- аудиокассеты, компакт СД ДВД – диски, видео и муз.материалом.
- фортепиано
- рабочая доска
I.На прошлом уроке мы говорили о жанре «опера».
- Что такое опера?
- Что лежит в основе оперного спектакля?
- Что стало бы с оперой если бы исчезла литература? А литература? Конечно, если бы не было музыки, осталась пьеса-либретто.А не было бы литературы, то и не появился бы жанр оперы. Подумайте, если бы не было музыки, появился бы жанр балета.
II. Работа по теме урока.
1. Знакомство с жанром балета.
Слайд Балет – музыкальный спектакль, в котором соединены музыка и танец, драматургическое действие и изобразительное искусство.
Итак, главные части балета – музыка и хореография (танец) Так же, как и в опере, в балете есть декорации, костюмы. Но т.к. в балете главным будет танец, то костюмы будут отличаться от оперных костюмов. А как вы думаете, почему.
- Чтобы не мешать движениям героев.
Слайд:Балерина.
Это балерина. У танцоров и балерин специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Составной частью балета является пантомима. Что это такое?
Дети: отвечают.
Актёры мимикой и жестами выражают чувства, переживание героев, передают смысл происходящих событий. Танцы в балете исполняются солистами, большими группами артистов (массово). Как и оперная ария, балетная вариация как бы передаёт портрет героя, помогает понять его характер. Большая группа артистов, принимающих участие в балете, называется кордебалетом. Танцы кордебалета исполняют роль, аналогичную хору в опере.
А вы хотите себя попробовать в роли балетных актеров?
Сейчас прозвучит мелодия В. Шаинского «Улыбка». Попробуйте придумать на эту мелодию пантомиму, танцевальную композицию.
Возник балет в Италии в эпоху Возрождения. В Россию он пришёл в xviiiвеке и был прославлен русскими композиторами и артистами. В xix-xxвв. ни одна страна не может сравниться с Россией в искусстве балета.
Всему миру известны балеты П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Р.К. Щедрина, К. Караева и других композиторов.
Слайд: Портрет Карена Суреновича Хачатуряна.
С композитором К.С. Хачатуряном вы еще не встречались. Его музыка не звучала на уроках. Но вы её слышали в мультфильмах «Необыкновенный матч», «Непослушный котёнок», «В гостях у лета», «Чиполлино».
Сегодня вы познакомитесь с музыкой К.С. Хачатуряна и героями его балета «Чиполлино».
- О чем рассказывает сказка итальянского писателя ДЖ. Родари?
- Можно ли считать «Приключения Чиполлино» сказкой только для детей? В сказке о приключениях Мальчика-луковки и его друзей Хачатуряна привлёк ее гуманистический смысл: любовь к простому человеку, трудолюбивому и искреннему, в противовес людской злобе, пошлости и корыстолюбию.
Слайд: К.С. Хачатурян балет «Чиполлино».
2. Слушание и обсуждение балета К Хачатуряна.
1) Тема-характеристика Чиполлино.
Чиполлино – «мальчик с весёлым и смышлёным лицом». Истинный дитя улиц, любимец народа, а впоследствии и его бесстрашный защитник. (Звучит тема).
- Музыка песенная или танцевальная?
Итак, на первом плане Чиполлино и его окружение, образы которых раскрываются в нескольких номерах-портретах, танцах-действиях. Например, танец Редиски из второго действия.
2) Тема-характеристика Редиски.
Редиска – «девочка лет десяти. Волосы у неё заплетены в косичку, которая похожа на хвостик редиски».
Кокетливая подружка Чиполлино характеризуется мелодией, близкой детским песенкам, но с нетипичным для них нарочито комичным ритмически свободным исполнением.(Звучит тема).
- Какая музыка по характеру?(Лирическая, грациозная).
3) Тема-характеристика Тыквы.
Ещё один герой из окружения Чиполлино – кум Тыква, неудачник, дерзнувший построить свой домик на неприкосновенной территории принца Лимона.
Слушание темы Тыквы. Движениями изобразите строительство.
В основе драматургии балета – противопоставление резко различных планов. Возвышенная сфера сердечной доброты, преданности, дружбы, искренности Чиполлино, его престарелого отца Чиполлоне и их друзей противостоит низменному миру алчности принца Лимона, сеньора Помидора. В балете остро сталкиваются танцевальность и нежный лиризм, фантастика и грубая житейская проза. Но главным, определяющим является всепобеждающая жизнерадостность и искреннее веселье.
4) Музыкальная характеристика отрицательных героев балета..
Вы слышали характеристику положительных героев. Но в сказке есть ещё надменный принц Лимон, его свита Лимончиков, коварный Помидор и полицейские, роль которых выполняют грибы-поганки. Музыка разоблачает их тупость, ограниченность и самодовольство.
Слушание. «Танец полицейских» и «Выход принц Лимона».
- Какая музыка по характеру? (Стертые интонации чопорный марш-шествие).
Если вы внимательно читали сказку, то, несомненно, заметили что литературный портрет сказочного владыки и его свиты включал своеобразную характеристику, которая не осталась незамеченной композитором.
«На окраине прибыл сам правитель со свитой Лимонов, Лимонишек и Лимончиков. Принц Лимон был одет во все желтое с головы до ног, а на желтой шапочке побрякивал у него золотой колокольчик. У придворных Лимонов колокольчики были серебряными, а у солдат Лимончиков – бронзовые. Все эти колокольчики звенели, не переставая, так что получалась великолепная музыка».
- Закройте глаза и представьте эту хрустальную музыку.
5) Образный план аристократического общества в музыке балета.
Мы говорили о двух образных сферах балета. Но есть ещё один образный план. Он связан с характеристикой графа Вишенки и его окружения. Перед зрителями как бы оживают типичные представители аристократического мира.
Слушание Танец Вишенок.
6) Музыкальная характеристика народного гулянья.
Послушайте ещё одну музыкальную характеристику.
Звучит тарантелла.
Вопросы:
- Как вы думаете, эта музыка характеризует одного героя или много людей? Действительно, композитор рисует атмосферу народного гулянья.
- В какой стране происходит действие сказки? А в балете? Почему? Какой танец звучит?
- Представьте эту сцену и мысленно станьте её участниками. Чтобы украсить музыку, исполните на бубне ритмический рисунок.
III.Итог урока.
- Как помогает музыка увидеть героев балета и события, которые происходят на сцене?
- Что стало бы с жанром балета, если бы не было литературы?