Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Единство музыки и танца»

Фото пользователя Елена Геннадьевна Тарасова
Submitted by Елена Геннадьевна Тарасова on пн, 16/08/2010 - 17:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Попова Лариса Борисовна
Место работы, должность: 
Подоскляйский филиал имени Героя Советского Союза А.Н. Московского МОУ Нижнеспасская сош, Тамбовская область, учитель музыки
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
Познакомить с жанром «балет» на примере балета «Чиполлино» К. Хачатуряна. Научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение. Сформировать навыки осмысления и анализа музыкального материала. Способствовать воспитанию волевых черт характера, трудолюбие, терпение.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

программы «Музыка» авторы: В.В.АлеевТ.И.Науменко, Т.И.Кичак.

Используемая методическая литература: 

методические рекомендации к поурочному планированию

Используемое оборудование: 


- компьютер, проектор, экран.

- музыкальный центр;

- аудиокассеты, компакт СД ДВД – диски, видео и муз.материалом.

- фортепиано

- рабочая доска

Используемые ЦОР: 

слайдовая презентация

Краткое описание: 
На данном уроке учащиеся знакомятся с жанром "Балет"

Тема урока: «Единство музыки и танца».

Музыка – душа танца. Танец без музыки может превратиться в серию бессмысленных ужимок.   Раймонд Уильямс

 

Ход урока

Слайд: Тема урока: «Единство музыки и балета».

Цель урока: Познакомить с жанром «балет» на примере балета «Чиполлино» К. Хачатуряна.

 

Задачи:

- научить слушать и понимать музыку балета, получая при этом высокое эстетическое наслаждение.

- сформировать навыки осмысления и анализа музыкального материала.

- способствовать воспитанию волевых черт характера, трудолюбие, терпение.

 

Форма работы:

- слушание музыкальных произведений.

- исполнение (попевки, разучивание песни)

- просмотр наглядного материала.

 

Дидактическое оборудование:

- компьютер, проектор, экран.

- музыкальный центр;

- аудиокассеты, компакт СД ДВД – диски, видео и муз.материалом.

- фортепиано

- рабочая доска

 

I. На прошлом уроке мы говорили о жанре «опера».

- Что такое опера?

- Что лежит в основе оперного спектакля?

- Что стало бы с оперой если бы исчезла литература? А литература? Конечно, если бы не было музыки, осталась пьеса-либретто.А не было бы литературы, то и не появился бы жанр оперы.  Подумайте, если бы не было музыки, появился бы жанр балета.

 

II. Работа по теме урока.

 

1.     Знакомство с жанром балета.

Слайд Балет – музыкальный спектакль, в котором соединены музыка и танец, драматургическое действие и изобразительное искусство.

Итак, главные части балета – музыка и хореография (танец) Так же, как и в опере, в балете есть декорации, костюмы. Но т.к. в балете главным будет танец, то костюмы будут отличаться от оперных костюмов. А как вы думаете, почему.

- Чтобы не мешать движениям героев.

Слайд:Балерина.

Это балерина. У танцоров и балерин специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Составной частью балета является пантомима. Что это такое?

Дети: отвечают.

Актёры мимикой и жестами выражают чувства, переживание героев, передают смысл происходящих событий. Танцы в балете исполняются солистами, большими группами артистов (массово). Как и оперная ария, балетная вариация как бы передаёт портрет героя, помогает понять его характер. Большая группа артистов, принимающих участие в балете, называется кордебалетом. Танцы кордебалета исполняют роль, аналогичную хору в опере.

А вы хотите себя попробовать в роли балетных актеров?

Сейчас прозвучит мелодия В. Шаинского «Улыбка». Попробуйте придумать на эту мелодию пантомиму, танцевальную композицию.

Возник балет в Италии в эпоху Возрождения. В Россию он пришёл в xviiiвеке и был прославлен русскими композиторами и артистами. В xix-xxвв. ни одна страна не может сравниться с Россией в искусстве балета.

 Всему миру известны балеты П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Р.К. Щедрина, К. Караева и других композиторов.

Слайд: Портрет Карена Суреновича Хачатуряна.

С композитором К.С. Хачатуряном вы еще не встречались. Его музыка не звучала на уроках. Но вы её слышали в мультфильмах «Необыкновенный матч», «Непослушный котёнок», «В гостях у лета», «Чиполлино».

 Сегодня вы познакомитесь с музыкой К.С. Хачатуряна и героями его балета «Чиполлино».

- О чем рассказывает сказка итальянского писателя ДЖ. Родари?

- Можно ли считать «Приключения Чиполлино» сказкой только для детей? В сказке о приключениях Мальчика-луковки и его друзей Хачатуряна привлёк ее гуманистический смысл: любовь к простому человеку, трудолюбивому и искреннему, в противовес людской злобе, пошлости и корыстолюбию.

Слайд: К.С. Хачатурян балет «Чиполлино».

 

2.     Слушание и обсуждение балета К Хачатуряна.

1) Тема-характеристика Чиполлино.

Чиполлино – «мальчик с весёлым и смышлёным лицом». Истинный дитя улиц, любимец народа, а впоследствии и его бесстрашный защитник. (Звучит тема).

- Музыка песенная или танцевальная?

Итак, на первом плане Чиполлино и его окружение, образы которых раскрываются в нескольких номерах-портретах, танцах-действиях. Например, танец Редиски из второго действия.

2) Тема-характеристика Редиски.

Редиска – «девочка лет десяти. Волосы у неё заплетены в косичку, которая похожа на хвостик редиски».

Кокетливая подружка Чиполлино характеризуется мелодией, близкой детским песенкам, но с нетипичным для них нарочито комичным ритмически свободным исполнением.(Звучит тема).

- Какая музыка по характеру?(Лирическая, грациозная).

3) Тема-характеристика Тыквы.

Ещё один герой из окружения Чиполлино – кум Тыква, неудачник, дерзнувший построить свой домик на неприкосновенной территории принца Лимона.

Задание. Пропойте мелодию, хлопками подчеркивая ритмический рисунок.

- Какие движения соответствуют характеру музыки?

Слушание темы Тыквы. Движениями изобразите строительство.

В основе драматургии балета – противопоставление резко различных планов. Возвышенная сфера сердечной доброты, преданности, дружбы, искренности Чиполлино, его престарелого отца Чиполлоне и их друзей противостоит низменному миру алчности принца Лимона, сеньора Помидора. В балете остро сталкиваются танцевальность и нежный лиризм, фантастика и грубая житейская проза. Но главным, определяющим является всепобеждающая жизнерадостность и искреннее веселье.

4) Музыкальная характеристика отрицательных героев балета..

Вы слышали характеристику положительных героев. Но в сказке есть ещё надменный принц Лимон, его свита Лимончиков, коварный Помидор и полицейские, роль которых выполняют грибы-поганки. Музыка разоблачает их тупость, ограниченность и самодовольство.

Слушание. «Танец полицейских» и «Выход принц Лимона».

- Какая музыка по характеру? (Стертые интонации чопорный марш-шествие).

Если вы внимательно читали сказку, то, несомненно, заметили что литературный портрет сказочного владыки и его свиты включал своеобразную характеристику, которая не осталась незамеченной композитором.

«На окраине прибыл сам правитель со свитой Лимонов, Лимонишек и Лимончиков. Принц Лимон был одет во все желтое с головы до ног, а на желтой шапочке побрякивал у него золотой колокольчик. У придворных Лимонов колокольчики были серебряными, а у солдат Лимончиков – бронзовые. Все эти колокольчики звенели, не переставая, так что получалась великолепная музыка».

- Закройте глаза и представьте эту хрустальную музыку.

5) Образный план аристократического общества в музыке балета.

Мы говорили о двух образных сферах балета. Но есть ещё один образный план. Он связан с характеристикой графа Вишенки и его окружения. Перед зрителями как бы оживают типичные представители аристократического мира.

 

Слушание Танец Вишенок.

6) Музыкальная характеристика народного гулянья.

Послушайте ещё одну музыкальную характеристику.

 

Звучит тарантелла.

 

Вопросы:

- Как вы думаете, эта музыка характеризует одного героя или много людей? Действительно, композитор рисует атмосферу народного гулянья.

- В какой стране происходит действие сказки? А в балете? Почему? Какой танец звучит?

- Представьте эту сцену и мысленно станьте её участниками. Чтобы украсить музыку, исполните на бубне ритмический рисунок.

 

III.Итог урока.

- Как помогает музыка увидеть героев балета и события, которые происходят на сцене?

- Что стало бы с жанром балета, если бы не было литературы?

Вывод делают сами ребята.

 

Прикрепленный файл Size
Презентация3.ppt 2.94 MB

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн