Официальный сайт hauteecole 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Песенно-танцевальная музыка

Фото пользователя Елена Геннадьевна Тарасова
Submitted by Елена Геннадьевна Тарасова on вс, 15/08/2010 - 19:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Васильева Галина Алексеевна
Место работы, должность: 
Красносвободненская санаторная школа-интернат, Тамбовская область, учитель
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
знакомство жанровыми истоками сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности; разучивание народной хороводной песни «Ходила младешенька…».
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

программа Э.Б. Абдуллина под научным руководством Д.Б. Кабалевского

Используемая методическая литература: 

методические рекомендации к программе

Используемое оборудование: 

записи в формате mp3: «Прелюдия № 7», «Прелюдия № 20» Ф. Шопена; молитва «Богородице, Дево, радуйся»; Римский-Корсаков «Садко» - песня Баяна, «Снегурочка» - пляска скоморохов, «Шествие царя Берендея»; Э. Григ «Шествие гномов».

 

Краткое описание: 
На данном уроке учащиеся знакомятся с жанровыми истоками сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности.

 

Тема: Песенно-танцевальная музыка.

Цель: знакомство жанровыми истоками сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности; разучивание народной хороводной песни «Ходила младешенька…».

Оборудование: «Прелюдия № 7», «Прелюдия № 20» Ф. Шопена; молитва «Богородице, Дево, радуйся»; Римский-Корсаков «Садко» - песня Баяна, «Снегурочка» - пляска скоморохов, «Шествие царя Берендея»; Э. Григ «Шествие гномов».

Организация урока: вход под музыку «Полонез» Шопена, музыкальное приветствие.

 

Ход урока.

 

I.                  Беседа о музыке Ф. Шопена.

- Так как песни бывают песнями-танцами и песнями-маршами, мы будем встречаться с музыкой песенно-танцевальной и песенно-маршевой.

На этом уроке снова прозвучит музыка великого композитора Польши Ф. Шопена. Мы познакомимся с двумя пьесами, двумя прелюдиями, в которых несмотря на их краткость, ярко выражены две важнейшие стороны творчества Шопена. В одной – его нежная любовь к музыке своего народа: польским народным песням и особенно танцам (к мазурке), во второй – мужественность, сближающая порой его музыку с музыкой Бетховена, печаль, которую он испытывал, думая о страданиях угнетенного польского народа (показать портрет Ф. Шопена).

Прелюдия – это вступление к какому-нибудь музыкальному произведению или небольшая пьеса для клавесина, фортепиано, органа

Прослушивание Прелюдии № 7.

- Какой характер у этой музыки? (Изящный, танцевальный, воздушный, мечтательный, задушевный, напевный, сердечный и т.д.) А есть ли песенность в этой мелодии (Да.) То есть здесь танцевальность сочетается с песенностью.  

 

Прослушивание Прелюдии № 20.

- А какой характер у этой мелодии? Что вы услышали в ней? (Сосредоточенный, строгий, серьезный, степенный. Услышали маршевость и песенность.)

- Правильно, в этом произведении сочетаются маршевость и песенность.

Обобщение: в музыкальных произведениях звучит не только какой-то жанр, но и их сочетание.

Исполнение детьми Прелюдии («пульс» - кулачками на весу, а мелодия – движением ладони).

 

- Каковы жанровые истоки песенности, танцевальности и маршевости? Давайте вспомним произведения устного народного творчества, которые вы проходили по чтению. Как вы думайте, что послужило началом духовной музыки? (Молитвы народа.)

 

II.               Рассказ учителя о крещении Руси и прослушивание духовной музыки.

 

Тысячу лет тому назад в X веке Русью правила княгиня Ольга. Тогда все славяне, наши предки, были язычниками, то есть поклонялись силам природы и верили многим богам: Богу Солнца, богу Грозы, богу Земли… Ольга была мудрая женщина. Она поехала в Византию и приняла там крещение. Так она стала христианкой, то есть поверила, что Бог один – Иисус Христос. Когда она приехала домой и рассказала о новой вере, мало кто послушал ее. Но своих внуков она старалась воспитывать христианами. Современники называли ее предвестницей христианства на Руси (В.Васнецов «Княгиня Ольга», «Князь Владимир» - иллюстрации).

Князь Владимир, прозванный в народе «Красное Солнышко», был внуком княгини Ольги. Он часто слушал ее рассказы о православной вере, но сам князь и весь русский народ пока оставались язычниками.

Шли годы, и Владимир стал все чаще задумываться о жизни и вере. По примеру своей бабушки, княгини Ольги, он принял христианство. А в 988 году произошло великое событие – крещение Руси.

 

- Вспомните, какой жанр более всего проявляется в духовной музыке? (Песенность.)

 

Слушание молитвы «Богородице, Дево, радуйся…» (Фрагмент)

 

III.           Беседа об устном народном творчестве и о народных мотивах в музыке русских композиторов.

Далее вспомним былины.

 

- Что такое былина? (Ответы детей: сказки-пения, рассказы-пения.)

