Submitted by Елена Геннадьевна Тарасова on пн, 16/08/2010 - 16:54
Методическая разработка урока музыки
«Музыкальные сюжеты в литературе
ТЕХНОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
Для рассмотрения педагогической технологии в аспекте реализации программного содержания предмета «музыка» в 5 классе обратимся к урокам, которые проектировались на основе программы «Музыка» авторы: В.В.АлеевТ.И.Науменко, Т.И.Кичак.
Концептуальной основой организации учебного процесса является главная тема курса музыки 5 класса «Музыка и другие виды искусства», предусматривающая «изучение музыки в единстве с тем, что её окружает:
с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами, и многим другим.»
Учебно-педагогический процесс основывается на стратегии формирования умения, навыка наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.
Уроки проектировались с учётом тех умений и способов действий, которыми дети уже владеют:
· умение анализировать, сравнивать и сопоставлять услышанное и увиденное.
· способность передать свои эмоциональные переживания, используя имеющийся опыт владения художественной речью.
· умение определять настроение музыки, связанное с чувствами человека.
· осознают, что музыка выражает чувства человека, отражает его поступки.
· имеют представление, из чего складывается музыкальное пространство: звук, интонация, мелодия, ритм, темп, регистр, динамика.
· называют вокальные жанры
Данные уроки построены на принципах художественно- образной выразительности музыкального языка, как основы эмоционально-целостного восприятия явлений окружающего мира через общение с искусством.
СОДЕРЖАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКОВ
направлено на решение проблемы модуля «Музыка и литература» «Художественное единство и отличие музыки и литературы»
ПРОБЛЕМА ДАННЫХ УРОКОВ:
Урок 1. Какие литературные жанры могут являться сюжетом для оперы?
Урок 2. Может ли музыка рассказать сказку?
ТИП УРОКОВ:
Урок 1. Урок изучения нового материала.
Урок 2. Урок закрепления.
ВИД УРОКОВ:
Урок 1. Введение в мир музыкального театра.
Урок 2. Мир музыкального театра.
ПРОЕКТИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- через ключевую проблемную ситуацию, проходящую по всему «звену» данных уроков, обозначенную в форме вопроса «В чём художественное единство и отличие музыки от литературы? Учащиеся, поэтапно решая поставленные на уроках задачи, приходят к выводу, что
- влияние искусств друг на друга очевидно.
- произведения одного вида искусства вдохновляют на создание произведений в другом виде искусства.
- через услышанное и увиденное дети, сравнивая, синтезируя и анализируя, вырабатывают своё ценностно –эмоциональное отношение к искусству.
- через слушание и сравнение музыкальных произведений выделяют особенности музыкальной речи, тембровые краски человеческого голоса.
ВЕДУЩИЕ МЕТОДЫ:
Методы стимулирования и мотивации учения: мозговой штурм, учебная дискуссия.
Методы организации и осуществления учебных действий и операций:
«моделирование художественно-творческого процесса», «содержательный анализ музыкальных произведений», «художественное движение», погружение.
Методы контроля и самоконтроля: «цифровой диктант», тестирование.
Урок №1.
Является первым из трёх в модуле «Опера».
ТЕМА УРОКА: «Самый значительный жанр вокальной музыки»
ЦЕЛЬ УРОКА:
- сформировать понимание специфики жанра оперы, выявить ее взаимосвязь с литературой.
- развить навыки групповой и индивидуальной работы.
- возбудить интерес к искусству в музыкальном театре.
ЗАДАЧИ:
Обучающая: научить определять в звучании особенности музыкального жанра оперы.
Развивающая: развить метроритмический слух.
Воспитательная: побудить детей к общению с искусством.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- слушание (сопоставление и анализ) музыкальных произведений.
- исполнение (попевка, разучивание песни)
- просмотр наглядного материала.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: рубежный (выявление результата определённого этапа)
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
- компьютер, проектор, экран.
- музыкальный центр
- аудиокассеты, компакт СД, ДВД –диски, с видео и муз. материалом.
- аккордеон
- рабочая доска
- раздаточный материал: тексты песен, «либретто», билеты»
ХОД УРОКА.
СЛАЙД:
Тема урока: «Самый значительный жанр вокальной музыки»
Цель урока: Узнать и понять особенности жанра опера, доказать её взаимосвязь с литературой.
Музыкальное приветствие:
У. «Здравствуйте дети»
Д. «Здравствуйте»
У. Тема нашего урока «Самый значительный жанр вокальной музыки».
Что мы называем вокальной музыкой?
Д. Произведения для голоса, то, что поют.
У. Правильно. Назовите вокальные жанры, которые вы знаете.
Дети перечисляют.
У. Хорошо. А теперь давайте назовём их ешё раз, но в порядке от простого к сложному: песня, романс, кантата, оратория, опера.
Замените слово сложный словом из темы урока.
Д. Значительный.
У. Назовите самый значительный жанр вокальной музыки.
Д. Опера.
У.Так значит исходя из данной темы, цель нашего урока будет: Узнать и понять особенности жанра оперы, доказать ее взаимосвязь с литературой (цель на СЛАЙДЕ)
А для этого мы сегодня с вами отправимся в….
СЛАЙД: Большой театр в Москве.
Прежде чем пойти в театр люди покупают билеты. У нас они необычные, получат их все. Билеты необходимо заполнить в течении урока, в конце урока сдать.
У. Итак, мы отправляемся в театр на оперный спектакль.
Кто из вас знает, что такое опера?
Д. Музыкальный спектакль, где действующие лица не разговаривают, а поют.
У. Кто принимает участие в постановке и исполнении оперного спектакля?
Д. Актёры, музыканты, художники и т.д.
СЛАЙД: Опера - музыкально-сценический жанр. В её исполнении участвуют оркестр, хор, певцы и нередко танцоры. В ней соединились драма и музыка, пение и танец, игра актёров и мастерство живописцев – декораторов.
У. Как вы думаете, что служит сюжетом для оперы?
Д. Литература…
У. Правильно. Сюжетом для оперы чаще всего служит какое-либо литературное произведение. На его основе создаётся текст оперы – либретто.
СЛАЙД: Либретто (маленькая книжечка) – содержание оперы.
(У уч-ся на партах либретто оперы «Руслан и Людмила»)
У. В зависимости от содержания, оперы бывают исторические, бытовые, сказочные.
СЛАЙД: портрет М.Глинки
Великому русскому композитору М.И. Глинке принадлежат две оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Первая – историческая, вторая-сказочная. Кто из вас знает литературного автора произведения «Руслан и Людмила»
Д. А.С.Пушкин.
У. А какими стихотворными строчками она начинается?
Д. «У лукоморья….
У. Опера «Руслан и Людмила» написана на сюжет одноимённой поэмы Пушкина. Многое роднит оперу Глинки с русской былиной: это дух высокого патриотизма, величавость образов, неторопливость в развитии действия, сочетание реальной жизни со сказочным вымыслом.
Как и в народных сказках, преданиях, в опере Глинки действуют силы светлые, добрые и силы мрачные, злые. Руслан, Людмила, волшебник Финн вступают в борьбу с Черномором и волшебницей Наиной.
В своей поэме «Руслан и Людмила» Пушкин воспел людей сильных и мужественных, верных и добрых, воспел честность, справедливость и любовь. Глинка мечтал работать над оперой в сотрудничестве с Пушкиным, с которым был близко знаком. Однако трагическая гибель поэта помешала этому. Опера сочинялась уже после смерти Пушкина, и в создании либретто оперы Глинке помогали друзья.
У вас на партах лежат листы с содержанием оперы, возьмите их. В театре их обычно раздают перед входом в зрительный зал.
Оперное представление начинается обычно с оркестрового вступления – УВЕРТЮРЫ. Пока оно звучит ещё при закрытом занавесе зрители могут познакомиться с либретто. Но при этом нужно соблюдать абсолютную тишину, ведь спектакль уже начался. (Звучит музыка)
СЛАЙД. М.И.Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». По окончании слушания – анализ музыкального пространства увертюры.
У. Следующий фрагмент из 1 действия.
Постоянными участниками княжеских пиров в Киевской Руси были народные певцы и музыканты. Они своими песнями славили Русь и величали молодых. Образ Баяна, а именно так их называли, - древнерусского певца и гусляра воссоздал Глинка в 1 действии. (Звучит песня Баяна.
СЛАЙД. «Гусляры» Васнецов.
По окончании слушания – анализ музыкального пространства песни Баяна
У. Между действиями в оперном спектакле есть перерыв – антракт.
Куда отправляются зрители во время антракта?
Д. В буфет.
У. Итак. Антракт. Идем в буфет. ( приём «музыкальные шаги»)
Возвращаемся в зрительный зал.
4 действие. «Марш Черномора»
ВИДЕОФРАГМЕНТ.
По окончании анализ музыкального пространства «Марша Черномора»
У. На этом сегодня заканчивается наше знакомство с оперой Глинки «Руслан и Людмила», но не заканчивается работа с вокальными жанрами.
Я предлагаю вашему вниманию песню Е.Крылатова «Школьный романс»
Учитель исполнят 1 куплет.
Далее разучивается мелодия и слова 1 куплета.
Подводим итог:
Является ли опера самым значительным вокальным жанром?
Откуда опера берёт сюжеты
Домашнее задание: параграф №15 читать. «Этикет в театре» в тетрадь.