Официальный сайт all-remont 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



«Волгоградское водохранилище»

Фото пользователя Елена Сергеевна Екушенко
Размещено: Елена Сергеевна Екушенко - сб, 21/08/2010 - 13:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Екушенко Елена Сергеевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №3 г. Дубовки, учитель географии
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
География
Цель урока: 
1) научить читать топографический план, физико-географическую и климатические карты, составлять на их основе описание природных объектов и акваторий (по типовым планам); 2)Показать положительные и отрицательные влияния человека на отдельные компоненты и природный комплекс в целом; 3) Формировать у школьников навыки общей и повседневной географической культуры, приучить их к выполнению основных правил поведения в природе; 4)Создать основу для приобщения учащихся к простейшей географо-исследовательской деятельности; последующего анализа наблюдений за изучаемыми природными процессами, явлениями и объектами.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. В.А. Брылев «География Волгоградской области»        

2. Ю.В, Новиков «Природа и человек». 

3. А.А. Лобжанидзе «География России».      

4. В.Я. Ром «Цифры и факты».     

5. Атлас единой глубоководной системы европейской части Росси том 6.

 

 

Используемое оборудование: 

физическая карта России с контуром Волгоградской области; физическая и экономическая карты Волгоградской области; атласы Волгоградской области; лоция Волгоградского водохранилища.

Краткое описание: 
общая экономико-географическая характеристика Волгоградского водохранилища, охрана рыбных запасов, хозяйственное значение, экология, особенности природно-ресурсного потенциала.

Урок-исследование

На тему : "Волгоградское водохранилище"

 

Ход урока

1. Организационный момент

Постановка цели урока.

Волга, Волга, мать родная! Волга – русская река!

Наш любимый город Дубовка находится на правом берегу Волгоградского водохранилища. С этим рукотворным искусственным водоемом мы будем сегодня знакомиться. Поскольку мы живем здесь и это наш родной край мы должны его знать очень хорошо.

2.Вступительная беседа учителя.

Итак, сегодняшний урок был задуман давно. Многие ребята провели исследовательскую работу по тем вопросам, которые их волнуют. Поэтому они сегодня выступают в качестве специалистов – исследователей: географии, гидрометеорологии, ихтиологии, экологии, экспертизы природных ресурсов.

Мы сегодня проведем урок-исследование по тем проблемам, которые заинтересовали вас. Для того чтобы жить в гармонии с природой, быть хозяином на своей земле нужно умело и очень аккуратно пользоваться тем, что создала природа и построили люди.

Человечество теснейшим образом связано и взаимодействует со всеми формами жизни на планете. Человек – часть природы, но это одухотворенная ее часть. Потребность общения с природой остается одной из острейших у человека современной эпохи. Уроки доброты по отношению к природе воспитываются с детства  и имеют затем огромное значение для воспитания гармонически развитой личности. Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, непосредственно общался с ней. Ее облагораживающее влияние будет сказываться потом в характере человека всю жизнь, его гражданской позиции. Экологическое воспитание должно опираться не только на чувства людей, но и на их знания. Любовь к природе не избавляет от необходимости познать ее закономерности и правильно использовать эти знания в процессе преобразования. В результате научно-технического процесса изменились условия жизни человека, жизнь его стала более комфортабельной, но вместе с тем произошел разрыв единения человека с окружающей его природой, доминирующим стало потребительское отношение к ней. Лишь рациональное использование природы в сочетании с любовью к каждому ее проявлению, к ее красоте даст возможность обеспечить будущее нашей прекрасной Земли. Люди не могут не изменять природу. Но они могут и должны перестать изменять ее необдуманно и безответственно, не учитывая экологические законы. Только в том случае, если деятельность людей будет идти в соответствии с этими законами, а не вопреки им (как это часто происходило и происходит по сей день), изменение природы человеком станет способом ее сохранения, а не разрушения.

 

3. Звучит песня «Волга морем стала» в исполнении Л. Зыкиной на фоне слайд-шоу (фотографии Волгоградского водохранилища).

Волга в нашей местности шумным морем стала

И другого берега не видать с причала.

Как же будет  девушке дан сигнал о встрече,

Прежде милый близко был, а теперь далече.

Разве волны волжские не морской окраски,

Мне бы крылья быстрые из старинной сказки.

Замечталась девушка у реки под вечер,

Прежде милый близко был, а теперь далече.

 

4.  Учитель.

Мы создали экспертную группу и сейчас специалисты доведут до нашего сведения очень важную и нужную информацию.

Слово предоставляется географу.

Слайд (фотография нижнего течения р. Волги.)

Дубовка находится на берегу Волгоградского водохранилища. Жители нашего города должны знать природное окружение своей местности, чтобы объединить усилия детских экологических коллективов, занимающихся исследовательской и природоохранной деятельностью в Дубовке с компетентными органами по охране окружающей среды для рационального использования этого хозяйственного объекта, для решения экологических проблем. Волгоградское водохранилище образовано в результате сооружения Волгоградского гидроузла. Протяженность водохранилища от Саратовского гидроузла  (г. Балаково) до Волгоградского гидроузла (г. Волжский 524 км. Наибольшая ширина водохранилища 17 км, наименьшая – 2,5 км.

Площадь водохранилища 3120 км , полный объем 31,4 км , полезный объем-8,2 км , объем навигационной сработки 6 км .Правый берег водохранилища в основном высокий (от 30 до 150м) с крутыми, местами обрывистыми склонами, изрезан глубокими оврагами, балками и устьями рек. Берег почти лишен растительности, и только на склонах оврагов и балок встречаются деревья и кустарники, некоторые низины и острова покрыты луговой растительностью. Берега водохранилища местами размываются и обрушиваются, в результате чего его подводные береговые откосы становятся более пологими.

5. Рекламная пауза.

Подробную информацию (говорит ученик) вы можете узнать, изучив содержание учебника «География Волгоградской области» под редакцией Н.В. Болотниковой (показывает учебник).

6. Слово предоставляется гидрометеорологам (6 учеников).

Первый ученик:

 Ветры.

На Волгоградском водохранилище в навигационный период преобладают западные, северо-западные, северные и северо-восточные ветры. Наиболее сильными являются ветры северо-западного и северо-восточного направлений. Наиболее опасными для судоходства являются северные и южные ветры, дующие вдоль водохранилища. Они бывают в основном весной и поздней осенью. Следует отметить, что при ветрах западных направлений у крутого высокого правого берега водохранилища образуются зоны затишья; по мере удаления от берега сила ветра постоянно увеличивается. Средняя скорость ветра на водохранилище 3-5 м/с. Штормовые ветры со скоростью 21-24 м/с и более особенно часто наблюдается в октябре. Повторяемость ветров в различных направлений неодинакова для Волгоградского Водохранилища, чаще всего дуют западные, северо-западные и северо-восточные ветры.

Второй ученик:

Волнение.

В навигационный период на водохранилище преобладает волнение, вызываемое ветрами. При высоте волн 0,7 м судоходство становится опасным. На расширенных участках водохранилища высота волн достигает иногда 2,53,1 м. Вдоль правого берега при ветрах западных направлений образуется обширная зона затишья. Высота волн в зоне затишья значительно меньше, чем у левого берега. У оврагов и балок, в устьях некоторых проток отмечаются местные усиления ветра и волнение в прибрежной зоне. Общая продолжительность неблагоприятной погоды (ветры, волнения, туманы) на водохранилище составляет от 5,3% до 10% навигационного времени.

Третий ученик:

 Колебания уровня.

         В период весеннего половодья, которое длится с конца апреля до конца июня, уровень воды в Волгоградском водохранилище значительно повышается. В районе г. Дубовки около 2 м. Уровенный режим водохранилища в навигационный период характеризуется относительной стабильностью. Падение уровня воды в водохранилище происходит обычно в конце навигации и не превышает 1 м; в исключительно маловодные годы падение уровня может достигать 2м. Уровень предвесенней сработки водохранилища достигает 3м. Колебания уровня воды в водохранилище в меженный период зависят также и от ветра. При северных ветрах, скорость которых достигает 25м/с, на озерной части водохранилища и у Волгоградских шлюзов в результате нагона наблюдается повышение уровня на 50-60 см. При этих же ветрах в районе г. Саратов происходит сгон воды и падение уровня на 20-30 см.

Четвертый ученик:

Течение.

Скорость течения на водохранилище уменьшается по мере продвижения от Балаковских шлюзов к Вологораду. Она зависит от расхода воды на Волгоградском гидроузле. В период паводка скорость течения в верхней части водохранилища (приплотинный участок) составляет 6,5-7,2 км/ч. В межень скорость течения уменьшается до 4,5-2 км/ч.

Пятый ученик:

 Ледовый режим.

         Средняя дата очищения Волгоградского водохранилища ото льда 23 апреля, ранняя 8 апреля, а поздняя 8 мая. Раннему вскрытию ледового покрова способствует работа ледоколов. Льдообразование наблюдается с начала в верхней части водохранилища , позднее на приплотинном участке. Средняя дата начала ледостава на водохранилище 6 декабря, ранняя 22 ноября, поздняя 23 декабря. Навигация на водохранилище продолжается от 203 до 244 дней. Средняя ее продолжительность 224 дня.

Шестой ученик:

Туман и осадки.

Туманы на Волгоградском водохранилище чаще всего бываю в ноябре (5-9 дней). Летом туманы редки. По многолетним наблюдениям среднее число дней с туманом составляет 4 % навигационного времени. Средняя продолжительность тумана 4-5 часов. Среднегодовое количество осадков на водохранилище составляет 340 мм, больше всего их выпадает в октябре, а всего за год бывает 80-105 дней с осадками.

 

7. Видеофильм «Волгоградское водохранилище» (5 минут).

 

8. Учитель:

Волга была и в настоящее время является основной транспортной артерией Восточно-Европейской части России, в связи с этим для кораблей строили пристани.

Пристань Дубовка находится на 2503 км в заливе Дубовка у правого берега Волгоградского водохранилища. Пассажирский причал пристани, расположенный у левого берега залива, оборудован стенкой, длина которой 60м. Глубина у причала 3,6 м, грунт - илистый песок. Пристань предназначена для одиночных судов и небольших составов.

 

9. Выступает ихтиолог:

Охрана рыбных запасов, других водных животных и растений, контроль за соблюдений настоящих правил осуществляется органами рыбоохраны и специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды. Органы рыбоохраны определяют водоемы или участки водоемов, на которых организуются любительское и спортивное рыболовство по именным путевкам на право лова, платный лицензированный лов рыбы. Граждане обязаны соблюдать Правила на посещаемом водоеме; режим рыболовства; поддерживать надлежащее санитарное состояние на водоемах, не оставлять на льду и берегах водоемов мусор и прочие отходы, не допускать загрязнения и засорения водоемов; не допускать уничтожения зеленых насаждений по берегам водоемов, порчи и повреждения указателей, щитов и др. знаков, установленных на водоеме берегу. Запрещается производить в прибрежных зонах мойку транспортных средств (автомобилей, мотоциклов, лодок и др.).

Ведь были времена, когда водилась в Волге в больших количествах рыба ценных пород (осетр, белуга, стерлядь). Почему все изменилось?

10. Практическая работа (4-5 мин.)

Раздаются карточки для каждого ученика.

 

Снижение численности ценных пород рыбы в Волгоградском водохранилище

Причины

Пути решения проблемы

1.

 

1.

 

 

Обобщающий анализ (дети делятся своими мыслями со своими одноклассниками).

 

11. Физкультминутка

Учитель:

Из окна нашей школы видно водохранилище. Ребята, подойдите к окну, посмотрите, какого цвета вода сегодня? Есть ли волны? Покажите, в каком направлении река течет. А как правильно определить: правый берег или левый. Обрати внимание какая красота нас окружает, люди со всей округи едут в санаторий «Дубовка» отдыхать, который находится на берегу водохранилища.

 

12. Выступает экономист с оценкой хозяйственного значения водохранилища.

         Водохранилище регулирует сток воды в Волге, и ниже плотины теперь нет резких колебаний уровней. В акватории ведется вылов ценных пород рыбы.Волжская ГЭС дает электроэнергию не только нашей, но и другим областям. Значительно повысилось транспортное значение. С созданием водохранилища  открылись широкие возможности для орошаемого земледелия. Вода -большое богатство. В условиях засушливого климата ее роль в развитии хозяйства исключительно велика. Поэтому охрана и бережное использование водных ресурсов остается одной из важнейших задач.

 

13. Выступает эколог

Гидроэлектростанции в ходе работы не наносят ощутимого ущерба природной среде. Ограничения миграции рыбы решается с помощью рыбопропускников. Однако строительство ГЭС приводит к существенным изменениям в природной среде. Главная беда при строительстве ГЭС- создания водохранилища – может вызвать землетрясение даже в «спокойных» районах. Большой ущерб несет сельское хозяйство из-за потерь посевных площадей при затоплении. Находясь в плотную с пахотными землями, водохранилища принимают в себя огромное количество удобрений. При попадании с поверхностными водами биогенных элементов – азота, фосфора, калия - сине-зеленые водоросли начинают активно развиваться, начинается «цветение» воды. На окисление обильно отмирающих растений расходуется большое количество кислорода и выделяется ядовитый сероводород. Сначала этот процесс затрагивает природные слои, затем происходит омертвление всей воды, замор рыбы, водохранилища умирает.

Одной из важнейших задач школьников, членов общества охраны природы, является выявление источников загрязнения и борьба доступными средствами по их ликвидации.

 

14. Итог:

Оглянись вокруг себя и изучай свой родной край, чтобы еще больше любить его и гордиться им!

Стихи дети читают наизусть

1 ученик:

Послушайте!

Речушка вдоль околицы текла, негромкая,

Но мы любили, дети, ее, она ведь

Первою была

Для нас и, значит, лучшею на свете.

Сейчас в ней всякий хлам и ржавь, и

Слизь зеленая,

И хвощ болотный вылез.

Как будто люди целью задались:

Убить ее, и своего добились.

2 ученица:

Где это было? Когда это было?

В детстве, а может во сне

Воздух был чистым, не запыленным,

Как по весне.

3 ученик:

А как же Волга и Дубовочка?

Уже не напиться и не умыться,

Химия вместо воды

Рыбы исчезли, птицы пропали

И грязи пуды.

4 ученица:

Валим отходы и мусор мы в реки,

Дескать вода унесет, Но у воды есть пределы терпенья, Смотрите ж вперед!

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит беда,

Пусть чистой остается в них на веки

Студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою, Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку, светлую мою!!

5 ученик:

Люди, прошу вас, потише, потише,

Отходы пусть гибнут во тьме,

Воздух будь чистым,

Вода будь прозрачной,

И мы на Земле!

 

А на память о сегодняшнем уроке каждому ученику визитная карточка г. Дубовки с полезной информацией.

 

 

Город Дубо́вка

Флаг

Герб

 

Страна

РоссияРоссия

Субъект федерации

Волгоградская область

Муниципальный район

Дубо́вский

Координаты

Координаты: 49°03′00″ с. ш. 44°50′00″ в. д. / 49.05° с. ш. 44.833333° в. д. (G) (Я)49.05, 44.83333349°03′00″ с. ш. 44°50′00″ в. д. / 49.05° с. ш. 44.833333° в. д. (G) (Я)

Основан

1734

Город с

1803

Население

14 677 человек (2009)

Часовой пояс

UTC+3, летом UTC+4

Телефонный код

+7 84458

Почтовый индекс

404002

Автомобильный код

34

 

 

 

15. Домашнее задание

Подобрать стихи или песни о Дубовке.

 

Цель урока:

1) научить читать топографический план, физико-географическую и климатические карты, составлять на их основе описание природных объектов и акваторий (по типовым планам);

2)Показать положительные и отрицательные влияния человека на отдельные компоненты  и природный комплекс в целом;

 3) Формировать у школьников навыки общей и повседневной географической культуры, приучить их к выполнению основных правил поведения в природе;

 4)Создать основу для приобщения учащихся к простейшей географо-исследовательской деятельности; последующего анализа наблюдений за изучаемыми природными процессами, явлениями и объектами.


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн