черным. Состояние зрительных функций, а также работоспособность учащихся более благоприятны при чтении и списывании текста, написанного на темно-зеленой доске ярко-желтым мелом. Нижний край классной доски над полом устанавливается: для начальной школы на уровне 75-80 см. для учащихся 5-11-х классов - 80-90 см.
<!--[if !supportLineBreakNewLine]-->
<!--[endif]-->
5.2. Освещение учебных кабинетов.
Естественное освещение классных комнат, учебных кабинетов. лабораторий, мастерских и других основных помещений -считается достаточным, когда коэффициент естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2,0% (средняя полоса России).
Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Беспорядочное развешивание на стенах учебных помещений плакатов, стендов и др. резко снижает светоотражение поверхностей, вот почему •ее пособия следует развешивать на стене, противоположной доске, так, чтобы верхний край предметов не располагался выше 1,75 см от пола. Шкафы и другое оборудование следует устанавливать у задней стены помещения.
В кабинетах черчения и рисования оптимальной является ориентация окон на север, северо-восток, северо-запад, а в кабинетах биологии - на юг.
Светопроемы учебных кабинетов оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. Искусственное освещение имеет не меньшее значение, чем естественное. В средней полосе России при начале занятий в 8 ч. 30 мин. на первых двух уроках освещенность на рабочем месте естественным светом оказывается недостаточной. В связи с этим необходимо на первые два урока включать искусственное освещение.
Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками. Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений рекомендуется:
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->не расставлять на подоконниках цветы - их следует размещать в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
<!--[if !supportLineBreakNewLine]-->
<!--[endif]-->
5.3. Отделка учебных кабинетов.
Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
5.4. Объем учебной информации, передаваемой аудиовизуальными средствами.
При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (АВ ТСО) длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице.
Длительность непрерывного применения на уроках
различных технических средств обучения
Классы
Длительность просмотра
(в мин)
Воспроизведение звукозаписи
(мин.)
Диафильмов, диапозитивов
Кино-, видеофильмов
Учебных телепередач
1-2
7-15
15-20
15
ДО 15
3-4
15-20
15-20
20
5-7
20-25
20-25
20-25
ДО 20
8-11
-
25-30
25-30
5.5. Воздушно-тепловой режим.
Площадь исправно работающих фрамуг и форточек в учебных кабинетах должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
Учебные кабинеты проветриваются во время перемен. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, а до начала и после занятий осуществляется сквозное проветривание.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений
в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура
Длительность проветривания помещений (мин.)
в малые перемены
в большие перемены
от+10 С до +6 С
4-10
25-35
от +5 С до 0 С
3-7
20-30
от 0 С до -5 С
2-5
15-25
от -5 С до -10 С
1-3
10-15
ниже -10 С
1-1,5
5-10
При температуре наружного воздуха более +10°С целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Температура воздуха в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях в зависимости от климатических условий должна составлять:
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->18-20°С при их обычном остеклении и 19-21°С - при ленточном остеклении;
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->в учебных мастерских - 15-17°С:
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->в актовом зале, лекционной аудитории, классе пения и музыки, клубной комнате - 18-20°С;
Перепад температуры воздуха в учебном кабинете как по вертикали, так и по горизонтали не должен превышать 2-3 С.
Уроки физкультуры следует проводить в хорошо аэрируемых залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5 С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание - во время перемен в отсутствие учащихся.
При достижении в помещении температуры воздуха в 15—14 С проветривание зала следует прекращать.
В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.
В школьных мастерских, где работа на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла и пыли, оборудуется механическая вытяжная вентиляция. Кратность воздухообмена должна составлять не менее 20 м3 в час на одного ребенка. Станки и механизмы должны отвечать требованиям санитарных норм и иметь соответствующие защитные приспособления.
Требования к учебным кабинетам
1. Наличие паспорта и плана работы учебного кабинета на учебный год.
2. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
3. Укомплектованность кабинета оборудованием и учебно-методическим комплексом средств обучения.
4. Соответствие оборудования и учебно-методического комплекса средств обучения профилю кабинета.
5. Наличие в кабинете комплекса материалов для диагностики качества обучения по профилю кабинета.
6. Обеспеченность кабинета учебниками, дидактическими и раздаточными материалами по его профилю.
7. Наличие в кабинете стендового материала, который носит обучающий характер:
• рекомендаций по выполнению домашних работ;
• рекомендаций по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен).
8. Расписание работы учебного кабинета.
Документация учебного кабинета
1. Паспорт учебного кабинета.
2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
3. Инструкция по правилам техники безопасности при работе в учебном кабинете (в кабинетах физики, химии, биологии, учебных мастерских, спортивном зале).
4. График работы учебного кабинета.
5. Акт приемки учебного кабинета администрацией школы.
6. План работы учебного кабинета на учебный год.
Правила пользования учебным кабинетом
1. Кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий.
2. Учащиеся должны находиться в кабинете только в присутствии учителя.
3. Кабинет должен проветриваться каждую перемену.
4. Учитель должен организовывать уборку кабинета по окончании занятий в нем.
Инвентарная ведомость
на технические средства обучения учебного кабинета
Номер
п/п
Название технического средства обучения
Марка
(модель)
Год
приобретения
Инвентарный
номер
1
Телевизор
2005
2
Парты
3
Доска
4
Фильмопроектор
Ф75 – 1М
1993
5
Стулья
Требования к кабинету истории и обществознания.
Оборудование кабинета истории в школе состоит из трёх основных частей:
специальной мебели и приспособлений,
технической аппаратуры,
учебных пособий.
В кабинете должны быть представлены:
<!--[if !supportLists]-->– <!--[endif]-->настенные исторические карты,
<!--[if !supportLists]-->– <!--[endif]-->демонстрационные картины и таблицы,
В настоящее время учебников, научных и научно–популярных книг по истории издаётся очень много, стремительно растёт и число исторических сайтов в интернете. Учащийся, заинтересовавшийся какой-либо исторической проблемой или поставленный перед необходимостью углубленного изучения отдельной темы (например, для написания реферата), обычно не испытывает дефицита в источниках исторической информации. Иное дело-овладение способами работы с этой информацией, определёнными умениями и навыками, абсолютно необходимыми для её действительного, а не формального усвоения. Правила и рекомендации по работе с исторической информацией объединены в пакет «Учимся учиться», который хранится на видном месте в кабинете истории, он в любой момент доступен для каждого ученика и постоянно пополняется. Материалы из данного пакета могут использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.
Общие правила составления плана при работе с текстом
1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Правила конспектирования
1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.
4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.
5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним , максимум двумя предложениями.
Как дать рецензию на ответ товарища
1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
2. Следовал ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.
3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.
4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.
5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).
Как составить синхронистическую таблицу
1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.
2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.
3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.
4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.
5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.
Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений
1. Причины возникновения явления:
-противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,
-потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.
2. Содержание явления, его развитие:
-важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,
-социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.
3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:
-разрешение данным явлением назревших противоречий,
-влияние данного явления на общий процесс исторического развития.
Характеристика общественных выступлений
1. Время и место выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).
7. Масштабы выступления.
8. Уровень организованности,
9. Имена участников, руководителей.
10. Развитие событий, основные этапы.
11. Значение выступления, его результаты.
Характеристика политического строя государства
1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
-глав государства, его полномочия,
-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),
-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),
-судебные органы,
-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,
-местные органы власти.
5. Прав граждан (подданных):
-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)
-политические права и свободы,
-личные права и свободы,
-возможность использования провозглашенных законом прав.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.
Характеристика войн
1. Причина войн, хронологические рамки.
2. Воюющие страны или группировки стран.
3. Цели сторон.
4. Соотношение сил воюющих стран.
5. Повод к войне.
6. Ход военных действий (по этапам):
-планы сторон в начале каждого этапа,
-военные и политические итоги этапа.
7. Характер войны.
8. Условия мирного договора.
9. Военные и политические итоги войны.
Как дать оценку историческому событию
1. Установите причины события.
2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.
3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)
4. Связь с другими подобными событиями.
5. Значение:
-для участников события,
-для последующего исторического развития.
Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля
1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?
2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.
5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.
Рекомендации по написанию реферата на историческую тему
1. Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.
2. Составить план.
3. При чтении литературы выделить основные идеи, положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание.
4. Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод.
Структура реферата
1. План или оглавление с указанием страниц.
2. Обоснование выбора темы.
3. Теоретические основы выбранной темы.
4. Изложение основного вопроса.
5. Вывод и обобщение.
6. Практическое значение реферата.
7. Список используемой литературы.
8. Приложения.
Примерные аспекты содержания реферата
1. Вводная часть:
-Обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме).
2. Основная часть:
-суть проблемы, изложение объективных исторических сведений по теме реферата,
-критический обзор источников,
-собственные сведения, версии, оценки.
3. Заключение:
-основные выводы,
-результаты и личная значимость проделанной работы,
-перспективы продолжения работы над темой.
Оформление титульного листа
<!--[if !supportLists]-->– <!--[endif]-->название школы,
<!--[if !supportLists]-->– <!--[endif]-->содержательность, логичность, аргументированность изложения материала и обобщение выводов;
<!--[if !supportLists]-->– <!--[endif]-->умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать материалы;
<!--[if !supportLists]-->– <!--[endif]-->умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать ей критическую оценку;
<!--[if !supportLists]-->– <!--[endif]-->присутствие личностной позиции автора, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;
<!--[if !supportLists]-->– <!--[endif]-->умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля реферата;
<!--[if !supportLists]-->– <!--[endif]-->правильное оформление реферата, соответствие с планом, наличие цитат, их оформление,
<!--[if !supportLists]-->– <!--[endif]-->сопроводительные материалы к реферату.
Литература
1. Учебный кабинет в школе // «Завуч». 2001. № 7.
2. Пакет правил и рекомендаций «Учимся учиться» для кабинета истории, И.Н. Дрёмова // «Преподавание истории в школе». 2002. № 7.
3. Стрелова О.Ю. Справочник школьника по истории.— М., 1999.
Организация работы учебного кабинета
Требования к учебным кабинетам
1. Наличие паспорта и плана работы учебного кабинета на учебный год.
2. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
3. Укомплектованность кабинета оборудованием и учебно-методическим комплексом средств обучения.
4. Соответствие оборудования и учебно-методического комплекса средств обучения профилю кабинета.
5. Наличие в кабинете комплекса материалов для диагностики качества обучения по профилю кабинета.
6. Обеспеченность кабинета учебниками, дидактическими и раздаточными материалами по его профилю.
7. Наличие в кабинете стендового материала, который носит обучающий характер:
• рекомендаций по выполнению домашних работ;
• рекомендаций по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен).
8. Расписание работы учебного кабинета.
Документация учебного кабинета
1. Паспорт учебного кабинета.
2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
3. Инструкция по правилам техники безопасности при работе в учебном кабинете (в кабинетах физики, химии, биологии, учебных мастерских, спортивном зале).
4. График работы учебного кабинета.
5. Акт приемки учебного кабинета администрацией школы.
6. План работы учебного кабинета на учебный год.
Правила пользования учебным кабинетом
1. Кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий.
2. Учащиеся должны находиться в кабинете только в присутствии учителя.
3. Кабинет должен проветриваться каждую перемену.
4. Учитель должен организовывать уборку кабинета по окончании занятий в нем.
Структура паспорта учебного кабинета
Полное название образовательного учреждения
Паспорт кабинета № _____
Учебный год:
Ф.И.О. учителей, ответственных за кабинет:
Ответственный класс:
Сентябрь
Январь
Июнь
Оценка состояния кабинета
Инвентарная ведомость на технические средства обучения
учебного кабинета №...
Номер п/п
Название технического средства обучения
Марка
Год приобретения
Инвентарный номер
График занятости кабинета № …
на первое (второе) полугодие 200_/0_ учебного года
Урок
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
1
Класс/учитель
Класс/учитель
Класс/учитель
Класс/учитель
Класс/учитель
Класс/учитель
…
Занятость кабинета после уроков
УТВЕРЖДЕНО УТВЕРЖДАЮ
ПредседательДиректор
профсоюзного школы __________________
комитета ______________ ____________________ 200 __ г.
ИНСТРУКЦИЯ №
по правилам безопасности для учащихся в кабинете истории
I. Общие требования безопасности
1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся занимающихся в кабинете.
2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок , входить и выходить из кабинета.
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Учащиеся обязаны соблюдать порядок и чистоту в кабинете.
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Во время перемен учащиеся обязаны навести порядок на своём рабочем месте и приготовиться к следующему уроку.
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Учащимся запрещается бегать в классе, толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу.
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать товарищей от занятий посторонними разговорами. Учебное время должно использоваться учащимися только для учебных целей.
<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Звонок об окончании урока даётся для учителя. Только когда учитель объявит об окончании урока, учащиеся в праве покинуть класс.
Кабинет истории
Санитарно-гигиенические требования
2.11.1.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение".
2.11.1.2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.
2.11.1.3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
2.11.1.4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
2.11.1.5. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов:ЛС002х40, ЛП028Х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны быть установлены вдоль лаборатории в два ряда (параллельно окнам). Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников.
Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0, 3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
2.11.1.6. Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске - 500 лк.
2.11.1.7. Окраска помещения, в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности; Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цветов), а на север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).
2.11.1.8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеумное на утепленной основе.
2.11.1.9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.
Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.
Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0,7-0,8, пола-0,3-0,5.
2.11.1.10. Лаборатория и лаборантское помещение должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 55.
2.11.1.11. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.
2.11.1.12. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ПУЭ и ГОСТ 28139-89.
2.11.2. Требования к комплекту мебели
2.11.2.1. Кабинет истории должен иметь комплект специализированной мебели для:
- организации рабочего места учителя;
- организации рабочих мест обучающихся;
- рационального размещения и хранения средств обучения;
- организации использования аппаратуры.
2.11.2.2. Мебель для организации рабочего места учителя включает стол для учителя с местом для графопроектора (стол с углублением или специализированная тумба), стул и классную доску.
2.1.2.3. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает двухместные ученические столы разных ростовых групп (М N 4,5,6) с цветовой маркировкой в комплекте со стульями тех же ростовых групп.
2.1.2.5. Мебель для размещения и хранения учебного оборудования включает комбинированный шкаф состоящий из следующих секций (ГОСТ 18666-95):
- нижняя (с цоколем) с глухими дверками - 2-6 шт.;
- верхняя (устанавливается на нижнюю) с остекленными дверками - 2-6 шт.;
- верхняя (устанавливается на остекленную) с глухими дверками - 2-6 шт.
2.11.2.5. Для хранения карт, картин и таблиц должны быть предусмотрены ящики, сконструированные так, чтобы обеспечить свободный доступ к пособиям.
2.11.2.6. Для хранения и установки в рабочем положении проекционной и звукотехнической аппаратуры следует использовать специальные шкафы-подставки или передвижные столики-тележки.
2.11.3. Требования к оснащению кабинета аппаратурой и приспособлениями
2.11.3.1. В кабинете рекомендуется иметь следующую аппаратуру: телевизор, видеомагнитофон, графопроектор, диапроектор, магнитофон, проигрыватель, эпипроектор, проекторы другие.
2.11.3.2. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в лаборатории должно предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски стене лаборатории, третья - на стене, противоположной окнам.
2.11.3.3. Для проекции транспарантов, опытов, моделей необходим экран с регулируемым углом наклона.
2.11.3.4. В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. Для этого выделяются следующие зоны:
- у задней стены (диапроектор с длиннофокусным объективом для демонстрации диафильмов);
- в середине кабинета (диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, диапроектор для демонстрации диапозитивов, эпипроектор);
- в зоне рабочего места учителя(графопроектор,телевизор, видеомагнитофон) .
2.11.3.5. При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2-1,4 м)расстояние от экрана до первых столов обучающихся должно быть не менее 2,7м, а до последних столов - не более 8,6 м.
Высота нижнего края экрана над полом 1,2-1,5 м.
Оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от подиума 1,2-1,3 м.
2.11.4. Требования к помещениям кабинета
2.11.4.1. Площадь кабинета должна быть не менее 50 кв.м при ширине помещения не менее 6 м. Наиболее благоприятные условия создаются в помещениях размером 60 м2. Если позволяют условия, то для кабинета рекомендуется оборудовать лаборантскую комнату размером 18 кв.м.
2.11.4.2. Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Ученические столы рекомендуется устанавливать как правило в три ряда. Допускается двухрядная и однорядная расстановка столов.
Расстояние между столами в ряду -0,6м, между рядами столов - не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами - О,5-0,7 м, от первых столов до передней стены около 2,6-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места обучающихся от классной доски -8,6м.
2.11.4.3. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска и часть постоянной экспозиции (справочные таблицы).
2.11.4.4. Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования (8-ми или 18-ти секционный в зависимости от площади классного помещения).
2.11.4.5. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиции.
2.11.4.6. Рекомендуется типовая планировка кабинета: на передней стене справа от входной двери - доска, слева - ряды рабочих мест обучающихся.
2.11.5. Оснащение кабинета учебным оборудованием.
2.11.5.1. Организация кабинета истории предусматривает оснащение его полным комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими "Перечнями учебного оборудования по истории для общеобразовательных учреждений России", утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.
2.11.5.2. В кабинете следует иметь выпускаемые промышленностью средства обучения, которые могут быть использованы в соответствии с действующими учебниками и программами: карты, картины , таблицы, альбомы, раздаточный материал; диапозитивы и диафильмы, транспаранты, звуковые пособия ( магнитофонные записи, лазерные диски); видеозаписи, компьютерные программы.
2.11.5.3. В кабинете должен быть книжный фонд, содержащий учебники, хрестоматии, книги для чтения, сборники вопросов и заданий по отдельным курсам истории; сборники документов; методические руководства; литературу справочного характера - словари (исторический, политический, философский, экономический, мифологический); научно-популярную литературу по истории, научно-историческую литературу, книги по истории культуры; энциклопедии, статистические сборники, журнал "История в школе".
2.11.5.4. В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.
2.11.5.5. В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений с указанием их инвентарного номера.
2.11.6. Организация рабочих мест учителя и обучающихся
2.11.6.1. Рабочее место учителя должно быть оборудовано столом в соответствии с требованиями ГОСТ 18313-93, в котором предусмотрено отделение для магнитофона и проигрывателя или музыкального центра. Благодаря откидным верхней крышке и передней стенке это отделение может служить как для использования, так и для хранения аппаратуры. Внизу стола должен быть расположен специальный ящик с укладками для различного вида звукозаписей. На столе должен быть смонтирован пульт управления, что позволит учителю со своего места управлять аппаратурой в кабинете
2.11.6.2. Рядом со столом учителя следует иметь подставку для графопроектора.
2.11.6.3. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита - 1500 х 1000 мм, откидных щитов - 750 х 1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.
2.11.6.4. Рабочие места обучающихся должны быть оборудованы двухместными столами и стульями разных ростовых групп. Допускаются одноместные столы. У столов может быть горизонтальная крышка; для портфелей и ранцев в подстолье должна быть полка, спереди закрытая щитом (один из вариантов стола консольной конструкции в соответствии с ГОСТ 11015-93). Рекомендуется использовать стул ученический консольной конструкции в соответствии с ГОСТ 11016-93 с цветовой маркировкой ростовой группы:
Группа мебели
Высота переднего края сиденья стула, мм
Группа роста, мм
Цвет маркировки
Высота стола, мм
4
380
1460 до 1600
Красный
640
5
420
1600 до 1750
Зеленый
700
6
460
1750 до 1800
Голубой
760
2.11.7. Требования к размещению и хранению оборудования
2.11.7.1. При размещении и хранении учебного оборудования должно быть обеспечено:
- соблюдение правил хранения;
- сохранность средств обучения;
- постоянное место, закрепленное за данным видом пособия с учетом того, как часто оно используется на уроках. Место это должно быть удобно для быстрого извлечения и быстрого возврата пособия на хранение;
- возможность быстрого проведения учета пособий к контроля за их состоянием.2.11.7.2. В шкафных секциях должны быть размещены библиотека кабинета, атласы, контурные карты, альбомы, ученические работы, различные картотеки, раздаточный и краеведческий материал, объемные пособия. Здесь же хранятся в специальных укладках аудиовизуальные средства обучения: видеозаписи, магнитные записи, граммзаписи, диафильмы, диапозитивы и др. Отдельные секции шкафа следует смонтировать таким образом, чтобы в середине их можно было устроить картохранилище.
2.11.7.3. Картины и таблицы, которые по габаритам не умещаются в ящиках под доской хранят в ящиках-табличниках, установленных отдельно по боковой стене под экспозиционными щитами.
Таблицы размещают по классам и темам с указанием списка и номера таблицы.
2.11.7.4. Для хранения проекционной аппаратуры предназначена специальная секция комбинированного шкафа. При отсутствии такой секции аппаратуру хранят в секциях с глухими дверками, разместив съемные полки в них на нужной высоте.
Для использования на уроке аппаратуру размещают на специальной передвижной тележке у задней стены лаборатории.
Графопроектор во избежание паралакса (искажения изображения) также устанавливают на передвижной тележке.
2.11.8. Требования к оформлению интерьера кабинета
2.11.8.1. В кабинете следует экспонировать материалы, которые используются повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного экспонирования. Не следует перегружать интерьер кабинета, все экспонируемые материалы должны быть функционально значимы и видны с каждого рабочего места: текст и рисунки должны быть достаточно крупными.
2.11.8.2. Важнейшим элементом интерьера кабинета должна служить передняя стена и зона около нее. На стене должна быть классная доска. Вся доска или ее часть должны обладать магнитными свойствами для демонстрации с помощью магнитов аппликаций, карт, картин, рисунков, фотографий и др. Над доской к потолку должен крепиться экран. В рабочем положении он опущен, в нерабочем - свернут. Для демонстрации карт, картин и таблиц должны служить специальные ролики на верхней части классной доски, а также переносная подставка. Рядом с классной доской следует разместить телевизор.
2.11.8.3. Постоянную экспозицию составляют таблицы и карты, используемые почти на каждом уроке, а также портреты ученых-историков.
2.11.8.4. К сменной экспозиции относятся конструктивные материалы. Экспозиционные стенды следует располагать на боковой стене.
2.11.8.5. Экспозиция материалов может быть успешно совмещена с хранением некоторых видов учебного оборудования в остекленных секциях комбинированных шкафов.
<!--[if !supportLists]-->3. <!--[endif]-->Приказ о назначении зав. Кабинетом (взять ксерокопию у администрации школы или в ШМО).
<!--[if !supportLists]-->4. <!--[endif]-->Договор «О полной индивидуальной материальной ответственности» (Приложение № 2 к Постановлению Минтруда России от 31. 12. 2002 № 85).
<!--[if !supportLists]-->5. <!--[endif]-->Инструкция по охране труда при проведении занятий в кабинетах начальных классов, математического и гуманитарного циклов. ИОТ-016-05.
<!--[if !supportLists]-->6. <!--[endif]-->Инструкция по охране труда для учителя истории.
<!--[if !supportLists]-->7. <!--[endif]-->Инструкция по правилам безопасности для учащихся в кабинете истории.
<!--[if !supportLists]-->8. <!--[endif]-->Санитарно-гигиенические требования к кабинету истории.
<!--[if !supportLists]-->9. <!--[endif]-->Критерии конкурса учебных кабинетов.
<!--[if !supportLists]-->10. <!--[endif]-->Методические рекомендации «Кабинет истории как одно из условий успешной подготовки учащихся к ЕГЭ».
<!--[if !supportLists]-->11. <!--[endif]-->Перечни технических средств обучения для общеобразовательной школы.
<!--[if !supportLists]-->12. <!--[endif]-->Организация работы учебного кабинета.
<!--[if !supportLists]-->13. <!--[endif]-->Правила поведения для учащихся.
<!--[if !supportLists]-->14. <!--[endif]-->Анализ работы кабинета за 2007/2008 учебный год.
<!--[if !supportLists]-->15. <!--[endif]-->Задачи на 2008/2009 учебный год.
<!--[if !supportLists]-->16. <!--[endif]-->График занятости кабинета № 5 на первое полугодие 2008/2009 учебного года.
<!--[if !supportLists]-->18. <!--[endif]-->Инвентарная ведомость на технические средства обучения учебного кабинета № 5.
Структура паспорта учебного кабинета
Полное название образовательного учреждения
Паспорт кабинета № _____
Учебный год:
Ф.И.О. учителей, ответственных за кабинет:
Ответственный класс:
Сентябрь
Январь
Июнь
Оценка состояния кабинета
Инвентарная ведомость на технические средства обучения
учебного кабинета №...
Номер п/п
Название технического средства обучения
Марка
Год приобретения
Инвентарный номер
График занятости кабинета № …
на первое (второе) полугодие 200_/0_ учебного года
Урок
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
1
Класс/учитель
Класс/учитель
Класс/учитель
Класс/учитель
Класс/учитель
Класс/учитель
…
Занятость кабинета после уроков
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа …
Паспорт учебного
кабинета истории
Учебный год:
Ответственный за кабинет:
учитель истории и обществознания…..
Ответственный класс…
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
П Е Р Е Ч Н И
ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Москва, 1998 Разработано: Центром средств обучения Института общего среднего образования РАО
Составитель: И.А. Милютина
Утверждено Ученым Советом Института 20 июня 1998г.
(С) Центр средств обучения Институт общего среднего образования РАО, 1998 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
При составлении перечней технических средств обучения учтены изменения, произошедшие в учебных планах школы и в технике, применение которой возможно рекомендовать для школ. К сожалению, тенденция к сокращению реального фонда ЭЗС продолжается. Основными причинами ее стали: физическое старение техники (износ школьного парка технических средств, отсутствие на современном рынке комплектующих деталей и запчастей к старым моделям и т.п.); износ носителей информации, на которых производилась запись и хранение ЭЗС; прекращение, без возможности последующего восстановления, промышленного выпуска многих, традиционных для школы технических средств, например, кинопроекторов, эпипроекторов, катушечных магнитофонов, проигрывателей грампластинок и др. вместе с соответствующими им носителями (кинопленкой, магнитной лентой, грампластинками). Практически завершен выпуск диафильмов, сохранено только производство серий слайдов.
Некоторые рекомендованные ранее и работающие технические средства, прежде всего вычислительная техника, не позволяют преподавать предметы на современном уровне. Так, например, в области информатики нельзя продемонстрировать и освоить практически работу современного программного обеспечения, невозможно полностью обеспечить требования стандарта по части знакомства с работой основных технических устройств и др. трудности. Компьютеры типа "Агат-9", "Ямаха", "Электроника", IBM на базе процессора 286 Intel и др., либо малой мощности, либо несовместимы не только с современными, но и друг с другом. Таким образом, налицо моральное устаревание технических средств, которое невозможно компенсировать приобретением аналогичной продукции.
Использование современных обучающих технологий требует использования в школах видео и аудиомагнитофонов (кассетных), компьютеров, соответствующих стандартам мультимедийных, проигрывателей CD-дисков и др.
В перечнях произведены необходимые изменения состава школьной аппаратуры. Так, из перечней исключены аппараты и устройства, выпуск которых прекращен. Если школа имеет работающие технические средства старых моделей с соответствующими комплектами ЭЗС, она может использовать их в учебном процессе до полного физического износа. Исключение составляют устаревшие образцы техники и ЭЗС, применение которых противоречит требованиям стандартов образования.
Предполагается плавное поэтапное вытеснение снятых с производства или не оправдывающих себя в современном учебном процессе образцов техники новыми современными устройствами. Разработано значительное количество компьютерных программ, в том числе с включенными элементами видеозаписей, практически по всем предметам средней школы; расширяется относительное производство видеозаписей, в том числе возможно профессиональное перенесение информации с устаревших носителей, например, кинопленки.
Современный рынок техники, отвечающей запросам школ при решении задач образования, очень широк. Его характерными чертами являются: во-первых, практически полное отсутствие отечественных образцов; во-вторых, широкое развитие многофункциональной техники. Первая черта, видимо, еще долгое время будет присуща рынку технических средств. Отечественная техника, а также техника стран СНГ, не отвечает высоким стандартам качества при почти одинаковой цене с импортной. При таком положении вещей она еще длительное время не будет конкурентоспособной. Вряд ли школе есть смысл закупать графопроектор "Пеленг" производства Беларуси по ценам около 1000$, если есть образцы фирмы 3М, Sharp и др., которые можно использовать не только как графопроектор, но, при соединении с жидкокристаллической панелью, и для вывода на большой экран информации с компьютера. Стоит ли приобретать магнитофонные кассеты МК60, если известно, что при их использовании головки магнитофона выходят из строя быстрее, чем для аналогичных импортных кассет (например, TDK), которые, к тому же имеют большую продолжительность звучания (аналогичная ситуация складывается и для видеокассет).
Вторая черта современного рынка техники очень интересна и дает новые возможности школам. Так, приобретение одной единицы многофункционального устройства адекватно покупке нескольких единиц монофункциональных устройств. Например, современный компьютер Aspire Acer является телекоммуникационным центром, содержит аудио и видео проигрыватель CD-дисков, полноценную видеостудию для начинающих режиссеров, художников, продюсеров. Проекторы, допустим фирмы Sharp, позволяют вывести на большой экран, который, в свою очередь, может изменять размер диагонали, информацию с компьютеров фирм и IBM, и Apple, с видеомагнитофона, с видеокамеры, работают со всеми телевизионными стандартами, сопровождают показ звуком и др. Музыкальный центр позволяет прослушивать магнитофонные кассеты, радиопередачи, CD-диски, работает в режиме стерео или моно, осуществляет запись на кассеты и др. Конечно такие устройства намного дороже, но будет ли дешевле покупка всего набора техники, которую заменяет одно такое устройство.
Сдерживающими моментами, кроме отсутствия должного объема бюджетного финансирования учебных заведений, оказывается ограниченный на данном этапе состав современных ЭЗС, подкрепленных методическими разработками требуемого качества, и относительно высокая цена предлагаемого технического парка. Однако, новые технические устройства позволяют сравнительно легко подготавливать требуемые для проведения урока ЭЗС учителю самостоятельно.
В перечни включены блоки для хранения дискет и CD-дисков и исключены блоки для хранения грамзаписей в связи с изменениями носителей информации.
Радиола заменена музыкальным центром на основании тех же причин.
Один из кассетных магнитофонов заменен двухкассетным для обеспечения возможности удобного самостоятельного монтирования аудиозаписей.
Сокращено количество диапроекторов, причем обращаем внимание, что диапроекторы ориентированы только на показ слайдов, и графопроекторов. Но дополнительно вводятся проекторы для показа изображений с компьютера, прозрачных пленок, видеомагнитофона, видеокамеры. Они заменят ряд функций графопроекторов и диапроекторов, но дают более широкие возможности в использовании других источников получения информации. Можно предложить проекторы фирмы Sharp.
Компьютер также вводится в перечень ТСО общешкольного назначения, естественно возможно его включение в общую компьютерную сеть, если она есть в школе, или самостоятельное использование для демонстрации компьютерных средств обучения классу (совместно с проектором любого типа). Шкафы сейфового типа предназначены для хранения мобильного парка техники в едином центре.
Перечень дополнен аксессуарами, позволяющими поддерживать технику в рабочем состоянии и делать общение с ней более комфортным.
Код ОКП
Наименование
Количество
Девятилетняя школа
Акустические колонки для зала
1 комп.
Антенна телевизионная коллективная
1 шт.
Блок для хранения аудиокассет
по кол-ву кассет
Блок для хранения видеокассет
по кол-ву кассет
Блок для хранения дискет
по количеству дискет
Блок для хранения СD-дисков
по количеству дисков
Видеокассеты
не менее 50 шт.
Видеомагнитофон кассетный *)
2 шт.
Графопроектор
2 шт.
Диапроектор для показа слайдов
3 шт.
Дискеты
100 шт.
Компьютер, возможно компактный, следующей конфигурации:
1 шт.
- процессор Pentium/Pentium Pro
- с тактовой частотой не хуже 166 МГц
- материнская плата с шиной VLB или PCI
- привод CD-ROM 4-х, лучше 8-ми скоростной
- оперативная память 16 Мб, лучше 32 Мб
- емкость винчестера не менее 1 Гб лучше 2 Гб
- объем видеопамяти 1 Мб с возможностью расширения до 2 Мб
- клавиатура механическая со щелчком
- мышь
- звуковая карта ESS1688
- дисководы - 5.25" и 3.5"
- монитор цветной, класса LR, 15"
- колонки и наушники
- принтер струйный или лазерный
- факс-модем
Лента магнитная в кассетах
50 шт.
Магнитофон кассетный
2 шт.
Магнитофон двухкассетный
1 шт.
Микрофон для зала
1 шт.
Музыкальный центр
1 шт.
Набор принадлежностей для приготовления транспарантов **)
5 шт.
Оборудование лингафонной лаборатории ***)
3 компл.
Проектор для показа изображений с видеомагнитофона, видеокамеры, компьютера
1 шт.
Проектор с LCD-панелью для показа изображений с компьютера и прозрачных пленок
1 шт.
Телевизор цветного изображения *)
2 шт.
Тележка универсальная
9 шт.
Тумба для установки проекторов
6 шт.
Устройство для зашторивания со шторами
9 шт.
Шкафы сейфового типа для хранения техники
по количеству единиц хранения
Экран
7 шт.
АКСЕССУАРЫ
Пульты дистанционного управления для
- телевизоров,
- видеомагнитофонов,
- проекторов
по количеству единиц техники
Набор инструментов
2 комплекта
Наборы для чистки
2 комплекта
Комплект чистящих дискет и кассет
1 шт.
*) Можно заменить приобретение одного видеомагнитофона пишущим плеером, что значительно дешевле, или использовать вместо одного телевизора и видеомагнитофона моноблок.
**) Вместо данных устройств возможно использование компьютера с программой подготовки презентаций и принтера, осуществляющего вывод информации на прозрачную пленку. ***) Возможно использование компьютерного класса для проведения занятий по изучению иностранного языка и индивидуальных музыкальных занятий при наличии необходимых программ.
При наличии денежных средств желательно дополнить предложенный перечень видеокамерой для проведения съемок учащимися или преподавателями и цифровой камерой, позволяющей вводить фотоинформацию в компьютер. Оба этих устройства с успехом выполнят функцию эпипроектора, снятого с производства.
Средняя школа
Акустические колонки для зала
1 комплект
Антенна телевизионная коллективная
1 шт.
Аппаратура кабельного TV
1 комплект
Блок для хранения аудиокассет
по кол-ву кассет
Блок для хранения видеокассет
по кол-ву кассет
Блок для хранения дискет
по количеству дискет
Блок для хранения СD-дисков
по количеству дисков
Видеокассеты
не менее 70 шт.
Видеомагнитофон кассетный *)
3 шт.
Графопроектор
3 шт.
Диапроектор для показа слайдов
4 шт.
Дискеты
150 шт.
Компьютер, возможно компактный, следующей конфигурации:
1 шт.
- процессор Pentium/Pentium Pro
- с тактовой частотой не хуже 166 МГц
- материнская плата с шиной VLB или PCI
- привод CD-ROM 4-х, лучше 8-ми скоростной
- оперативная память 16 Мб, лучше 32 Мб
- емкость винчестера не менее 1 Гб лучше 2 Гб
- объем видеопамяти 1 Мб с возможностью расширения до 2 Мб
- клавиатура механическая со щелчком
- мышь
- звуковая карта ESS1688
- дисководы - 5.25" и 3.5"
- монитор цветной, класса LR, 15"
- колонки и наушники
- принтер струйный или лазерный
- факс-модем
Лента магнитная в кассетах
50 шт.
Магнитофон кассетный
2 шт.
Магнитофон двухкассетный
1 шт.
Микрофон для зала
1 шт.
Музыкальный центр
1 шт.
Набор принадлежностей для приготовления транспарантов **)
5 шт.
Оборудование лингафонной лаборатории ***)
3 компл.
Проектор для показа изображений с видеомагнитофона, видеокамеры, компьютера
1 шт.
Проектор с LCD-панелью для показа изображений с компьютера и прозрачных пленок
1 шт.
Телевизор цветного изображения *)
2 шт.
Тележка универсальная
9 шт.
Тумба для установки проекторов
6 шт.
Устройство для зашторивания со шторами
9 шт.
Шкафы сейфового типа для хранения техники
по количеству единиц хранения
Экран
9 шт.
*) Можно заменить приобретение одного видеомагнитофона пишущим плеером, что значительно дешевле, или использовать вместо одного телевизора и видеомагнитофона моноблок. **) Вместо данных устройств возможно использование компьютера с программой подготовки презентаций и принтера, осуществляющего вывод информации на прозрачную пленку. ***) Возможно использование компьютерного класса для проведения занятий по изучению иностранного языка и индивидуальных музыкальных занятий при наличии необходимых программ.
АКСЕССУАРЫ
Пульты дистанционного управления для
- телевизоров,
- видеомагнитофонов,
- проекторов
по количеству единиц техники
Набор инструментов
2 комплекта
Наборы для чистки
2 комплекта
Комплект чистящих дискет и кассет
1 шт.
При наличии денежных средств желательно дополнить предложенный перечень видеокамерой для проведения съемок учащимися или преподавателями и цифровой камерой, позволяющей вводить фотоинформацию в компьютер. Оба этих устройства с успехом выполнят функцию эпипроектора, снятого с производства.
Как оценитьсостояние учебного кабинета?
М.В. Чикурова,директор общеобразовательной школы № 27 г. Ижевска, старший преподаватель кафедры управления образованием Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики
Состояние учебного кабинета целесообразно оценивать по трем направлениям:
• оборудование;
• эстетика оформления;
• соблюдение правил техники безопасности и нормативных санитарно-гигиенических требований.
Примерные критерии оценки каждого направления представлены в таблице.
Таблица для экспертной оценки состояния учебного кабинета
Направление
Критерии
Балл
1. Оборудование кабинета
1. Наличие паспорта кабинета и плана обновления его учебно-методического оборудования.
2. Укомплектованность кабинета необходимым учебным оборудованием (в соответствии с перечнем).
3. Порядок хранения оборудования в кабинете.
4. Обеспеченность учебниками, справочно-информационной, научно-популярной, художественной литературой, учебными и дидактическими пособиями для самостоятельных работ и практических занятий, сборниками задач и упражнений.
5. Порядок систематизации и хранения учебников, справочно-информационной, научно-популярной, художественной литературы, учебных и дидактических пособий для самостоятельных работ и практических занятий, сборников задач и упражнений.
6. Наличие папок (иных хранилищ) со сменным материалом для стендов; качество систематизации этих материалов.
7. Культура оформления материалов для стендов.
8. Наличие и состояние технических средств обучения, обеспечение условий для их использования и хранения в кабинете
2. Эстетика оформления учебного кабинета
1. Окраска кабинета с учетом степени солнечного освещения и цвета мебели.
2. Соблюдение определенного (единого) стиля в оформлении кабинета.
3. Привлекательность содержания материалов на стендах и способ их размещения (включая отсутствие на передней стене учебного кабинета материалов, отвлекающих внимание школьников и создающих психологический дискомфорт).
4. Оформление рабочего места учителя
3. Соблюдение правил техники безопасности и нормативных санитарно-гигиенических требований
1. Наличие в кабинете инструкций по технике безопасности, журнал инструктажа учащихся по соблюдению норм техники безопасности.
2. Регулярность проветривания помещения.
3. Наличие аптечки.
4. Наличие противопожарного инвентаря (для учебных мастерских, лабораторий и кабинетов, в которых оно необходимо).
5. Уровень освещенности кабинета (включая бесшумное функционирование всех светильников, наличие закрытых плафонов и дополнительного освещения у доски).
6. Чистота помещения и мебели.
7. Соответствие мебели росту учащихся, обучаемых в этом кабинете.
8. Наличие в кабинете комнатных растений и их размещение согласно нормам СанПиН (в классе не должно быть цветов высотой более 20 см и количеством — более 2–3 горшков на подоконнике).
9. Правильное размещение штор в кабинете (темные шторы в простенках, тюль должен доходить только до середины окна).
10. Соблюдение соответствия численности учащихся гигиенической норме вместимости кабинета (при высоте 3,5 м норма на одного учащегося — 1,43 м2, 3 м — 1,7 м2, 2,5 м — 2,2 м2)
Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале (от 0 баллов до 2 баллов). Максимально возможное количество баллов — 44.
Деление полученной суммы баллов на 44, умноженное затем на 100%, позволяет оценить уровень состояния кабинета. Если полученное значение составляет более 80%, то состояние кабинета можно оценить как хорошее; если оно составляет от 70 до 80% — допустимое; 50–70% — удовлетворительное; менее чем 50% — неудовлетворительное.