Былины – один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей (показать иллюстрацию.) Они говорили нараспев, как неторопливое повествование. О чем рассказывали былины («быль» - было. О важных событиях на Руси, о народных героях, о защитниках русской земли.)

 

Из глубины веков дошла до нас «Былина о Добрыне Никитиче». (Дети читают нараспев фрагменты из былины неторопливо, выделяя особыми интонациями «главные» главы – отрывки по усмотрению учителя.)

То не белая береза к земле клонится,

Не шелковая трава преклоняется...

 

- Какие особенности былины создают ощущение непрерывности, тягучести звучания? (Плавные переходы от слова к слову, вспомогательные слова «то не …», «да …», «ой-да…». Фразы слитные, как бы вытекающие одна из другой. )

 

- С какой песней можно сравнить былину? (С народной хороводной)

 

Что общего между песенными мелодиями, сочиненными в народном стиле, и былинами? (Сочинял простой народ, исполнял народ, слушал тоже народ.)

Значит, и былины – исток песенности.

- В операх русских композиторов Н.А. Римского-Корсакова, М. Глинки созданы образы народных сказителей былин: Баяна и Садко. Сейчас мы с вами прослушаем песню, которую поет гусляр Садко в опере-былине «Садко» Н. Римского-Корсакова.

 

Слушание песни Баяна.

 

- Как подражают инструменты симфонического оркестра звучанию гуслей? (Арфа, переборы струн, протяжная мягкое переливчатое звучание инструментов, затяжные ноты, тихое звучание.)

- В опере-сказке «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, написанной по одноименной пьесе А. Островского, звучит несколько песен Леля. Каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти задушевные песни и пастушьи наигрыши согрели холодное сердце Снегурочки и наполнили его любовью.

 

Прослушивание 3 песни Леля «Туча со громом сговаривались».

Попробовать с детьми пропеть песню: «Ты греми, гром, а я дождь разолью…» 

 

- Как вы думаете, какой голос поет песни Леля? Почему? (Низкий, но женский, чтобы юноша казался нежнее, чище, добрее.)

 

- Как называется такой голос? (Меццо-сопрано.)

 

- Какие приемы использует композитор для передачи музыкального образа Леля? (Повтор, контраст)

 

- Как Н. Римский-Корсаков передает в песни Леля звуки природы? (Шум листвы, пение птиц…)

 

- Какие жанры музыки вы слышите в песне Леля? (Песенный, танцевальный – хоровод.)

Действие оперы «Снегурочка» происходит в сказочной стране царя Берендея. Снегурочка, дочь Мороза и Весны-Красны, стремиться из глухого леса к людям, нравятся ей из песни. В ее сердце рождается любовь и Снегурочка тает под лучами солнца, но несмотря на печальный конец сказки опера заканчивается торжественным хором : «Свет и сила, бог Ярило…»

Берендеи празднуют день прихода Ярилы – Солнца, поют песни, водят хороводы, веселятся.

 

Прослушивание «Пляски скоморохов». (Скоморохи – это странствующие актеры, певцы, плясуны, потешающие народ.)

 

- Как звучит эта музыка? (Весело, задорно, живо, проворно, празднично.)

 

- Сколько мелодий-наигрышей можно услышать в ней? (Несколько.)

 

- Какие инструменты оркестра усиливают шуточных характер танца, какие бы могли подойти? (Балалайка, трещотка, рожки бубны, ложки – народные инструменты.)

 

- Какие еще народные пляски вы знаете? Какие помните из изученного материала, знаете вообще? («Камаринская», «Яблочко», русские пляски.)

- Что общего между «Камаринской» и «Плясками скоморохов»? (Народные корни.) Это корни нашего жанра – танцевальности.

 

- Развитие какого жанра мы наблюдаем там, где шествие? (Маршевости.)

- В этой же сказке «Снегурочка» есть фрагмент «Шествие царя Берендея», прослушайте его.

 

- Тембры каких инструментов симфонического оркестра подчеркивают маршевый характер музыки (Трубы, струнные.)

 

- В каком произведении вы уже слышали маршевость? (Балет Р. Щедрина «Царь Горох».)

- Теперь послушайте произведение Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт», «Шествие гномов».

 

Слушание «Шествие гномов»

 

- Что вы слышите здесь? (Маршевость – четкий ритм, «Приближение» и «отдаление» музыки. Инструменты, которые «рисуют» маршевый характер – струнные и т.д.)

 

IV.            Итог урока

 

1.     «Снегурочка», «Царь горох» - какой это жанр фольклора (Сказка.)

Значит, истоками песенности, маршевости и танцевальности служат устное народное творчество (сказки, былина), духовная вера человека, танцы разных народов, то есть танцевальный фольклор, игровой фольклор (хороводные игры).

2.     Выставление оценок (кому поставим сегодня «5»?)

Выход из класса под музыку «Полонез» Ф. Шопена

Прикрепленный файл Size
Григ_шествие гномов.mp3 3.76 MB
Шопен_preludia7.mp3 703.51 KB
Шопен_preludia20.mp3 1.45 MB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн