Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях.

Данные об авторе
Автор(ы): 
Ахметова Гульчачак Рузалиновна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ с.Какре Елга Азнакаевского района РТ, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Образовательные: 1) повторение и обобщение знаний учащихся о строении словосочетаний, типах подчинительной связи слов в словосочетаниях; 2) отработка умения определять главные и зависимые слова в словосочетаниях; 3) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях 4) закрепление навыков правописания Развивающие:1) развитие общеучебных навыков и умений; 2) развитие познавательной самостоятельности; Воспитательные: воспитание ответственности за качество своих знаний;
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Краткое описание: 
Конспект урока, позволяющий закрепить знания по теме "Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях".

/* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}

ХОД УРОКА

 

I. Оргмомент.

 Слово учителя: Мы продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ и сегодня отрабатываем задания из части В, связанные с синтаксисом. Наша цель изучения сегодня -  словосочетание, типы подчинительной связи в словосочетаниях.

II. Актуализация.

Слово учителя: Давайте вспомним об основных понятиях синтаксиса. Запишите на листочках правильные ответы.

Задание   1.

 Какое предложение является побудительным по цели высказывания?

1. Савраска плетётся ни шагом, ни бегом, не встретишь души на пути.

2. «То-то, — сказал я, — не спорьте со мной! Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

 Задание  2.

 Какое предложение соответствует характеристике: побудительное по цели высказывания, восклицательное по эмоциональной окраске?

1. Дети, не бойтесь! Смелее, смелее!

2. Только ручей да осиновый лист что-то до боли родное бормочут!

 Задание  3.     

Определите в предложениях цель высказывания.

1. Пора нам, Тётка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши.

2. Алёша, Алёша, помоги мне поймать курицу!

А. Сообщение.   Б. Вопрос.    В. Побуждение.

 Задание 4.

Определите, словосочетаниями или предложениями являются примеры.

1. В повести говорится; кажется мне; давно уехал.

2. Начинается жизнь; карман набит; озеро далеко.

А. Словосочетание.    Б. Предложение.

 Задание 5.   

  Какой знак стоит в конце предложения?

1. От кого у тебя перстенёк золотой

2. Не падай духом Не умирай раньше времени

3. Ах, это ты, Чернушка

А. Точка.    Б. Вопросительный знак.           В. Восклицательный знак.

 Задание 6.  

   Охарактеризуйте предложения по наличию второстепенных членов.

1. Здравствуй, хозяин! Жив ли ты?

2. Я плавать не мастак. В. Садись ко мне на спину. 4. Журка в воду — и поплыл через море.

А. Распространённое.   Б. Нераспространённое.

 Задание  7.  

   Что является признаком вопросительного предложения?

1. А ты берёшься помочь царевичу?

2. Съешь ли ты меня?

3. Чем же. ты. провинился?

А. Интонация.  Б. Вопросительное слово — местоимение. В. Вопросительное слово — частица.

 Задание  8. 

    Определите подлежащее в предложениях.

1. Враги нам лучшие друзья...  (А. Враги.  Б. Друзья)

2. Что ветры мне и сине море?  ( А. Ветры и море.   Б. Что.)

3. О чём ты воешь, ветер ночной?  ( А. Ветер.  Б. Ты.)

 Задание 9.

     Какое предложение не имеет подлежащего?

1. И этот звон люблю я! .

2. Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный!

 Задание 10.   

Определите сказуемое в предложениях.

1. Кто ж этот путник?  (А. Кто. Б. Путник.)

2. Их круг тесней уж становился ( А. Становился. Б. Становился тесней.)

 Задание 11. 

  Определите, ставится ли тире в простых предложениях.

1. Мой министр (?) не курица, а заслуженный чиновник.

2. «

3. Эти камни (?) бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты.

А. Тире ставится.   Б. Тире не ставится.

 Задание 12. 

  Завершите высказывание. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если:

1. Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным и глаголом.

2. Подлежащее и сказуемое выражены самостоятельными частями речи в начальной форме (кроме местоимений): существительными, глаголами, числительными.

3. Перед указательными словами это, вот, это значит.

 Задание 13.

Продолжите предложение так, чтобы в нём нужно было поставить тире между

подлежащим и сказуемым.  Всем известно, что сорока —

1. Самая болтливая птица на свете.

2. В мороз летает у самой земли.

3. Как надоедливая трещотка.

Задание  14.  

 Какое предложение соответствует схеме:  числительное + существительное      глагол 

1. Однажды в столицу приехали двое обманщиков.

2. Двум обманщикам отвели большую комнату.

3. Оба министра ни в чём не сознались.

 Задание  15.

Определите необходимость запятой между однородными членами перед союзом и.

1. Мне слышался вечерний звон, гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.

2. И помнил я кольчуги звон и блеск ружья и гордый, непреклонный взор и молодых моих сестёр.

А. Запятая ставится.   Б. Запятая не ставится.

 Задание 16.

Выберите предложение с правильно расставленными знаками препинания при

однородных членах с обобщающим словом.

1. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего побежали далеко длинные тени.

2. В Обломовке верили всему — и оборотням, и мертвецам.

 Задание 17.   

Определите предложение с обращением.

1. — Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! —закричал мальчик и от радости захлопал в ладоши. (Ему подарили солдатиков в день рождения.)

2. — Эй ты, оловянный солдатик! — крикнул тролль.— Не заглядывайся на плясунью.

 

Слово учителя: Передайте свои листочки с ответами рядом сидящим ученикам и проверьте работы (способ взаимопроверки).

Результаты:

Без ошибок- «5»,

1 ошибка – «4»,

2 ошибки – «3»,

3 ошибки – «2».

III. Проверка домашнего задания.

Слово учителя: Дома вы повторили тему «Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях». Проверим ваши знания.

Вопросы из теории. Решение кроссворда.

 

По вертикали:

1. Соединение двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически- это слово...

По горизонтали:

1.Раздел грамматики, к которому относится словосочетание

      2.Тип  связи в подчинительных словосочетаниях, в которых зависимое слово может быть выражено именем существительным , отвечающим на вопросы косвенных падежей, с предлогом или без предлога.

3.Тип  связи в подчинительных словосочетаниях, в которых главное и зависимое слово согласуются в роде, числе и падеже.

4. Тип  связи в подчинительных словосочетаниях, в которых зависимое слово выражено неизменяемой частью речи.


 

 

1С

и

н

т

а

к

с

и

с

 

О

 

 

Ч

 

2у

п

р

а

в

л

Е

н

и

е

 

 

Т

 

 

3с

о

г

л

А

с

о

в

а

н

и

е

 

 

Н

 

 

4п

р

И

м

ы

к

а

н

и

е

 

 

Е

 

                                       

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть. Ответы на вопросы.

  1. Какие слова не являются словосочетанием?
    А) лежит на печи
    Б) бежит быстро
    В) мальчик голоден.
  1. В каком ряду даны все слова со связью согласование?
    А) зарытый мною, он знал, написанный братом
    Б) разочарованный юноша, ушел на работу, удивлённо пробормотав
    В) седьмой месяц, богатый человек, мое мнение
  1. В каком ряду даны все словосочетания со связью примыкание?
    А) работать усердно, в этом не разбираюсь, читать выразительно
    Б) куда-то далеко, кофе по-турецки, яйцо вкрутую
    В) говорить тихо, четыре рубля, любуюсь природой

      4.   В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?
            А) каждый из присутствующих, сделанный из дерева, нашёл среди книг
            Б) внимательно слушать, читать газету, увидеть из окна
            Г) идет по следу, плакать навзрыд, один из нас

Ответы : 1 –В ; 2 –В ; 3 –Б ; 4 –А

 

IV. Работа по теме урока

Слово учителя:  Разберем задания В3 из Демонстрационных вариантов ЕГЭ-2007,

ЕГЭ-2008,ЕГЭ-2009.

 

ЕГЭ-2007

Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

Ответ: такая мама

ЕГЭ-2008

Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

          Через несколько секунд я лежал в снегу, Казак сидел верхом на мне, а Лёка совал мне в рот мой же завтрак.

Ответ: сидел верхом

ЕГЭ-2009

Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

            Звуки того дня перемешивались в нём, наплывали один на другой, заставляя вздрагивать, озираться.

Ответ: того дня или дня того

            тот день или день тот

 

V. Проверочная работа

Слово учителя: Выполните задания по вариантам.

1 вариант.

1. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

        Эти чувства в нас не убиты – они подавлены.

2. Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

  Вероятно,  чувство радости угасает в тот момент, когда мы понимаем, что надежды и ожидания молодости так и не оправдались.

2 вариант.

1. Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

       Но те и другие были равно снисходительны к ошибкам «своего кандидата».

2. Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

  Но они ничего не делают, чтобы увеличить доходы, хотя часто жалуются на несправедливую оплату своего труда.

3 вариант.

1. Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

    Большинство иностранцев считает, что русские мало улыбаются: их нормальное состояние, на улице например, хмурососредоточенное.

2.Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

     Недаром в Америке есть поговорка, которая в дословном переводе звучит так…

4 вариант.

1.  Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

  Нет, я не об их вкладе в создание спецэффектов – против реалистично окрашенного мутанта или полнометражного нашествия пришельцев я не возражаю.

2.Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

       Оттуда открывается изумительный вид на Волгу; красота неописуемая.

5 вариант.

1.  Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

  Человек мнителен, тревожен и замкнут, болезненно реагирует на малейшие неудачи, да и привлекательной внешностью обделен.

2.Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

  Как много говорят в последние годы, свободу- то мы получили, но распорядиться ею не смогли.

  6 вариант.

1. Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

        В этом случае «плоды учения» еще более очевидны.

2 Укажите  тип связи в подчинительном словосочетании  ЖЕЛАНИЕ ПОВТОРИТЬ.

   Во - первых, потому, что преодоленная трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы.

7 вариант.

1 . Укажите  тип связи в подчинительном словосочетании  СПОСОБНЫЕ ЛЮБИТЬ.

    Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними.

2.   Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

    Им кажется: внимание потенциальных потребителей легче привлечь необычным графическим начертанием имени или названия фирмы.

8 вариант.

1.  Из предложения  выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

  Время проходит, всем кажется, что все заняты делом, по крайней мере, умело используют досуг.

2.Укажите  тип связи в подчинительном словосочетании  ВДРУГ УТКНУЛСЯ.

Вдруг в мои ноги уткнулся вырвавшийся из рук измученной мамы мальчик в синей кофточке.

Ответы:

1 в-нт- в нас не убиты, в тот момент ;

2 в –нт- своего кандидата, часто жалуются;

3 в- нт- мало улыбаются, в дословном переводе;

4 в –нт –реалистично окрашенного, вид на Волгу;

5 в- нт – болезненно реагирует, в последние годы;

6 в – нт – в этом случае, примыкание;

7 в – нт – примыкание, легче привлечь;

8 в –нт –умело используют, примыкание.

VI. Домашнее задание.

Слово учителя:

1. Подобрать по 3 примера к каждому типу связи в подчинительных словосочетаниях;

2. Подготовиться к следующему уроку по теме: «Предложение. Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего».

VII. Итоги урока.

Слово учителя: Надеюсь знания, которые вы получили и усовершенствовали сегодня, помогут вам в таком серьезном и тяжелом испытании,  как ЕГЭ.

 

 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн