Звукоподражательные слова как один из приёмов развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка
Звукоподражательные слова – это есть звуковые комплексы, применяемые в языке для выражения различных эмоций, например: hush, bravo, hum и т.д., или для изображения звуков природы или издаваемых животными: Му-у-у! (mu-mu-mu) – звукоподражание коровы; Ку-кареку! (cock-a-doodle-doo) – звукоподражание петуха; Мяу-мяу!(meow-meow) - звукоподражание кошки.
По своему звуковому оформлению они являются воспроизведением рефлективных восклицаний людей, имитации криков животных и птиц, различных звуков, шумов явлений природы и т. д. По внешнему виду некоторые звукоподражательные слова сближаются с междометиями, однако отличаются от них тем, что не выражают ни чувств, ни волеизъявления. Используются звукоподражательные слова как экспрессивно-стилистическое средство отображение действительности: Гав-гав-гав! (хам-хам-хам! – guv-guv-guv!) – звукоподражание собаки; Ку-ку! (ку-ку! – cockoo-cockoo!) - звукоподражание кукушки. Но в английском языкознании междометия также не употребляются в роли главных членов предложения, не сочетаются с другими словами, не имеют никаких грамматических форм и категорий(хотя некоторые междометия этимологически восходят к грамматически оформленным словам и сочетаниям слов, например: come, there, dearme, goodheavens, byheaven...)
Звукоподражательные слова – сигналы, «которые подчиняются иным законам, чем обычные слова» [6].
По мнению Воронина С.В., «звукоподражательные слова образуются посредством звуков живого разговорного языка, причем большинство этих слов входят в словарь данного языка и употребляются на тех же правах, что и прочие слова» [1].
Есть немного работ по семантике звукоподражательных слов. Одна из них связана с талантливым языковедом В. И. Сергеевым. Он говорит, что ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ – это есть подражание птицам, животным, явлениям природы, чувствам человека и др. одушевленным и неодушевленным предметом. В. И. Сергеев предлагает классифицировать звукоподражательные слова по семантическим признакам, и выделяет семь значений звукоподражательных слов. А для английского языка приемлемы только пять значений.
Семантические особенности звукоподражательных слов
Семантика звукоподражательных слов
|
Примеры английского языка
|
1. Звукоподражание животным, птицам.
|
Mew – mew(звукоподражание кошки), guv – guv(звукоподражание собаки), hryu – hryu(звукоподражание свиньи); mu – mu(звукоподражание коровы); chick – chick(звукоподражание соловья); pe – pe – pe(звукоподражание цыпленка); cuckoo – cuckoo(звукоподражание кукушки); ca – darcut(звукоподражание курицы); hee – haw(звукоподражание лошади), cock-a-doodle-do (звукоподр. петуха)...
|
2. Звукоподражание эмоциям, чувствам человека.
|
Haha, haw – haw, hip – hip, crikey, ouch, lor(удивление), gad, pshaw(ожидание с нетерпением)..
|
3. Звукоподражание одушевленным и неодушевленным предметам.
|
Toot(звук паровоза)
|
4. Звукоподражание явлениям природы.
|
Hush(звук тишины)
Purl(журчание)
Gurgle (бульканьеводы)
|
5. Звукоподражание предметам, возникающие при соприкосновении друг с другом.
|
Hoick(прикосновение к чему-либо)
Pitter – patter
Pit – pat
Bang(звукудараодвери)
|
В своих поурочных разработках по английскому языку к учебнику М.З. Биболетовой «EnjoyEnglish - 1» Е.В. Дзюина при произношении английских звуков использует помощника – маленькую обезьянку, которая очень любит гримасничать, поиграть губами. В этих фонетических разминках присутствуют звукоподражания эмоциям, чувствам человека (У доктора. Обезьянке больно широко открывать ротик и она говорит [ai]), подражание предметам (обезьянка звонит в колокольчик [n] и т. д. Действительно, звукоподражательные слова вызывают особый интерес у учащихся и приводят к значительному прогрессу в изучении фонетического и лексического аспектов языка. Они не только мотивируют учащихся изучать английский язык, но и способствуют успешному усвоению фонетических явлений. Использование звукоподражательных слов – перспектива в развитии интеллектуального потенциала учащихся и активизации их мыслительной деятельности. Поэтому на каждом занятии стараюсь использовать звукоподражательные слова (подобранные по темам) в игровой форме в фонетической разминке. Учитель может сам принести картины животных, предметов или же учащиеся могут сами нарисовать картины.
Тема
|
Повторение звуков
|
Примеры английского языка
|
«Животные»
(в фонетической разминке при произношении звуков используются картины различных животных)
|
[ju]
[Λ]
[u]
[tς]
[i]
|
Mew – mew(звукоподражание кошки), hryu – hryu(звукоподражание свиньи); guv – guv(звукоподражание собаки), mu – mu(звукоподражание коровы); cuckoo – cuckoo(звукоподражание кукушки); chick – chick(звукоподражание соловья); pe – pe – pe(звукоподражание цыпленка);
|
«Предметы»
(на уроке используются картины различных предметов)
|
[u:]
[b]
[tς]
[p]
[z]
[t]
[h]
[ə]
[η]
[w]
|
Toot(звукпаровоза)
Bang, bleep, boom, bump
Chink, choke, chop, chug
Pip, plop, plosh, plump, pop
Sizz, sizzle, zing, zonk, zoom
Tick, ting, tinkle, tramp, trash
Hush(звуктишины), hum
Purl(журчание)
Gurgle (бульканьеводы)
Clang, jingle, tang, ting, ring, zing
Wheeze, whistle …
|
|