Что составляет суть деятельности школы, имеющей статус инновационного образовательного учреждения?
Прежде всего, учебный процесс, субъектами которого являются учитель и ученик.
Безусловно, воспитательная работа в направлении классный руководитель-воспитанник.
Однако я еще раз обращусь к статусу школы – это образовательное учреждение. А значит, именно образовательный процесс, представляющий собой совокупность учебной и воспитательной работы, является основным видом деятельности, а одной из главных величин в этом процессе становится педагог.
Методическая работа позволяет связать в единое целое всю систему работы школы, а деятельность учителя или классного руководителя вывести на уровень деятельности педагога.
Методическая работа, на мой взгляд, одно из самых интересных направлений деятельности образовательного учреждения в целом и каждого учителя в отдельности. А тому педагогу, который скажет, что не любит методическую работу, отвечу, как в известном анекдоте: «Вы просто не умеете ее готовить».
Поэтому сегодня свое выступление назвала условно методической кухней, где можно поэкспериментировать с известными рецептами и поделиться своими секретами. А тему можно обозначить как разговор о профессиональных проектах.
Прежде всего, несколько слов о том, почему возникла необходимость говорить о проекте в работе учителя, не просто ли это дань моде?
Что касается самого термина проект - возможно, даже слишком модное слово, часто используемое в ситуациях, не имеющих никакого отношения к проектированию. Если же говорить по существу вопроса, на мой взгляд, проектный подход – современная тенденция соответствия динамичным внешним условиям, а значит, критерий успешного развития вашего образовательного учреждения.
Работа любой организации может включать в себя два вида деятельности: это обычные работы (процессы) и проекты. Главное отличие между ними в том, что процессы идут постоянно и могут повторяться, тогда как проекты - это нечто уникальное и временное, т.е. в проекте обязательно должен быть определен признак начала проекта (что элементарно) и признак окончания, что уже несколько сложнее, особенно для русского человека.
Процессом для школы является всё то традиционное, что мы пишем в годовом плане. Реализация программы развития школы - тоже своего рода процесс. При помощи же проектов создаются уникальные продукты, которые не создавались ранее. Они могут принадлежать к известной категории, однако, иметь свои специфические черты, которых нет у других, похожих. Необходимость в разработке проекта возникает тогда, когда в процессе появляется проблема.
Таким образом, процессуальный подход позволяет школе стабильно функционировать, проектный подход – успешно развиваться.
Вот несколько советов, как сделать так, чтобы профессиональный проект состоялся:
Правило 1.
Строгое соответствие меню.
Реализуемый проект должен четко ложиться в общую концепцию вашей школы. И даже если вы предлагаете что-то совсем «экзотическое», подумайте, как актуальность проекта обосновать положениями из вашей программы развития.
В этом, кстати, кроется одно из отличий профессионального проекта от учебного: тема его не может быть просто интересной для разработчика. Главное – решение конкретной проблемы конкретного педагога в определенный временной период. Отсюда второе правило.
Правило 2.
Дорога ложка к обеду.
Не стоит откладывать разработку проекта до лучших времен. Через какие-нибудь полгода он окажется совершенно невостребованным.
Правило 3.
Разумный подход к выбору ингредиентов.
Проанализируйте ресурсную базу вашего образовательного учреждения (не забудьте, что ваши коллеги, родители, учащиеся и социальные партнеры – тоже ресурс!)
Сегодня множество идей для реализации проекта можно найти в методических журналах и социальных образовательных сетях. При отборе содержательной стороны соблюдайте
Правило 4.
Умеренный микс известного и экзотического.
Учительство отличается умеренным консерватизмом. Поэтому все нововведения должны иметь понятную, привычную составляющую.
Возьмите за основу то, что уже имеете в вашем УО.
Правило 5.
Найдите единомышленников.
Ни один проект нельзя осуществить в одиночку…
Коллеги должны вас поддержать или хотя бы понимать, что вы собираетесь делать.
Правило 6.
Не бойтесь экспериментов.
Русская пословица гласит: «Аппетит приходит во время еды». Почувствуйте вкус к проектированию – и вы увидите, какие изменения произойдут в вашей школе.
А теперь несколько слов о готовых блюдах: проектах, которые реализованы, реализуются и на данный момент разрабатываются мной в школе.
Блюдо первое. Холодная закуска.
Проект, который уже успел остыть «Формирование культуры презентационной деятельности».
О необходимости получения качественной внешней оценки работы образовательного учреждения сидящим здесь говорить не приходится. Именно она определяет конкурентоспособность вашей школы на рынке образовательных услуг: это требование Приоритетного национального проекта «Образование», это требование времени.
Поэтому целью проекта стало формирование презентационной культуры учителей и учащихся начальной школы как фактора, способствующего успешному развитию школы.
Для достижения этой цели мы решили следующие задачи:
ü Создали систему мер теоретической и методической поддержки по формированию презентационных навыков (заседания ШМО, семинары, индивидуальные консультации);
ü Способствовали организации исследовательской и проектной деятельности учащихся и педагогов.
ü Включились в конкурсное движение различного уровня и направленности.
Результаты реализации этого проекта представляли в марте-апреле 2009 года на областном конкурсе педагогических инициатив.
Блюдо второе. Горячее.
С пылу - с жару.
В современном образовании сложилась целая система конкурсов, направленных на моральное и материальное стимулирование отечественного учительства. Внешняя экспертиза (к которой, безусловно, можно отнести результаты профессионального конкурса) становится сегодня обязательной составляющей процедуры аттестации и распределения стимулирующей части фонда оплаты труда. Конкурсы востребованы как показатели профессионального роста педагога, как источники инновационных идей.
В рамках этого проекта с февраля 2009 года в школе было запущено 3 конкурса. В одном из них мне удалось стать призером. Это областной конкурс видиоуроков учителей-занковцев..
Блюдо третье. Десерт.
Скорее, идея.
Любое развивающееся общество предъявляет к специалистам в области образования требования, адекватные целям своего социального развития.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» декларирует образование как институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе должно быть обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Новому учителю потребуются знания, сформированные умения и опыт эффективного взаимодействия с быстроменяющейся информационной средой, умение использовать предоставляемые ею возможности. В этом контексте информационная культура педагога становится не только показателем уровня профессиональной его компетентности, но и условием конкурентоспособности на рынке образовательных продуктов и услуг.
Грамотная работа учителя с интернет-ресурсами позволяет осуществлять эффективный поиск личностно значимой информации на основе современных технологий, существенно снизить затраты труда при возрастании его эффективности и качества.
Адекватной реакцией на информационные явления и процессы в обществе становится формирование практических умений и навыков работы с информацией в интернете.
Именно поэтому родилась идея элективного образовательного модуля, содействующего развитию компьютерной культуры педагога, поддержке его деятельности в информационной среде.
Структура проекта:
· Основы построения сети Интернет;
- Приемы работы с интернет-ресурсами в разных браузерах (Internet Explorer, Firefox, Opera);
- Поиск ресурсов образовательного назначения в сети Интернет;
- Основы работы с электронной почтой.
Итак, уважаемые слушатели, сегодня мы познакомились с рецептами некоторых блюд методической кухни, которые позволяют в условиях модернизации Российского образования обеспечить развитие предметной, методической, коммуникативной, правовой, информационной, общекультурной компетентностей педагогов нашей школы.
|
На: Методическая кухня: Как приготовить и с чем подавать професс
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА является главным СРЕДСТВОМ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА! ЗДЕСЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ПРАВИЛА И "БЛЮДА" ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА, РАДУЕТ, ЧТО ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ИМИ ПОДЕЛИТЬСЯ!